Ответные, антимайданные акции протеста в Украине, плотно вошедшие в массовый обиход под названием «Русская весна», традиционно рассматривается как свойственное лишь Юго-Востоку явление. Тем не менее, Украина пока что ещё остаётся целостным государством, следовательно, любые, пусть даже происходящие в отдельном регионе (-ах) страны события, не могут не отображаться на общем положении дел.
Центральную, как и Западную Украину, уже как-то традиционно принято считать потерянной для ненационалистической, русскоязычной части страны, переживающей сегодня процесс формирования и становления особой надрегиональной идентичности. Об этих регионах говорят, как об окончательно заражённых прозападной, националистической, славянофобской риторикой, а также мифом о необходимости построения украинского этнонационального государства.
Тем не менее, в подобного рода дискурсе как-то забывают о наиболее «несвойственном» для Западной Украины регионе – Закарпатье. Интересен он тем, что представляет собой кардинально отличную от соседних Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей территорию. Этнический состав, например, пестрит небывалым для этой части Украины разнообразием. Помимо украинцев, тут проживает достаточно большое количество русских, венгров (12 процентов населения края), белорусов, румын, словаков и даже русинов, которых многие давно относят к четвёртому восточнославянскому этносу.
Межнациональный язык общения, не поверите, русский, гораздо реже – украинский.
Тема закарпатских венгров, кстати, не так давно поднималась на сессии ПАСЕ, чем спровоцировала большущий скандал. Депутат венгерской националистической партии «Йоббик» Тамаш Гауди Надь во время обсуждения крымской темы заявил, что миллионы украинских венгров в Закарпатье испытывают национальную дискриминацию, а Украина вообще является искусственно созданным государством.
Так это или нет – судить, наверное, не будем, однако закарпатский регион действительно может ожидать своя «весна народов», если дискриминационная политика будет продолжаться и дальше.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Доказательством того, что Закарпатье является своеобразным «анклавом» внутри Западно-Центральной Украины к слову, является голосование жителей этого региона на украинских выборах. Традиционно Украину электорально делят на Юго-Восток и Запад-Центр. Но Закарпатье в целом выпадает из этой конструкции. Например, на последних парламентских выборах в 2012 году Закарпатская область оказалась единственным неюговосточным регионом, в котором Партия регионов заняла первое место (30,87%), причём итоговый процент оказался выше, чем, например, даже в Херсонской области (29,34%). Или, скажем, 2010 год – президентские выборы, второй тур. Янукович набирает в Закарпатье 41,55%, тогда как в соседних Львовщине – 8,60%, Ивано-Франковщине – 7,02%.
Отличилось – в хорошем смысле – Закарпатье и при Евромайдане. Во время первой волны захвата административных зданий сторонниками евроинтеграции на Западе и в Центре страны закарпатцы, в отличие от, скажем, соседей по львовской области, не громили административные здания, а наоборот, организовали самооборону перед зданием ОГА и блокпосты, дабы не допустить приезжих провокаторов из соседних областей для захвата зданий.
Одним из наиболее активных участников такого рода акций как раз были этнические венгры.
К слову, учитывая, что именно Венгрия сегодня и в ближайшие несколько лет, судя по всему, станет лидером евроскептических идей в Евросоюзе, украинские венгры являются важными союзниками для граждан Юго-Востока во внешнеполитическом вопросе. Потому что венгерское меньшинство не сможет быть использовано евронационалистами в пропаганде прозападных идей. Грубо говоря, закарпатские венгры могут стать таким же мощным евроскептическим фактором, как, скажем, болгары украинской Бессарабии, которые почти стопроцентно настроены проевразийски, несмотря на то, что их этническая прародина является членом Евросоюза.
Понятно, что закарпатские венгры в своей деятельности наткнутся на жёсткую риторику и противодействие со стороны правонационалистических украинских партий. Доселе главным критиком самоопределения венгров на Украине была «Свобода». За избиение венгерских активистов в Закарпатье её когда-то исключили даже из «Альянса европейских национальных движений», членством в котором «Свобода» так любила хвастаться (таким образом подчёркивая свою мнимую европейскость).
Тем не менее, безнаказанно обзывать венгров «пятой колонной», срывать венгерские мероприятия и терроризировать венгерских активистов, как это происходит с русскими и русскоязычными, не получится. Прежде всего, потому, что венгры имеют прародиной страну Евросоюза, а таковых критиковать не положено. Вдобавок потому, что официальный Будапешт сегодня занял достаточно твёрдую позицию по отстаиванию прав венгерского меньшинства за пределами прародины. И это касается не только Украины, но и, например, Румынии.
***
В общем, активистам Русской весны, если они ходят действительно изменить украинское государство, а не только ограничиться Юго-Востоком, необходимо срочно налаживать связи с венгерскими движениями, всячески поддерживать акции, направленные на противодействие национализму, бандеровщине. Ибо сегодня ничего не может быть коварней в отношении украинских националистов, как во власти, так и возле неё, нежели удар из западных регионов, тогда как всё внимание сосредоточено исключительно на бунтующем Юго-Востоке.
Комментарии читателей (0):