Трёхнедельная командировка на полуостров подошла к концу. Мы приехали в Крым украинский, несколько дней пробыли в Крыму независимом, улетаем из Крыма российского. Спрессованные исторические события осмысляться будут ещё долго, потребуются годы и десятилетия, пока мы поймём, что на самом деле сделали Крым и Россия. Пока ясно одно, крымский референдум 16 марта поставил нашу страну перед выбором между большой надеждой или большим разочарованием, среднего не дано. Такой шанс даётся поколению один раз в жизни, упустить его смерти подобно.
«Мы вернулись домой», - эту фразу говорили нам многие крымчане. За ней не просто распространённый пафос, за ней стоят личные чувства и эмоции. Но столь же справедливым будет сказать, что домой вернулась и Россия, чьё цивилизационное рождение сотворилось на берегах древнего Херсонеса, где крестился языческий князь Владимир, вышедший из Крыма Святым. Россия ныне начинает отходить от морока безвременья и выстраивает историческую вертикаль нового политического и общественного мышления. В этом смысле Крым – точка, где тысячелетия истории чувствуются как нигде и как никогда остро. Самим фактом своего существования полуостров опровергает попытки иных наших зарубежных «доброжелателей» втиснуть Россию в узкие рамки «современного политического языка», где до 1991 года ничего не было.
Поэтому возрождение Крыма меньше всего хотелось бы воспринимать как «бизнес-проект». Напротив, полуостров следует выводить из сформированной за последние два десятилетия «сезонной ментальности», когда крымчане размечали свой календарь на время заработка на туристах и последующего проедания заработанного. Южный берег сегодня требует осторожного точечного развития, его следует даже немного «притормозить», разобраться с хаотичной застройкой и, пожалуй, «почистить» от излишней коммерциализации. Особенно в условиях, когда в него готов вложить миллиарды крупный российский бизнес.
Внимание центра, Москвы и Симферополя, наиболее заслуживает Крым военный, промышленный, сельскохозяйственный, научный, культурный. Если в туристических зонах местные предприниматели и власти ещё что-то делали, то в остальных точках царит страшная разруха. Между тем, до падения советской цивилизации на полуострове в райцентрах продуктивно работали консервные и молочные заводы, хлебокомбинаты, передвижные механизированные колонны. Богатейшие колхозы летом и осенью нанимали сезонных работников, чтобы успеть собрать урожаи. И селяне не испытывали нужды в том, чтобы покидать свои дома ради обслуживания туристов в Коктебеле, Ялте или Симеизе. Феодосийские и керченские оборонные заводы были загружены заказами в четыре смены без перерыва. Биологи и археологи изучали богатейшую крымскую природу и историю. Военные Севастополя и их сослуживцы, разбросанные по всему полуострову, контролировали прибрежное и глубокое пространство Ближнего Востока и Европы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 02.04.14 Пробуждённый Крым: с какой Конституцией жить полуострову / Станислав Стремидловский
- 29.03.14 Пробуждённый Крым: сколько осталось существовать Меджлису? / Станислав Стремидловский
- 26.03.14 Пробуждённый Крым: слово болгар - полуостров может стать примером для всего славянского мира / Станислав Стремидловский
- 23.03.14 Пробуждённый Крым: Симферополь принимает политических беженцев из Одессы / Станислав Стремидловский
Вот какой Крым нам нужен сегодня! Но одновременно с социально-экономическим развитием особое внимание должно быть уделено гуманитарной составляющей. Нам ни в коем случае нельзя повторить ошибки тех украинских политиков, которые плотно контролировали бизнес, а вопросы языка, истории и религии отдавали на откуп своим оппонентам. Москва должна помочь Симферополю в осознании важности этих факторов. К сожалению, пока что крымские власти делают шаги, которые трудно понять. Как в случае со снятием под давлением незарегистрированного Меджлиса татар Крыма директора Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерия Науменко и назначение вместо него жены главы Бахчисарайского районного меджлиса.
Со своей стороны Москва также могла бы вежливо попросить российских олигархов, которые хотят «зайти» на полуостров, взять на себя дополнительное обременение в виде восстановления памятников истории, утверждающих российское присутствие в Крыму. Например, воссоздать в Симферополе монумент императрице Екатерине II, князьям Григорию Потёмкину и Василию Долгорукову, полководцу Александру Суворову, посланнику Российской империи в империи Османской Якову Булгакову. И не только им, и не только в Симферополе.
Крым – место мистическое. Здесь начинали строить свои колонии древнегреческая Демократия и подарившая миру Право империя римлян. Распахивали горы и засевали поля крымские татары. Занимались ремёслами армяне и болгары. Возводили здания и культировали научное знание немцы. Делали вино и брынзу греки. Последние триста лет всё это произрастало на русской почве. Мал полуостров, да дорог. Не зря, начиная с XIX века, его облюбовали русские императоры, принимавшие в Крыму важнейшие геополитические решения, это традицию продолжили советские генсеки. Так почему бы и российскому президенту Владимиру Путину не перенести на два-три месяца свою резиденцию в Крым, чтобы отсюда управлять страной и принимать иностранных гостей? Ведь из Ливадийского дворца хорошо виден весь мир. И отсюда хорошо видна новая Россия.
Комментарии читателей (1):