Сеть этнологического мониторинга при Институте этнологии и антропологии РАН (директор Сети – академик Валерий Тишков) подвела итоги Рейтинга конфликтности государств и регионов за январь-декабрь 2013 года. Такой Рейтинг составляется специалистами Сети почти 20 лет.
В его основу положена оригинальная методика, которая является признанным научным брендом института. Она учитывает значения 46 индикаторов, включая измерение социально-экономической, общественно-политической ситуации, уровня напряженности межэтнических отношений, общественных реакций на значимые события, публикации в СМИ и социальных сетях.
Ежеквартальный мониторинг текущей ситуации проводится в постсоветских государствах и в половине субъектов Российской Федерации, включая регионы Северного Кавказа, Юга России, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и других регионов.
Как пояснил заместитель директора ИЭА РАН Владимир Зорин, в 2013 году в целом межэтническая и общественно-политическая ситуация на постсоветском пространстве оставалась сложной, а в ряде стран конфликтность достигла критического уровня. Это не могло не отражаться на аналогичных показателях, относящихся к субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем, можно отметить, что по сравнению с 2012 годом ситуация в России не ухудшилась. Определенное позитивное влияние на межнациональные отношения начал оказывать комплекс мер, осуществляемый федеральными органами власти, администрацией Президента РФ, Правительством РФ в сфере реализации «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», утвержденной указом Президента РФ. Отмечается повышение эффективности в деятельности региональных и местных властей по обеспечению этнокультурных запросов населения и предотвращению межгрупповой напряженности и бытовых конфликтов с этнической окраской. Однако такое улучшение еще не повсеместно, оно особенно проблематично в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, а также в густо населенных центральных областях, прежде всего, Московской области.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается динамики межэтнических отношений, то можно говорить в настоящее время об общем снижение межэтнической напряженности (после ее роста в 2008 года, перешедшего к всплескам конфликтности в Москве в 2010 году и других регионах и напряженных «электоральных» 2011 и 2012 годов), когда в Российской Федерации удалось купировать массовые выходы из правового пространства (кроме отдельных случаев в Бирюлево, Пугачеве и нескольких местных конфликтов), предотвратить террористические акты и снизить уровень преступности, связанной с деятельностью ультранационалистических элементов.
В региональном разрезе это выразилось в расширении пространства стабильности, включая Юг России, что связано с мерами по подготовке Сочинской Олимпиады, а также сохранении и поддержки стабильности в многоэтничном Поволжье и в крупных российских городах. Нестабильность и конфликты сохраняются на Северном Кавказе (особенно Кабардино-Балкария и Дагестан), также выросла межэтническая напряженность в регионах Дальнего Востока на почве ухудшения социальной ситуации и природных катаклизмов.
Рейтинг конфликтности государств и регионов
По данным Сети этнологического мониторинга (январь-декабрь 2013 г.)
Таблица 1. Рейтинг конфликтности в странах
Государства, где осуществляется мониторинг |
Конфликтность, % + |
Общественно-политическая ситуация в 2013 г. ++ |
|||||
2013 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2009 г. |
|||
Азербайджан |
22,83 |
18,54 |
22,28 |
38,11** |
45,41** |
конфликтные ситуации |
¨↑ |
Армения |
34,74 |
38,93 |
46,90 |
53,22 |
52,44 |
заметные конфликты |
¨ |
Белоруссия |
0,65 |
0,85 |
6,43** |
5,82** |
4,70** |
стабильная обстановка |
|
Грузия |
24,00** |
25,00** |
23,04** |
34,23** |
46,02** |
заметные конфликты |
|
Казахстан |
1,94 |
6,08 |
5,54 |
7,21 |
3,93 |
стабильная обстановка ↓ |
¨↓ |
Юж.-Казахстанская обл. |
2,55 |
4,79 |
6,55 |
6,14 |
5,37 |
стабильная обстановка |
¨↓ |
Киргизстан |
49,09 |
46,31 |
47,47 |
41,63 |
27,45 |
частые конфликты |
¨ |
Латвия |
8,70 |
2,91 |
2,81 |
2,72 |
2,85 |
слабая напряженность↑ |
¨↑ |
Молдавия |
|
|
7,13** |
7,53** |
7,16 |
|
|
Приднестровье |
|
|
8,07** |
9,43** |
13,61 |
|
|
Россия |
7,51* |
8,84* |
9,06* |
8,07* |
7,83* |
слабая напряженность |
¨* |
Таджикистан |
6,12 |
5,94 |
8,75 |
6,32 |
5,82 |
слабая напряженность |
¨↑ |
Узбекистан |
1,76 |
2,99 |
4,62 |
3,80 |
2,41 |
стабильная обстановка |
¨ |
Украина |
18,78 |
10,99 |
10,96 |
6,27 |
12,97 |
конфликтные ситуации |
¨↑ |
Крым |
9,57 |
4,18 |
18,40 |
5,23 |
4,35 |
слабая напряженность↑ |
¨↑ |
Эстония |
2,73 |
3,51 |
3,41 |
3,94 |
3,85 |
стабильная обстановка |
¨ |
Южная Осетия |
7,40 |
23,37 |
17,84 |
14,33 |
18,10 |
слабая напряженность ↓ |
¨↓ |
* Средневзвешенная оценка по анализируемым регионам РФ.
** С учетом экспертной оценки руководства Сети EAWARN.
+ Уровень общественно-политической конфликтности рассчитывается как средняя величина баллов, выставленных экспертом по 46 индикаторам (с коэффициентом текущей значимости каждого индикатора), и для удобства восприятия представленная в процентах от максимально возможной негативной оценки.
++ Шкала этнологического мониторинга EAWARN (статус общественно-политической ситуации в государстве, регионе):
1 – общество в состоянии конфликта (конфликтность 75–100%)
2 – частые массовые конфликты (40–75%)
3 – заметные конфликты (25–40%)
4 – возникают конфликтные ситуации (10–25%)
5 – периодически возникает напряженность (5–10%)
6 – стабильная обстановка (менее 5%)
¨ Этническая напряженность (высокая доля конфликтных индикаторов, имеющих, по оценке экспертов, этнический аспект)
↑ или ↓ - Заметное изменение (ухудшение или улучшение) ситуации по сравнению с предыдущим периодом.
Таблица 2. Рейтинг конфликтности в регионах Российской Федерации
Регионы, где осуществляется мониторинг |
Конфликтность, % + |
Общественно-политическая ситуация в 2013 г. ++ |
|||||
2013 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2009 г. |
|||
Дагестан |
36,57** |
37,03** |
39,20** |
28,76** |
14,00 |
заметные конфликты |
¨ |
Кабардино-Балкария |
35,40 |
37,07 |
38,57 |
34,21 |
30,82 |
заметные конфликты |
¨ |
Ставропольский край |
19,90 |
14,31 |
17,31 |
9,78 |
9,32 |
конфликтные ситуации |
¨↑ |
Ингушетия |
19,16 |
27,00** |
28,04** |
28,22** |
26,22 |
конфликтные ситуации↓ |
¨ |
Якутия |
16,68 |
15,99 |
11,41 |
8,42 |
16,37 |
конфликтные ситуации |
¨ |
Северная Осетия |
14,01** |
14,82** |
12,34** |
11,62** |
5,76 |
конфликтные ситуации |
¨ |
Краснодарский край |
14,01 |
12,57 |
13,96 |
9,42 |
10,74 |
конфликтные ситуации |
¨↑ |
Волгоградская обл. |
11,24** |
9,10 |
8,29 |
0,68 |
2,26 |
конфликтные ситуации↑ |
¨↑ |
Чечня |
10,95 |
11,59 |
15,02 |
15,92 |
17,16 |
конфликтные ситуации |
¨ |
Саратовская обл. |
10,66 |
10,50 |
10,17 |
7,60 |
9,75 |
конфликтные ситуации |
¨ |
Ростовская обл. |
10,62** |
8,13** |
7,11** |
5,62** |
4,47** |
конфликтные ситуации↑ |
¨ |
Москва |
10,24 |
10,59 |
9,78 |
9,52 |
7,83 |
конфликтные ситуации |
¨ |
Башкортостан |
9,61 |
9,24 |
4,93 |
6,34 |
20,65 |
слабая напряженность |
¨ |
Московская обл. |
8,92 |
7,06 |
6,13 |
7,28 |
6,32 |
слабая напряженность |
¨↑ |
Адыгея |
8,69 |
11,07 |
12,93 |
13,38 |
11,73 |
слабая напряженность↓ |
¨↓ |
Хабаровский край |
8,31 |
6,21 |
10,68 |
10,45 |
9,53 |
слабая напряженность ↑ |
¨ |
Астраханская обл. |
8,12** |
6,65** |
5,23** |
3,84** |
2,54* |
слабая напряженность |
¨ |
Архангельская обл. |
8,04** |
8,32** |
7,00** |
7,03 |
7,16 |
слабая напряженность |
|
Иркутская обл. |
8,01** |
7,98** |
7,82** |
7,70** |
7,59** |
слабая напряженность |
|
Калмыкия |
7,67 |
6,81 |
3,25 |
4,50 |
3,44 |
слабая напряженность |
¨↑ |
Пермский край |
7,10 |
6,63 |
6,76 |
6,77 |
7,26 |
слабая напряженность |
¨↑ |
Сахалинская обл. |
6,81** |
6,27** |
5,22** |
3,54** |
1,38** |
слабая напряженность |
|
Оренбургская обл. |
6,66 |
7,20 |
6,25 |
6,79 |
5,44 |
слабая напряженность |
¨ |
Нижегородская обл. |
6,54 |
5,14 |
6,45 |
8,35 |
7,94 |
слабая напряженность |
¨ |
Самарская обл. |
6,35 |
6,99 |
8,33 |
7,02 |
7,85 |
слабая напряженность |
¨ |
Томская обл. |
6,30 |
6,38 |
6,16 |
9,72 |
9,34 |
слабая напряженность |
¨ |
Приморский край |
5,84** |
4,32** |
5,22** |
3,78** |
1,41 |
слабая напряженность |
|
Карачаево-Черкесия |
5,40 |
18,59** |
22,13** |
21,34** |
19,95** |
слабая напряженность |
¨↓ |
Ханты-Мансийский округ |
5,29** |
6,03** |
6,32** |
5,64 |
5,10 |
слабая напряженность |
¨ |
Бурятия |
3,89 |
2,59 |
3,06 |
2,50 |
2,90 |
стабильная обстановка |
|
Удмуртия |
3,56 |
4,78 |
4,93 |
2,62 |
2,27 |
стабильная обстановка |
|
Ненецкий округ |
3,12** |
2,01** |
3,15** |
2,26** |
1,41 |
стабильная обстановка |
|
Республика Тыва |
2,84 |
4,07 |
5,39 |
6,13 |
11,90* |
стабильная обстановка |
¨ |
Алтайский край |
2,45 |
3,02 |
2,66 |
4,72** |
3,80** |
стабильная обстановка |
|
Мордовия |
1,59 |
1,59 |
1,59 |
0,71 |
0,71 |
стабильная обстановка |
|
Омская обл. |
1,53 |
2,51 |
6,25 |
8,18 |
|
стабильная обстановка |
|
Коми |
1,32 |
4,89 |
2,15 |
1,90 |
4,48 |
стабильная обстановка |
¨↓ |
Карелия |
0,61 |
1,09 |
1,09 |
0,68 |
0,82 |
стабильная обстановка |
|
Татарстан |
0,50 |
0,80 |
4,56 |
3,22 |
3,30 |
стабильная обстановка |
¨ |
Республика Алтай |
0,22 |
0,12 |
5,42 |
9,51 |
5,49 |
стабильная обстановка |
|
Тюменская обл. |
0,20 |
1,84 |
6,71 |
1,06 |
1,42 |
стабильная обстановка |
¨ |
Марий Эл |
0,00 |
0,04 |
0,27 |
0,28 |
0,98 |
стабильная обстановка |
|
Чувашия |
0,00 |
0,00 |
0,35 |
0,00 |
0,00 |
стабильная обстановка |
|
Комментарии читателей (0):