Виктор Янукович в обращении к нации пообещал провести досрочные президентские выборы, но, к моменту написания данного текста, не назвал их даты.
Согласно ст.103 Конституции Украины, «в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения полномочий». То есть, если украинский президент пойдет по такому пути, выборы должны пройти примерно в начале лета 2014 года.
С другой стороны, совсем недавно глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов заявлял о том, что досрочные президентские выборы могут пройти после конституционной реформы, причем «если конституция голосуется в сентябре, то в декабре выборы президента». Арсений Яценюк также заявил, что досрочные президентские выборы состоятся между сентябрем и декабрем 2014 года.
На самом деле, время работает против обоих лагерей. Пока ситуация была накалена, жители Юга и Востока страны многое могли простить Виктору Януковичу. Если нынешнее отступление под давлением оппозиции не было тактическим ходом и никаких резких шагов до президентских выборов украинская власть не предпримет, рефлексия лояльного властям избирателя будет только нарастать. Как и деморализация даже лояльных силовиков. Чем больше Янукович будет восприниматься в качестве «сбитого летчика», тем больше соблазнов будет у представителей элит Юга и Востока попробовать себя в борьбе за лидерство на этом поле. Проблема в том, что каждый из таких политиков поневоле будет обращаться именно к избирателям Юга и Востока, а «делателем королей» на украинских президентских выборах чаще выступал именно Центр – от настроений или, по крайней мере, активности на выборах местного избирателя чаще и зависел исход кампании. Кроме того, таких лидеров может оказаться несколько и они могут начать топить друг друга.
С другой стороны, не в лучшей ситуации оказывается и противоположный лагерь. Заметная часть иногородних участников Майдана наверняка захочет остаться в Киеве. Убрать их оттуда силовым путем или поддержать такой шаг лидерам оппозиции будет никак нельзя – ведь поддержка этих групп еще понадобится им во время и после президентских выборов. Система власти на Западе и в ряде регионов Центра страны парализована. Чем больше временная «вилка» между нынешним днем и президентскими выборами, тем больше оба эти фактора будут превращаться в холодный душ – в первом случае для жителей Киева, во втором – для жителей других регионов, превратившихся в «Гуляй-поле». В случае с теми же регионами Центра – с соответствующим отношением к лидерам оппозиции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 22.02.14 Будет ли Юлия Тимошенко премьер-министром с полномочиями президента: мнения
- 22.02.14 После захвата власти путчистами на Украине начнётся террор: Лев Вершинин
- 21.02.14 Сегодня главный лозунг – свободу Юлии Тимошенко: Андрей Ваджра
- 21.02.14 Досрочные президентские выборы на Украине состоятся до декабря 2014 года
Что касается интересов западных внешнеполитических игроков, то для них, желающих получить контроль надо всей Украиной, важен тот факт, что отсроченные президентские выборы могут только усилить угрозу сепаратизма в регионах Востока и Юга. И, тем не менее, от политиков и функционеров США и ЕС чаще слышны вовсе не призывы провести досрочные президентские выборы как можно скорее. Нидерланды, конечно, далеко не ключевой игрок в украинской партии, но интересно заявление главы МИД этой страны, не исключившего введения санкций не только против чиновников, но даже отдельных оппозиционеров Украины. Отметим, что Нидерланды в вопросах внешней политики, как правило, идут в фарватере Великобритании и США (можно вспомнить заявления дипломатов той же страны по сирийскому вопросу). А американский посол на Украине Джеффри Пайетт уверен, что «президент Янукович должен вести свою страну в будущее». Правда, при условии образования нового правительства, изменения конституции и политического устройства Украины.
Итак, получается, что ведущие западные державы заинтересованы как раз в оттягивании даты выборов. И весьма интересно, что именно с их подачи снова поднимается вопросов о конституционной реформе, который самим украинским оппозиционерам на старте «Евромайдана» если и был интересен, то далеко не в первую очередь. В чем же дело?
Нынешнюю ситуацию на Украине часто сравнивают с Югославией, но чаще в том смысле, что одно из этих государств может повторить путь другого по дороге к распаду. Между тем, некоторые параллели можно найти в связи совсем с другим аспектом югославской истории – отстранении от власти Слободана Милошевича. Виктор Янукович смог не повторить ряда тактических ошибок своего югославского собрата по несчастью. Так, во время югославской «бульдозерой революции» 2000 года силы спецназа МВД на начальных этапах были рассредоточены, пытаясь не допустить движения колонн оппозиционеров из других городов в Белград. Украинские же силовики применили более прозорливую тактику, приготовившись бороться за главный плацдарм – Киев, и собрав все главные силы там. Да и конъюнктура у Януковича оказалась лучше – от куда более сильной и настроенной на оказание помощи ему России до гораздо большей готовности бойцов силовых структур защищать правящий режим.
И всё же, диспозиция для Януковича сейчас оказывается во многом близкой к той, что сложилась у его югославского коллеги. Как плачевный исход военной операции НАТО «Союзная сила» в 1999 году для Югославии деморализовывало ее граждан и многие потом принимали сверхосторожную тактику Слободана Милошевича практически за трусость – так и ситуация в Киеве деморализует сторонников Януковича, а обвинения последнего в трусости звучат еще откровеннее. Между операцией НАТО и досрочными президентскими выборами в Югославии прошло около полутора лет, между отступлением (многие уже пишут – капитуляцией) украинских властей и вероятными выборами в «Незалежной» может пройти менее года. Но срок в обоих случаях достаточный, чтобы даже сторонников режима деморализовать еще больше.
В украинской партии не хватает пока ключевой фигуры югославской комбинации. Тем более, что в случае с Югославией западными державами был взят курс на распад, а в случае с Украиной – на сохранение целостности. Значит, когда репутации лидеров обоих лагерей будут догорать, должен появиться кто-то, кто станет «монументом веры на их костях» (как говорил один из героев «17 мгновений весны»). И ему важно не столько быть своим для избирателей Запада, сколько понравиться жителям Центра, но и Восток с Югом, по крайней мере, не оттолкнуть. На предвыборных плакатах Воислава Коштуницы, который сменил Слободана Милошевича после досрочных выборов и «бульдозерной революции», было написано: «Мне не стыдно смотреть в глаза».
Главному кандидату, которого внешние игроки могут видеть главой Украины, тоже должно быть не стыдно смотреть в глаза избирателям Юга и Востока. Более того, когда вся история со сменой власти на Украине завершится, а не все бойцы праворадикальных группировок поймут, что вольнице приходит конец, кто-то должен благословить зачистку непонятливых. Причем, скорее всего, силами того самого «Беркута», бойцы которого сейчас все меньше чувствуют политическое прикрытие с одной стороны и слышат все более радикальные угрозы с другой. После постоянных отступлений при Януковиче, силовики (причем, не из западных областей) должны в еще большей степени доверять верховному главнокомандующему, который при гипотетической новой власти отдаст им такой приказ, чтобы его выполнить. Такой политик и сам вполне может верить в свою роль примирителя частей Украины.
А для того, чтобы новому президенту было в глаза избирателю Юга и Востока смотреть совсем не стыдно, у него должно быть оправдание, почему он так часто не может обеспечить им их интересы. В качестве аналогии, вспомним тандем президента Югославии Воислава Коштуницы и державшего все нити реальной власти премьер-министра Сербии Зорана Джинджича. Чтобы повторить нечто подобное на Украине - для этого и нужно перераспределение полномочий между Президентом и премьер-министром. В условиях мирного времени, парламентско-президентская республика была выгодна элитам Востока, которые, почти монопольно контролируя электорат этой части Украины, могли либо играть на противоречиях между конкурирующими политиками Запада и Центра, либо просто перекупать депутатов от этих регионов для создания большинства в Верховной Раде. Но в условиях, когда решения принимаются под угрозой силы, в парламенте можно будет сформировать большинство для утверждения любого нужного правительства - парламентско-президентская республика может быть выгодна уже для того, кто контролирует ситуацию в самом Киеве или может манипулировать уличными протестами в столице. Кстати, по уровню политической воли и жесткости господа Яценюк и Кличко явно не могут стоять наравне с покойным Джинджичем. Поэтому стоит ожидать появления и второго участника тандема. Не исключено, что в такой роли в итоге выступит Юлия Тимошенко – тем более, что для назначения премьер-министром и не нужно успевать с ее освобождением до президентских выборов.
Интересный вопрос – а могла бы Россия сыграть на Украине точно такую же комбинацию? Найти политика, который стал бы своим не только для Востока и Юга, но и для Центра и сделать на него ставку? Как неоднократно показывал опыт, России гораздо лучше удаются дипломатические комбинации в странах бывшего СССР, чем предвыборные. И все же, если бы дело было только в электоральных перспективах такого кандидата, его поиске и продвижении, это было бы сложно, но возможно. Проблема в том, что судьба досрочных выборов на Украине, кажется, может решиться вовсе не на избирательных участках, а на Майдане – дело не в процентах и долях процента, а в том, какого кандидата примет улица. И вот тут такому кандидату, какими бы симпатиями он не заручился в Центре страны, понадобится лояльность силовиков. Но смогут ли они поверить кому бы то ни было и пойти, поверив ему, на очень жесткие шаги, если нынешнее отступление Януковича станет капитуляцией и породит у бойцов силовых структур ожидание такого же поведения от других политиков Востока?
Комментарии читателей (0):