Российское государство ежегодно тратит десятки миллиардов бюджетных рублей на изучение истории, содержание десятков тысяч учителей истории, целых научно-исследовательских институтов, на издание исторической литературы, популяризацию истории и т.д. Естественно, что государство вправе рассчитывать на конкретную отдачу в виде мобилизации населения по признаку исторической памяти в нужные моменты. Кризис в Украине показал, что все стороны конфликта – и Россия, и Запад, и Украина активно использует историческую память народов для подтверждения своей правоты и мобилизации ресурсов.
История и идеология
Обращали ли вы внимание, что в любом учебнике истории основное, самое почетное место отведено истории войны?.. Десятилетия и даже столетия мирной жизни стран и целых континентов занимают в книге лишь несколько страниц, а даже короткому периоду войн отведены десятки страниц. Александр Македонский, Цезарь, Ганибал, Спартак, Чингисхан, Александр Невский, Степан Разин, Пугачев, Суворов, Наполеон, Кутузов, Иван Грозный, Ленин, Сталин – эти и многие другие персонажи истории, накрепко заученные миллионами учеников еще в школе, отложатся в сознании и для каждого станут спутниками всей последующей жизни. С именами этих людей крепко связаны революции и войны, кровь и разрушение, но для исторической науки они неизмеримо важней миллиардов простых тружеников, созидателей, навсегда оставшихся безызвестными.
Это не удивительно. Из всей бесконечной массы знаний о происходившем в прошлом, историческая наука развивает знания, сохраняет их, но тиражирует далеко не все. Она удерживает лишь то, что важно для сохранения мобилизационного потенциала общества, для сохранения высокого уровня человеческой организации, для объединения общества в единое целое. Остальные знания не важны, они лишь руда, из которой добываются важные для общества концепции и теории. История – это не просто наука. Скорее уж это концентрат идеологии, база, на которой строится идеологическая основа общества. Нет истории без идеологии. И уж точно нет истории как «чистой науки».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Соль земли»
В горбачевскую перестройку кулаков в пику советской традиции стали именовать «лучшими людьми русской деревни» или «солью земли».
Моя бабушка, Филоненко Серафима Степановна, уроженка села Подгорное Воронежской области, 1913 года рождения, из своего детства запомнила и часто рассказывала нам один жутковатый случай. В ночь на Рождество, холодной зимой 1916-1917 годов, она с группой детей ходила по дворам и пела «колядки» - рождественские песни. Веками заведено было в этот день приглашать детей в дом, угощать сладостями и давать их с собой. Но когда они постучали в дом самого богатого хозяина, «кулака», тот открыл дверь и окатил ребят ведром холодной воды. Просто так, без объяснений, без повода. Здоровенный ублюдок стоял и смеялся над оторопевшими детьми – а во дворе стоял тридцатиградусный мороз! А через месяц с небольшим грянула первая (Февральская) революция. Потом была Октябрьская, была Гражданская война и раскулачивание. Возможно, кулак прожил недолго, расплатившись кровью, в том числе, за каждую детскую слезинку. Но даже более чем через восемьдесят лет его помнила, по крайней мере, моя бабушка. Помнила, когда уже забывала многое другое. Ибо настоящую ненависть забыть невозможно.
Я заканчивал школу в конце 1980-х. Это было время горбачевско-яковлевского безумия, когда предатели использовали всю мощь советской идеологической машины для развала советского строя. Когда ложь об отечественной истории сочилась изо всех дыр. Когда кулаков называли «солью земли», большевиков – немецкими агентами, а Николая II, «Николку Кровавого», впервые в истории России позорно проигравшего сразу две судьбоносные войны (русско-японскую и Первую Мировую), «невинно убиенным». В десятом классе на уроке истории я рассказал бабушкину историю, от себя добавив, что я думаю об этой перестройке. Меня попросили удалиться из класса.
Сколько себя помню – новейшая история притягивала меня как магнит. И я все-таки стал историком. Но лишь прочтя сотни книг, я понял – история это не просто наука. История – мобилизационный ресурс общества на случай самых трудных дней.
Поверженные гиганты
1980-е годы были странным временем, смешавшим все в умах наших сограждан в серую неудобоваримую кашу. В ходе идеологической подготовки перестройки очернению подвергалась вся история Советского Союза: вначале сталинские репрессии, потом вся эпоха Сталина, потом «кукурузное» десятилетие Хрущева, застой и далее уж все без разбора. Любой бред, выброшенный Яковлевым и прочими идеологическими диверсантами воспаленному сознанию интеллигенции, казался «новым словом».
И вот сегодня мы живем в стране, где нет ничего святого, нет символов, способных объединить общество. Что у нас в прошлом? Иван Грозный? Он вдвое увеличил территорию Руси, взял Казань и Астрахань, сломил сопротивление последних татарских ханств, остановил «драг нах Остен»… Но этим ли он знаменит? Нет, с ним увязывают самые мрачные злодеяния, пытки в застенках, маниакальные припадки, религиозный фанатизм, опричнину…
Екатерина II? Ее ведь не зря называли Екатерина Великая, но все ее заслуги перед Россией забыты, и сегодня десятки телеканалов, газет едва ли ни ежедневно смакуют подробности ее личной жизни. Петр I? Грязи на него сегодня льется не менее, чем на Ивана Грозного. Многие истинные герои России просто забыты. К примеру, Ермак, ценой своей жизни подаривший России бескрайнюю Сибирь. Спросите сегодня на улице, кто такой Ермак? Что вы услышите в ответ? «Чо?..».
Ни одно общество не сможет жить, если не будет связано единой идеологией, единым пантеоном героев. И вот теперь на место поверженных гигантов российской истории пытаются водрузить идолов, на скорую руку слепленных из пигмеев, ничтожеств, волею судьбы причастных к российской истории. Вроде царя-мученика Николая II, которого современники звали «кровавым». Может он и мученик, но объективно говоря он – худший из российских царей, плохо управлявший великой страной, бездарно проигравший войну Японии, затем развязавший и бездарно проигравший Первую Мировую, допустивший революцию и, наконец, расстрелянный собственными подданными в знак своей «профнепригодности».
Победа – наш последний рубеж
Победа в Великой Отечественной войне стала последним еще не оболганным и светлым пятном в новейшей истории нашей страны. Грязи и на нее было вылито немало, но повезло – что-то в глубинах нашего сознания помогло увидеть опасность разрушения этого последнего архетипа нашей истории. Победа оказалась «тефлоновой» – ложь так и не прилипла к ней.
Разумеется, больше всего атак на нашу Великую Победу связано с именем Сталина. Что только ни приписывают ему: голодомор на Украине и в Поволжье, репрессии, раскулачивания, неудачи первых лет войны… Многие из обвинений справедливы. Но сегодня Сталина уже нет, его эпоха – далекое прошлое. И потому не важно, что при нем было плохого. Важен лишь результат: мы победили в войне, в которой, казалось бы, победить было невозможно. Войдя на территорию СССР, немцы убили не менее 12 миллионов мирных граждан – женщин, детей, стариков, чем подтвердили серьезность намерения исполнить амбиции Гитлера. Убить еще 40 миллионов им помешала Красная армия. Всего за несколько межвоенных лет Сталин создал в стране мощнейшую промышленность, не имеющую равных в мире. Вся объединенная Гитлером Европа ничего равного создать не смогла – немцы заканчивали войну почти без войск и оружия. Берлин обороняли старики с охотничьими ружьями (фольксштурм) и подростки с примитивными гранатометами (гитлерюгенд).
Сегодня очернение отечественной истории, оболванивание либеральной пропагандой достигло критического рубежа. Я сам слышал: теперь и взрослые и подростки говорят: лучше бы нас завоевал Гитлер: мы ездили бы на «Мерседесах» и пили баварское пиво. Знаю, в чем-то обвинения в адрес Сталина справедливы. Но теперь это не имеет никакого значения. Надвигаются трудные времена. Его оболганное имя должно быть реабилитировано, как и имена других национальных героев. Это нужно не ему, это нужно России – чтобы выстоять, пережить грядущие трудные времена.
Украина: «Фашизм не пройдет!»
Внезапная дестабилизация политической ситуации на Украине застала врасплох не только украинское общество и украинских политиков, но и Россию, и Европу и США. Возможно, спецслужбы, дипломаты вовлеченных в конфликт сторон помогали тем силам, которых поддерживали. Но в целом перемены были резкими и неожиданными. Никто также не ожидал сильного противодействия другой стороны. И потому возникла необходимость моментально отмобилизовать общественное мнение в своей стране, а если получится – то и за рубежом в поддержку своей точки зрения.
Естественно, что обилие правых радикалов в новом украинском руководстве вызвало опасения на востоке Украины, а затем и в России. Наиболее мощная правая партия «Свобода» вообще получила в свое распоряжение контроль за т.н. «силовым блоком», что совершенно четко стало признаком угрозы для несогласных. Краеугольным камнем российской агитации в идеологической борьбе за Крым стало осуждение украинских националистов, имеющих духовное родство с гитлеровскими нацистками.
Но – не только. Владимир Путин, обращаясь к Государственной Думе 18 марта 2014 говорит много о месте Крыма в истории России: «Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг - обращение к православию - предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. В Крыму - могилы русских солдат, мужеством которых Крым в 1783 году вошел Российскую державу. Крым - это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и Родина русского Черноморского военного флота»…
Взгляд с другой стороны баррикад
Запад, активно поддержавший украинский переворот, также использует память о Второй Мировой войне для обоснования своей позиции и мобилизации общественного мнения. Так, бывший государственный секретарь США и возможный кандидат в президенты сравнила действия России с фашистской Германией, а действия президента России Владимира Путина – с практикой Адольфа Гитлера.
Из официальных лиц действия Европы Путина и Гитлера первым сравнил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Правда, это заявление из уст официального немецкого политика вызвало столь негативную реакцию в России, что Шойбле вынужден был даже заявить что его «не так поняли».
Зато западные СМИ, которые вообще не стеснены своим статусом или объективностью, активно навязывали обществу параллели «фашистская Германия – Россия» и «Гитлер - Путин»… Подобный информационный поток стал идеологической основой освещения ситуации вокруг взаимоотношения России и Украины.
Дальнейший пересмотр истории в Украине будет
История уже очевидно является оружием. Поэтому на фоне набирающего обороты политического противостояния России и Украины в украинском обществе усиливается давление с целью еще более радикального пересмотра истории страны. В частности, недавно сайтом «Радио «Свобода» было опубликовано интервью с новым директором Украинского института национальной памяти историком Владимиром Вятровичем, автором работ о сопротивлении советской оккупации на западе страны и сторонником Майдана. Он говорит о дальнейшем пересмотре истории страны:
«В Украине сейчас имело место именно антисоветское восстание. Именно потому, что это восстание было антисоветским, его символом стал Степан Бандера... Я думаю, то, что происходит на Украине, — это такая стихийная десоветизация. Как директор института я считаю одним из важных направлений эту стихийную десоветизацию оформить в какую-то конкретную политику и уже реализовывать ее со стороны государства.
- Вы, как историк, занимались изучением борьбы против советской власти в послевоенной Украине. Сейчас эта тема используется в идеологической борьбе. Слово «бандеровец» постоянно звучит в российской пропаганде. Какие у вас ощущения от этой кампании?
- Ощущение возвращения в прошлое. Сейчас то, что делает российская пропаганда — это, по сути, повторение советской пропаганды, которой уже больше чем полстолетия. Бандера и бандеровцы еще тогда, в 1940-1950-е годы для советской пропаганды стали символом антисоветского движения. Соответственно сейчас, во время, когда российская агрессия опирается на идеологию возрождения Советского Союза, любое сопротивление этой агрессии называется бандеровским. То есть мы имеем практически повторение прошлого в украинской современности.»
Украинский конфликт: посторонним вход разрешен
Как известно, значительная часть развивающихся стран поддержала позицию Россию в украинском кризисе в пику Западу. И здесь также исторические параллели стали основой для позиционирования в новой реальности.
Недавно, к примеру, в индийском издании Фронтлайн опубликована хорошая статья с глубоким анализом ситуации вокруг взаимоотношений России и Украины. Статья называется «Большая игра» - по аналогии с колониальной операцией Великобритании, отрезавшей в начале века XX Россию от британских колониальных властей в Азии.
Богатый исторический опыт несправедливости со стороны Запада хорошо представлен в статье:
«Ушла мода называть себя «нацистом» или «фашистом». Однако, как говорится, роза останется розой, как бы ее ни называли. Наследников фашистов широко привлекали к формированию правительств в ряде таких постсоциалистических стран, как Хорватия, Венгрия, Словения. Партии «коллекционного» фашизма также заметно представлены в некоторых западноевропейских странах, включая Францию, Австрию и Данию. Украина же — первое европейское государство, в состав правительства которого входят по меньшей мере три четкие политические группировки, открыто ассоциирующие себя с нацистским наследием и сейчас осуществляющие контроль над системой безопасности страны при явном патронате США и с полного согласия ЕС… Этот неонацистский марш в высшие эшелоны власти крупной европейской державы при полной поддержке всех западных стран обязательно прольется бальзамом на души других партий с фашистской закваской по всей Европе. Проще говоря, использование этого ведомого нацистами переворота для окружения России - качественно новый этап в американском «продвижении демократии» руками ультраправых. Нам уже знакомы «хорошие моджахеды» по антисоветской кампании в Афганистане; «хорошие милитанты-наркотеррористы» во время происков против Сальвадора, Никарагуа и шире — левых сил в Латинской Америке; «хорошие боевики «Аль—Каиды»», спущенные с цепи в Сирии, и др. Теперь у нас появились «хорошие нацисты» — уже собственно на европейской земле».
Битва за правильное толкование истории – это битва за будущее. И нет сомнения, что такая битва будет идти пока существует человечество.
Комментарии читателей (3):
Автор очень верно затронул тему героев. Идет подмена героев в Истории, а ,следовательно, и подмена понятий. Недопустимы инсинуации и в адрес Петра I, и Екатерины Великой. Но автор не указал имена и деяния таких Великих деятелей России, как Александр II и Петр Столыпин (продолжатель реформ Александра II).. Забыты имена не только Ермака, но и Ивана Калиты - собирателя земель русских. А Менделеев и Попов, Королев и Курчатов, Алексеев и Мясищев и многие, многие другие, что создавали славу науки и промышленности России (а не Сталины с Хрущовыми) - вот кого должен знать и помнить каждый россиянин, начиная со школьной скамьи.
А пересмотр Истории на Украине уже идет полным ходом, как идет он во всех странах постсоветского пространства. Идет на основе инсинуаций, а не правды.