Накануне посещения региона сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле дал интервью журналу The Business Year, в котором высказал ряд интересных позиций оценочного типа, касающиеся карабахского урегулирования. Они настолько любопытны, что нуждаются в специальном анализе.
1. Фюле считает, что только мирное соглашение позволит Южному Кавказу приблизиться к безопасному и процветающему будущему и поможет раскрыть весь потенциал региона, расположенного на пересечении Европы и Азии. Он заявляет, что «Евросоюз обеспокоен отсутствием ощутимого прогресса в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который остается одним из приоритетных вопросов политической повестки дня ЕС».
Что иметь в виду под термином «мирное соглашение» по Карабаху? По оценке американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, в настоящий момент Баку и Ереван «пришли к той точке, где их позиции в отношении дальнейших действий не так уж далеки друг от друга». По его словам, «на столе переговоров уже есть свод принципов, договоренности и документы, и никто не предлагает отказываться от них». На данном этапе Уорлик видит «задачу в том, чтобы найти способ помочь сторонам принять последний смелый шаг, преодолеть оставшиеся разногласия и принести мир и стабильность, которые их народы заслуживают». Почему же еврокомиссар Фюле «не видит ощутимого прогресса в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», тогда как по Уорлику конфликтующие стороны находятся чуть ли в шаге от прорыва на этом направлении?
2. Фюле приветствовал - после долгого перерыва - встречу в Вене в ноябре прошлого года президентов Азербайджана и Армении, и призвал обе стороны конфликта активизировать усилия по достижению соглашения на основе Мадридских принципов, «и в рамках обязательства, взятых в рамках Минской группы ОБСЕ». В его интерпретации Мадридские принципы включают в себя «неиспользование силы или угрозы силой, уважение территориальной целостности, обеспечение права народов на самоопределение».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Уорлик является пока единственным из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который придал гласности ведущийся поиск практических механизмов по реализации Мадридских принципов. Но дело в том, что, когда шла подготовка к подписании. документа об Ассоциации Азербайджана с ЕС, выяснилось, что Брюссель подвесил принцип территориальной целостности Азербайджана, что придает прописанному в Мадридских принципах сценарию «промежуточного статуса Карабаху» особый смысл. При этом на эту базовую позицию нанизываются важные, но все же технические детали: различия статусов Карабаха и «оккупированных территорий», создание стратегического коридора между Степанакертом и Ереваном и т.д. Понятно и то, почему президент Армении Серж Саргсян заявил на пресс-конференции с президентом Франции Оландом в Ереване, что «членство в Таможенном союзе не означает свертывания отношений с ЕС». «Напротив, — пояснил он, — было бы желательно, чтобы поступило особое предложение по ассоциации для Армении».
С другой стороны, к 1 июня должен быть подготовлен проект договора о присоединении Армения к Евразийскому экономическому союзу. В этой связи начальник отдела международного взаимодействия департамента развития и интеграции Евразийской экономической комиссии Антон Азаров заявил, что границы Евразийского союза будут определяться в «пределах воспринимаемых в настоящее время границ Республики Армения», то есть без Карабаха. Это подтвердил и депутат парламента Казахстана Камал Бурханов, считая, что «никакие другие моменты там не могут быть присоединены, иначе мы де-факто признаем границы, которые никто не признал в мире - ни Россия, ни Казахстан, никто в мире». Из этого следует, что если бы Азербайджан рвался бы в Таможенный и в Евразийский союзы, то его приняли бы «в пределах воспринимаемых в настоящее время границ», то есть с Карабахом.
Но Баку в эти экономические сообщества никто не приглашает. В то же время, как справедливо заявил депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Армении, глава постоянной комиссии по внешним сношениям Артак Закарян, «на Закавказье начинает распространяться мощное евразийское экономическое пространство», и по факту Карабах может приобрести статус «особой территории». В этой связи становится понятным, почему американский сопредседатель Уорлик считает, что Степанакерт должен, наряду с Баку и Ереваном, участвовать в переговорном процессе по урегулированию конфликта. Более того, когда еврокомиссар Фюле заявляет о том, что ЕС «видит стратегический интерес в продолжении переговоров с Азербайджаном по авиационному соглашению, поддержке строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и международного торгового порта в Аляте, а также реализации проекта Silk Wind», то это выводит и на вопрос и о возможности в скором будущем налаживания авиасообщения Европы со Степанакертом. Неслучайно и то, что предложение Азербайджана о том, чтобы Минская группа ОБСЕ выступила в Баку на 23-й летней сессии ПА ОБСЕ с отчетом о деятельности по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, не было внесено в повестку «по причине процедурного порядка».
К тому же Запад, с одной стороны, усилил критику Баку за нарушение прав человека, за нарушение принципов демократии, с другой - не скрывает стремления контролировать через Баку его нефтегазовый сектор и Каспий в целом, подключая его ресурсы к проблеме «обеспечении энергетической безопасности Европы». Кстати, это и есть те самые результаты конкретных изменений геополитического контекста в Черноморско-Каспийском регионе, о чем много раз предупреждало ИА REX. Поэтому заблуждаются те эксперты, которые заверяют, что воссоединение Крыма с Россией не окажет существенного влияния на динамику процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Уже оказывает.
Комментарии читателей (0):