Турция в плену «политического тумана»

Эрдоган останется в большой политике
7 марта 2014  11:15 Отправить по email
Печать

В Стамбуле наступление весны чувствуют только метеогурманы. Начало марта это - период, когда окончательно ушла зима, но ещё не наступила весна. Дворцы и особняки на Босфоре ещё не утопают в нежной ароматной зелени, солнце ещё только обещает стать ласковым. Вдоволь только бодрящего морского воздуха.

Конечно, быть в Стамбуле и не увидеть Айя-Софию - удивительное мистическое место, вызывающее исторические ассоциации типа времён крещения Руси - невозможно. Но даже на историческом византийском ипподроме неожиданные призывы муэдзина к молитве заглушаются другими, более громкими призывами из расположенных на разъезжающих кругом автомашинах динамиков, через которые активисты различных турецких политических партий призывают горожан голосовать только за свою партию в намеченных на 30 марта региональных выборах.

Так уж получилось, что в этом году именно Турция первой открывает в Европе сезон выборов: вслед за турецкими, с 22 по 25 мая, в 28 странах ЕС пройдут выборы в Европейский парламент. Эксперты прогнозируют в Европе падение влияния центристских партий и рост численности представителей радикальных левых, радикальных правых и антиевропейских партий, что приведёт к более ощутимой поляризации политических сил, к усилению влияния так называемых «евроскептиков». Они выступают и будут выступать против членства Турции в ЕС, опасаясь кризиса европейской идентичности. Поэтому для Эрдогана на первый план выходит проблема поиска новой турецкой идентичности через определённую исламизацию, что воспринимается частью вестернизированного турецкого общества как попытка правящей партии провести изменения системы государственного устройства.

Об этом в Стамбуле много рассуждал в беседе с делегацией российских экспертов и представителей СМИ, в которую от ИА REX вошли Модест Колеров и Станислав Тарасов, известный турецкий публицист Мустафа Акйол. По его мнению, Эрдоган на первых порах проводил по евростандарту многие экономические, финансовые, политические, правовые реформы. При этом, как заявил Акйуол, «для Турции нет какого-либо другого регионального сообщества, вступление в которое было бы столь естественным», поскольку «Европа – это не географическое понятие, это - система». Вот почему фактор Эрдогана приобретает не только политический , но и идеологический характер. Но при этом Акйуол считает, что в политике Эрдогана первичное значение имеют не националистические факторы, а религиозные и политические начала.

В свете этой версии летние массовые протестные волнения в Турции могут выглядеть, как заявил представителям российского экспертного сообщества уже один из членов Союза писателей и журналистов Турции, не результатом какого-то только коррупционного решения местных властей по реконструкции парка Гази, а хорошо просчитанной операцией по началу борьбы властей с «солдатами Ататюрка». Во всяком случае, до сих пор никто не знает, почему Эрдоган, имея шансы и возможности мирно договориться с манифестантами, решил применить против них чрезмерную силу. И почему, когда в конфликт решила вмешаться представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, Эрдоган ответил ей грубо и вызывающе?

17 декабря прошлого года в Турции разразился огромный коррупционный скандал, когда в незаконных сделках были уличены ближайшие родственники некоторых членов кабинета. В результате в отставку ушли четыре министра, а в сам кабинет было введено 10 новых министров. Детали этого скандала достаточно подробно освещало ИА REX. Сегодня мы о другом. Вскоре в знак протеста против «неправильной политики, проводимой правящей партией в стране», покинуло девять депутатов парламента от этой партии. В их числе был и Мехмет Четин. При этом он заявил, что «после операции «Большая взятка», вместо того чтобы наказать виновных, власти начали наказывать полицейских и прокуроров, которые обнаружили виновных». По его словам, «невозможно оставаться в партии, где правосудие подчиняется интересам собственной партии, где механизм правосудия становится инструментом власти».

Во-первых, число новоявленных министров и подавших и вышедших их партии депутатов парламента странным образом совпадает, что и наводит на мысль, что истинными причинами этого, но уже внутрипартийного скандала, могут быть всё же кадровые проблемы, вероятные претензии на министерские посты, что было обещано Эрдоганом. Тем более что Четин был приглашён в правящую команду по личному указанию самого Эрдогана. Вот почему встреча с этим известным турецким политиком, много лет проработавшим в США, в Англии, и даже в Туркмении, представляла особый интерес.

Она состоялась в большом рыбном ресторане на берегу Босфора. «Эрдоган за последние два-три года резко изменился,- рассказывает Четин. - Ранее он проводил встречи с партийной фракцией в парламенте, присутствовал на заседаниях комиссии по обсуждению бюджета. Сейчас такого нет, он общается только с узким кругом своих советников и принимает от имени партии абсолютно личные решения. После того, как в Интернете появилась аудиозапись его телефонных переговоров с сыном, на которой они обсуждают, где прятать крупные суммы наличных, Эрдоган стал противозаконно вмешиваться в судебную процедуру по делу о коррупции, лично стал давать указания подконтрольным СМИ, определил нового «врага» обвиняя его в «заговоре», и в создании так называемого «параллельного правительства». Отныне чтобы не произошло в стране, всё списывается на это «правительство». О «параллельном правительстве Гюлена я уже говорил. Будем называть это «правительством номер один». Но в качестве обвиняемых Эрдоган называет процентное лобби - «правительство номер два», лобби хаоса - «правительств номер три», порно-лобби - «правительство номер четыре», лобби роботов, нападающих на кабинет через Интернет – «правительство номер пять», есть ещё еврейское лобби фондовая биржа, независимые СМИ и т.д. Вот и считаете, сколько в Турции «параллельных правительств» и сколько сейчас «врагов» имеет Эрдоган».

На наш взгляд, Эрдоган ведёт всё же сложную многофланговую борьбу. На поверхности только часть её контуров. На днях он заявил, что освободит пост премьер-министра, если правящая партия проиграет намеченные на 30 марта муниципальные выборы. Но при этом он не уточняет, что считать поражением партии? На предстоящих местных выборах в 2009 году партия Эрдогана набрала 38,8% голосов избирателей. Сейчас наши собеседники в Стамбуле единодушны в том, что 30 марта правящая партия получит 33-35%, что означает сохранение её позиций и позиций Эрдогана. Другое дело, что если он не рискнет выставить свою кандидатуру на пост президента, то в этом смысле вся интрига в правящем классе Турции сводится к тому, что на этих выборах может победить нынешний президент Абдуллах Гюль, но с существующими ограниченными полномочиями. Если к моменту парламентских выборов соотношение политических сил в стране не изменится, то Эрдоган будет вынужден начать формирование коалиционное правительство. Оппозиция не скрывает, что будет оценивать такой сценарий как свою победу.

Но устранить Эрдогана из турецкой политики вряд ли удастся, если страна будет эволюционировать в сторону укрепления демократических институтов.

Пока в Турции всё развивается по-прежнему. Появились сообщения, что вот-вот в СМИ будет осуществлен «вброс» очередной скандальной аудиозаписи разговора главы правительства с кем-то из приближённых. В ответ он по-прежнему будет обвинять в этих действиях одно из «параллельных правительств». Неслучайно Эрдоган призвал лидера исламской оппозиции Гюлена вернуться в страну из США и «доказать свою невиновность». Это - уже не сенсация, это - попытка отсечь Гюлена от турецкого исламизма, чтобы самому обуздать это движение.

Речь, как нам кажется, ведётся уже не только о Турции. Как отметила Star gazete, «скоро наступит момент, когда Турции заявит о своих новых геополитических предпочтениях». А до этого времени нужно привыкать иметь дело с турецким «политическим туманом», который часто накрывает Стамбул и Проливы.

Стамбул-Москва

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть