Крымское сопротивление «временному правительству» Верховной Рады помогло остановить провальное для России развитие событий на Украине.
После казавшихся успешными для нас срыва Вильнюсского саммита Восточного партнерства, где В.Ф.Янукович так и не подписал соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, и заключения «большой сделки» о выделении Киеву кредитов и снижении цены на газ вкупе с подписанием десятка соглашений о развитии двустороннего сотрудничества положение на Украине резко повернулась в негативную для России сторону. «Оранжево-коричневый» протест вылился в правительственный, а затем и в общеполитический кризис, легитимный президент вынужден был бежать, центральная власть перешла к Верховной Раде, которая сформировала новое правительство с участием представителей нацистских группировок. Реальные очертания стал приобретать призрак повторения на Украине прибалтийского сценария с перспективой создания сегрегационного русофобского режима.
Именно активное и даже определяющее участие в митингах хорошо организованных и подготовленных нацистов, имеющих ячейки не только на западе страны, но и в восточных областях, является качественным отличием событий 2014 года от 2004 года. Эти боевики отличаются проработанной идеологией (за порядок, великую Украину для украинцев, традиционные ценности, против коррупции, ЛГБТ и пр.), готовы драться и воевать за идею. В условиях невысокого уровня жизни на Украине нацистский режим может оказаться вполне устойчивым. Причем «оранжевым» не стоит питать иллюзий, что они смогут держать «коричневых» под контролем: в конце пути либерал фашисту не товарищ.
Хочешь мира…
Для России такой сценарий на Украине крайне нежелателен не только потому, что нацизм это плохо вообще, а еще и потому, что украинский нацизм носит русофобский и экспансионистский характер с посягательствами на Кубань и ряд других российских территорий. Кстати, при всей противоестественности мысли о конфликте между Россией и Украиной случаи, когда Северная и Южная Русь оказывались по разные стороны, это как минимум Смута в 17-м веке, Северная война в 18-м и Гражданская война в 20-м.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 03.04.14 Турция возглавила миссию ОБСЕ на Украине
- 02.04.14 Россия с 7 апреля запрещает ввоз готовой мясной продукции из Польши и Литвы
- 17.03.14 Крым как целеполагатель российской политики на Украине / Денис Степанов
- 13.03.14 Если харьковчане сами не возьмут реальную власть, то за них это никто делать не будет / Борис Рожин
Проблема заключается в том, что история, пожалуй, не знает примеров мирного отстранения нацистов от власти (вот примеры их прихода к власти демократическим путем известны хорошо). И поэтому наблюдаемый вариант силового противостояния на Украине, где Россия оппонирует, естественно, вовсе не украинскому народу, а Западу как своему извечному геополитическому сопернику, выглядит вполне оправданным. Кстати, на фоне незаконного провозглашения независимости Косово и целой череды войн западных государств против третьих стран за последние полтора десятка лет российские действия по самозащите пока выглядят верхом миролюбия.
Главным вопросом остается – кто возьмет верх на Юго-Востоке страны? Отстояв себя, этот регион получит возможность политического торга о власти в Киеве, а, значит, и во всей Украине. Для России же это возможность хотя бы частично обеспечить свои интересы.
Условие победы
Как и в любом другом конфликте, победит в нем тот, кто будет готов идти до конца. Для России это значит максимально завысить ставки.
Запад, например, вряд ли решится на прямое военное столкновение с Россией: во-первых, из-за российского стратегического ядерного потенциала; во-вторых, из-за неготовности, в т.ч. ментально, к крупной традиционной войне в Европе; в-третьих, западные лидеры прекрасно отдают себе отчет в том, что и против кого они делают, поддерживая майдан (знает кошка, чью сметану съела). Поэтому Запад скорее ограничится политико-дипломатическими и экономическими мерами, а также направлением боевиков и наемников.
Наши козыри (первые два временные): В.Ф.Янукович как законный президент и верховный главнокомандующий Украины, легитимирующий наши действия; фактор «внезапности» (для того, чтобы перейти даже к гипотетическим военным действиям Западу требуется время, чтобы физически подтянуть войска и сформировать оперативную группировку); и главное – близость ядра российской территории и военного потенциала, позволяющего за счет регионального преимущества нейтрализовывать желание других стран повоевать с Россией.
Программа-минимум – это Крым. Вполне можно ожидать, что на референдуме 16 марта АРК проголосует за самоопределение, что в принципиальном плане закроет для нас вопрос о судьбе Черноморского флота и даже гипотетического вступления Украины в НАТО (ведь альянс вряд ли признает результаты референдума, а наличие территориальных проблем с соседями не способствует обретению членства в блоке).
Программа-максимум – политическая победа Юго-Востока Украины как в составе единой страны, так и отдельно от нее. В принципе, достаточен был бы вариант политического компромисса между В.Ф.Януковичем и Верховной Радой на основе договоренностей от 21 февраля и согласованное проведение президентских выборов. В этом случае потребуется не только сильный кандидат от Юго-Востока Украины, но и нейтрализация традиционно прозападной деятельности миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами (в частности, за счет выдвижения принципиальным условием ее развертывания включения в руководство миссии представителей российской стороны, желательно из депутатского корпуса, и/или организации совместного мониторинга ОБСЕ и СНГ).
В среднесрочной перспективе следует использовать для дискредитации нынешней власти Верховной Рады ожидаемое ухудшение экономической ситуации на Украине. И обусловить нашу помощь Юго-Востоку страны лояльностью региональной элиты.
Сильный ход, который, кстати, используют и украинские нацисты, чтобы расположить к себе людей, - деолигархизация и декоррупционизация экономики. Проще говоря, самое уязвимое место украинского олигарха – это его предприятия на Юго-Востоке и генерируемые ими финансовые потоки.
И последнее, но не менее важное, чем все предыдущее. Приоритет – это информационная война, подкрепляемая реальными фактами успеха.
Немного об ответственности или экскурс в недавнюю историю
Прошлого не воротишь, но из него стоит сделать выводы на будущее. Трезво смотря на вещи, следует признать, что нынешний кризис на Украине Россия спровоцировала сама. В частности, нам вовсе не обязательно было так активно препятствовать подписанию Киевом соглашения об ассоциации с Евросоюзом и спасать то ли Украину от ЕС, то ли ЕС от Украины.
Во-первых, при всех очевидных минусах для украинской экономики и негативных последствиях для России ассоциация с Евросоюзом – еще вовсе не членство, и отказаться от него – при наличии политической воли – все же легче, чем отменить вступление в ЕС (которое Брюссель Киеву даже не обещал). Может быть, это непросто, но реально.
Во-вторых, невозможно осчастливить людей насильно. Это аксиома. Миф о «светлом европейском будущем» на Украине глубоко укоренен среди «западенцев», бывших в относительно далеком прошлом подданными Австро-Венгрии, а теперь ездящих в Европу на заработки или живущих от приграничной торговли; киевской интеллигенции, не верящей в способность своего государства и народа самостоятельно изменить жизнь к лучшему; и украинских олигархов, в т.ч. Восточной Украины, стремящихся пошире открыть для своего экспорта европейские рынки.
Рациональными аргументами бороться с мифами бесполезно. Да, ассоциация с ЕС – это путь к колониальному подчинению: Европе не нужны конкуренты, а нужны рынки сбыта. Поэтому эта перспектива для Украины однозначна – дальнейшая деиндустриализация и технологическое обеднение при сохранении части горно-металлургического комплекса, базового сельского хозяйства (зерновые, рапс на биодизель) и Киева как финансового центра, перекачивающего собранную «дань» на Запад. Правда, компрадорская буржуазия и «оранжевые» журналисты были бы счастливы.
И даже такой, малопривлекательный по факту, миф – для его искоренения – надо было дать прожить. Надо было дать Украине прочувствовать, что это такое. Тогда и контрпропаганда пошла бы эффективнее.
Для того чтобы добиться желаемого, не всегда надо идти напролом. Иногда – наоборот, надо быть гибким, и даже уступить. Как разыграть гамбит в шахматах. Дзюдо, где сила противника используется против него самого, тоже хороший пример. Ассоциация Украины с Евросоюзом даже на 5-10-15 лет с исторической точки зрения – ничто.
И, в-третьих, на Украине как в любой другой стране плохо воспринимают вмешательство во внутренние дела и поучения, особенно со стороны России. Наше дело – высказать свою позицию и предложить альтернативу. Дело украинского руководства – почувствовать ответственность своих решений.
Работа над ошибками
К сожалению, вместо тактической хитрости мы многие годы использовали метод кулуарных договоренностей с украинским руководством: российские деньги в обмен на украинские слова (не дела!) о дружбе. Пагубность этого подхода очевидна, но если вкратце: дружбу нельзя купить. «Дружба» за деньги – вовсе никакая не дружба.
Нет, конечно, в международных отношениях довольно распространены отношения «сюзерен-вассал», предполагающие определенную финансовую подпитку. Но, во-первых, хотелось бы видеть, за что мы давали такие деньги. А во-вторых, отношения России и Украины достойны более крепкого фундамента в виде реальных, а не декларативных стратегических интересов. Например, как с Белоруссией, с которой у нас и военный союз, и политическое взаимодействие, и много чего еще, а с Украиной только общие почти для всего СНГ безвизовый режим и зона свободной торговли. Однако о таких интересах с нынешней, да и с прежней украинской верхушкой говорить бесполезно (все ее деньги на Западе) и бессмысленно (все равно обманут).
Кстати, методом личных договоренностей с кланово-олигархическими властными группировками мы злоупотребляем не только на Украине, но и в других странах СНГ. Если не учитывать настроения масс, легко оказаться в роли внешней силы, поддерживающей «антинародный режим», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для России. Например, на Украине люди вышли на Майдан еще и против коррупционного правления В.Ф.Януковича, которого «оранжевая» пропаганда охотно ассоциировала с российским влиянием, – что не так,
но нам-то от этого не легче.
Сказка о военной тайне
Список причин наших неудач на Украине как объективных, так и субъективных продолжать можно долго. Но есть среди них самая главная, даже фундаментальная. Внешняя политика, как говорил классик, есть продолжение внутренней. А внутри у нас еще слишком много проблем. И образ современной России – с громадным социальным расслоением, коррупцией, слабым качественным экономическим развитием – не является очень привлекательным для наших соседей. Не все в состоянии понять, что Россия все еще находится в сложном положении, и тем более ждать, когда она из него выйдет (а много кто этого и вовсе не хочет).
В принципе, для того, чтобы привлечь наших сторонников, не столь важно показать конечный результат. Но нужна хотя бы четкая демонстрация движения в правильном направлении.
Решение начинается с постановки задачи
Начинать надо с себя (на этом строится пресловутая «мягкая сила»), и при этом надо четко сформулировать, какой мы хотим видеть Украину. Скажем, это могла бы быть «Белоруссия-2»: суверенная, но дружественная России страна с официальным статусом русского языка и общим взглядом на историю, член ОДКБ, Таможенного союза и пр.
Такой вариант возможен, только если Украина будет по-настоящему демократическим государством, где правящая партия будет следовать своим обещаниям перед восточноукраинскими избирателями, составляющими на Украине большинство. Однако «Партия регионов» в своем нынешнем виде для этого не пригодна – она выражает интересы олигархов, а не людей. И Юго-Восток до сих пор слишком дезорганизован и пассивен перед лицом Галичины. По сути, пророссийский элемент на Украине есть, а реального инструмента влияния нет.
Альтернативная стратегическая линия
Соответственно, в нашем распоряжении сейчас только собственные решения и действия. Это наш «неубиваемый» плацдарм. И в стратегическом плане стоит действовать следующим образом.
1. Мыслить в национальных интересах России. Говоря о том, что без Украины Россия не способна воссоздать евразийскую империю, З.Бжезинский сильно переоценил важность нашего соседа. Но из-за этого тезиса каждый украинский переговорщик ожидает, что Москва-то всегда пойдет Украине на уступки. Реальность же выглядит иначе: уж Россия без Украины как раз выживет (и не такое бывало), а вот Украина без России – вряд ли.
2. Правильно мотивировать и ориентировать украинскую элиту – как пророссийскую, так и прозападую. Хорошо, что сейчас уже не вспоминают тезис времен «оранжевой» революции, что Россия будет работать с любым руководством Украины. С О.Я.Тягнибоком и ему подобными мы работать не будем. Не надо дезориентировать наших друзей: Россия будет работать только с таким руководством Украины, которое будет учитывать российские интересы. И это – нормальная позиция для уважающей себя страны.
3. В переговорном плане не соглашаться на «пакетные сделки», особенно связанные с деньгами. Типа харьковского соглашения 2010 г. о продлении базирования Черноморского флота России в Севастополе до 2042 года в обмен на скидку к цене на газ или осенних договоренностей об отказе Украины подписать соглашение с ЕС в обмен на финансовую поддержку. Дело в том, что в каждом конкретном вопросе российская позиция сильнее украинской. Поэтому России выгоднее прямой обмен: деньги на деньги, безопасность на безопасность, политика на политику.
4. Системно применять экономические стимулы, не привязываясь к конкретным украинским деятелям. У Украины в отношении России есть два базовых экономических интереса – низкие цены на газ и доступ на российский рынок. Правильной была позиция, что скидка к цене на газ возможна только при условии вступления Украины в Таможенный союз (хотя для того, чтобы ТС окреп, с этим можно не торопиться). Интеграция должна быть добровольной, но ее надо стимулировать и поддерживать.
Что касается доступа на рынок, то тут несколько сложнее. Между Россией и Украиной с 1994 г. действовало двустороннее межправсоглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). В 2011 г. этот режим был закреплен многосторонним Договором о ЗСТ в СНГ. Подвох же в том, что при открытом рынке для украинских товаров, у Украины не возникает заинтересованности в развитии отношений с Россией. У нее уже есть все, что ей было нужно (кстати, украинцы этого даже не скрывают). А вот в сближении с Евросоюзом у Киева заинтересованность есть, поскольку ЕС так просто украинскую продукцию к себе не пускает. Есть европейская перспектива, что можно выторговать себе какие-нибудь уступки.
России нужно восстановить себе свободу действий в отношении украинского импорта, номенклатура которого намного шире, чем может охватить Россельхознадзор. Мы не должны экономически поддерживать страну, проводящую русофобскую политику. Лучше позаботиться о собственном производителе. В идеале мы должны были еще при В.А.Ющенко в инициативном порядке ужесточить условия доступа украинских товаров на российский рынок до эвфемистического «режима наибольшего благоприятствования», де-факто отменяющего льготные условия для Украины. Единственное исключение стоит сделать для комплектующих и иной машиностроительной продукции – для сохранения технологических цепочек с российскими производителями.
В таком случае у Украины возник бы стимул для пророссийского вектора интеграции. При этом возможные ответные меры были бы не столь эффективны – в структуре нашего экспорта на Украину преобладает сырье, в основном энергоресурсы, заместить которые сложно.
5. Активнее использовать законодательную деятельность в сфере внешней политики для официализации нужных сигналов и создания информационных поводов. Например, наш парламент мог бы разработать и принять закон о защитных действиях российской стороны в случае вступления наших ближайших соседей в НАТО или в Евросоюз. Во-первых, это звучит весомее, чем отдельные политические заявления. Во-вторых, закон организует и систематизирует работу исполнительной власти. В-третьих, это повышает прогнозируемость и транспарентность наших решений, уверенность в них.
Например, на случай вступления Украины в НАТО можно было бы законодательно закрепить автоматическую отмену безвизового режима с Украиной, как это в свое время и заявлялось. Кстати, в случае с визами зависимость Украины от России практически односторонняя – из России в основном едут туристы (с деньгами), а с Украины – на заработки (за деньгами).
Вместо заключения
Худшее, что мы можем сделать в ближайшее время, – просто раздать деньги Восточной Украине. Не отрицая важность этого фактора, людей все же надо мотивировать идеологически. Даже в наше время товарищ Артем (настоящее имя – Сергеев Федор Андреевич, основатель Донецко-Криворожской республики в начале 1918 г.) стоил бы десятка, если не сотни, политтехнологов.
Денис Степанов - эксперт в области международных отношений (Москва)
Комментарии читателей (0):