Визит саудовского наследного принца и министра обороны Салмана бин Абдул Азиза Аль Сауда в регион Юго-Восточной Азии, судя по всему, несет в себе все признаки поиска нового внешнеполитического курса Эр-Рияда. Об этом, в особенности, достаточно ярко свидетельствуют итоги посещения высокопоставленным саудовцем, вторым человеком в иерархии Королевства, Пакистана и Индии. В данном случае в изменении или корректировке саудовского курса нет ничего необычного после «ссоры» с Вашингтоном, и ныне Эр-Рияд пытается найти новых друзей и соратников, и тем самым расширить и укрепить свои позиции в мире.
Как известно, 14 февраля 1945 года на борту корабля американского флота Quincy в Суэцком канале состоялась историческая встреча президента США Франклина Рузвельта с королем Саудовской Аравии Абдул Азизом ибн Саудом, в ходе которого был подписан договор. По соглашению, Америка гарантировала неизменную поддержку королевской семье Саудов и нефтяной компании Aramco, пока те обеспечивают бесперебойные поставки в США черного золота. Эти отношения сохранялись почти до последнего дня и стали меняться лишь в результате ряда новых обстоятельств.
Во-первых, это связано с ближайшей энергетической независимостью Америки. Так, за десять лет импорт энергоносителей в стране упал почти вдвое. Сокращение зависимости США от поставок нефти по большей части объясняется ростом внутреннего производства с помощью разработки сланцевых месторождений нефти и газа. В 2013 году объемы американской добычи превысили отметку в 7 миллионов баррелей в день при годовом приросте в 20%. В ближайшее время, в 2017-2020 годах, по мнению экспертов, США выйдут на первое место в мире по добыче нефти, оставив позади Саудовскую Аравию. Кроме того, некоторое время спустя они и сами могут начать экспорт нефти и газа. Новый расклад означает, что Вашингтон будет рассматривать нефтяные монархии Персидского залива, и прежде всего Саудовскую Аравию, не как важнейших поставщиков, которым отводится ключевая роль в удовлетворении его энергетических потребностей, а как потенциальных конкурентов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во-вторых, саудовцы весьма недовольны позицией Вашингтона в сирийском конфликте, считая, что именно американцы, имея в своем распоряжении колоссальные военные, дипломатические и иные возможности, должны свергнуть режим Башара Асада и преподнести Сирию на блюдечке с голубой каемочкой Эр-Рияду. Столкновение саудовско-американских интересов произошло и в Египте, где Вашингтон признал избранного президента Мохаммеда Мурси и власть организации «Братьев-мусульман», которая в Саудовской Аравии признана как террористическая. Кроме того, саудовцы считают, что только массированное присутствие американских военных в Катаре лишает их возможности вернуть Доху в лоно «арабской солидарности» под управлением Эр-Рияда. Дело дошло до того, что министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал обратился к Катару с требованием сделать три вещи: закрыть телеканал «Аль-Джазира», «смущающий умы аудитории», прекратить деятельность некоторых исследовательских центров и прекратить поддержку страной всех «незаконных» организаций.
В-третьих, и это пожалуй главное, нужно обратить внимание на некоторое улучшение американо-иранских отношений, после речи Барака Обамы о том, что центр своей внешнеполитической деятельности он переносит в Тихоокеанский регион. Другими словами, Вашингтон собирается уделять американо-китайским отношениям и китайским вызовам первостепенное значение. И возвращение Ирана в мировую политику под пристальным американским контролем, вне всякого сомнения, поможет затормозить наступление Пекина и стать мощным региональным противовесом для влияния Китая и Пакистана (это государство все сильнее скатывается в зависимость от Эр-Рияда и Пекина). Вашингтон, судя по всему, начинает воспринимать Тегеран не только как потенциального союзника в стратегии по сдерживанию Пекина, но и как возможную альтернативу саудовской нефти.
Учитывая все эти факты в Эр-Рияде было принято решение улучшить отношения со странами Юго-Восточной Азии, результатом чего и явился визит второго человека в Саудовской Аравии. И нужно сказать, что саудовцы добились значительных результатов в проведении этой политики. Прежде всего, это касается результатов визита принца Салмана в Исламабад, где он имел самые доверительные контакты с пакистанским руководством. Следует отметить, что с Пакистаном у саудовцев старые продвинутые отношения по военно-технической линии и сотрудничеству спецслужб. В последнем случае это особенно проявилось с эскалацией сирийского кризиса, последствия которого до сих пор заставляют саудовские власти опасаться распространения конфликта на Аравийский полуостров.
В Исламабаде будущий король Саудовской Аравии добился подтверждения пакистанцами их участия в защите границ крупнейшей монархии Персидского залива. По некоторым данным, пакистанские военнослужащие помогают саудовцам прикрыть их границу с неспокойным Йеменом, откуда высока угроза просачивания в Королевство экстремистских группировок. В пакистанских ВВС проходят подготовку саудовские пилоты. В качестве признательности Исламабаду за военно-политическую поддержку саудовцы во время визита выразили готовность нарастить закупки вооружений и военной техники.
Саудовская Аравия всерьез рассматривает возможность стать ядерной державой в случае, если Иран по-прежнему будет продолжать работы по обогащению урана. Необходимые технологии могут быть закуплены в Пакистане, в ядерную программу которого Саудовская Аравия в свое время вложила большие средства. Теперь эти средства должны к ней вернуться. Имея их, Эр-Рияд сможет получить ядерное оружие в кратчайший срок. В западной прессе неоднократно писали, что саудовцы уже имеют принципиальное согласие Пакистана продать им ядерные боеголовки.
Обращает на себя внимание также появившееся сообщение английской телекомпании ВВС о том, что «новой атомной державой, и даже раньше Ирана, может стать Саудовская Аравия». В частности, ведущий программы BBC Newsnight Марк Урбан со ссылкой на высокопоставленный источник в НАТО указал, что «саудовские власти вложили значительные средства в ядерную программу Пакистана и в любой момент могут получить от Исламабада ядерное оружие, которое уже готово к транспортировке».
Атомное сотрудничество между Исламабадом и Эр-Риядом, существовавшее в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия – секрет Полишинеля. Такой же, как и «аренда» пакистанских военнослужащих. Свою атомную бомбу пакистанцы создавали на деньги саудитов, потому как у самого Исламабада на это средств не было. Естественно, что саудовцы свое финансирование рассматривали не как благотворительность, а, во-первых, как долгосрочные инвестиции, поскольку считали, что пакистанская бомба – и их оружие тоже. Во-вторых, финансирование военных программ Пакистана было платой за то, что на протяжении последних 30 лет Исламабад неоднократно предоставлял королевству свои войска для обеспечения безопасности внутри королевства, для рейдов в Йемен и замирения шиитских провинций, то есть, для укрепления власти королевского дома Саудов.
Конечно, представить себе, что руководство Пакистана, забыв о своих международных обязательствах, станет передавать Эр-Рияду ядерное оружие, весьма сложно. Хотя, безусловно, в самом факте передачи ядерных технологий или ядерных боеприпасов ничего экстраординарного нет. Например, Британия стала ядерной державой за счет ядерных разработок и производства в США. Да и Израиль не сам же создал оружие массового уничтожения.
Вместе с тем, Эр-Рияд в ходе этого визита значительно укрепил многосторонние отношения с другой ядерной страной Индостана - Индией. Так, например, вице-президент Индии Мохаммад Хамид Ансари и наследный принц Саудовской Аравии Салман бин Абдель Азиз Аль Сауд подписали в Нью-Дели договор о сотрудничестве между странами в оборонной сфере. Как сообщили индийские СМИ, договор предусматривает проведение совместных учений, обмен информацией, подготовительные программы, партнерство в сфере военной логистики и так далее.
Визит принца Салмана, занимающего должности министра обороны и вице-премьера Саудовского королевства, стал первым официальным визитом на таком уровне с 2006 года, когда в Нью-Дели побывал король Абдалла. Среди прочего, Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти в Индию и значительным рынком трудоустройства для индийских рабочих (почти 2 миллиона человек), а торговый оборот между странами составляет огромную сумму в размере 43 миллиардов долларов.
С другой стороны, визиты принца Салмана в ряд стран Юго-Восточной Азии имеют и еще один подтекст. Накануне визита американского президента Барака Обамы в Саудовскую Аравию саудовцы хотят показать своим заокеанским друзьям, что Эр-Рияд не одинок в этом мире, в состоянии проводить свою независимую от американцев политику и активно участвовать на внешней арене как в регионе Ближнего Востока, так и далеко за его пределами.
Комментарии читателей (0):