Турция без Израиля

Нетаньяху решил не поддерживать Эрдогана. Что стоит за буксующим турецко-израильским диалогом
14 февраля 2014  13:31 Отправить по email
Печать

Ещё буквально на днях глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявлял, что Турция и Израиль почти готовы нормализовать двусторонние отношения. По его словам, в результате длительных переговоров сторонам удалось достичь существенного прогресса в вопросе выплаты компенсаций родственникам погибших во время штурма судна Mavi Marmara в мае 2010 года.

Вообще история с Mavi Marmara до сих пор выглядит загадочной. Она напрямую связана не только с нюансами в турецко-израильских отношениях, но и всей политикой Турции и Израиля на Ближнем Востоке. Напомним, что «Флотилия мира» была организована по инициативе турецкого комитета по правам человека и по оказанию гуманитарной помощи и организации Free Gaza Movement. Именно Free Gaza Movement с 2007 года предприняла восемь попыток прорыва блокады сектора Газы. Пять конвоев были пропущены Израилем, но с началом Израилем операции «Литой свинец» все корабли задерживались. А в мае 2010 года израильский спецназ атаковал «Флотилию свободы», в результате чего было убито 9 граждан Турции. После этого между двумя странами было прекращено военно-техническое сотрудничество, закупка вооружений у Израиля и совместные турецко-израильские учения, в том числе военной авиации, происходившие ранее на территории Турции. Турцией также стали блокироваться многие формы сотрудничества Израиля с НАТО, что вызывало особое беспокойство в США. Но их попытки примирить стороны ни к чему не вели, пока во время своего визита в марте 2013 года в Израиль президент США Барак Обама не уговорил главу правительства Израиля Беньямина Нетаньяху позвонить своему турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану и не принести ему свои извинения. Тогда Израилю было названо главное условие восстановления отношений: извинения за убийство граждан Турции на судне Mavi Marmara и выплата денежной компенсации. На втором месте стояла проблема снятия блокады с Сектора Газа.

Первая проблема - материальная компенсация имеет технический характер, вторая – политический, то есть, она более сложная и многофакторная. Но в промежутке стоял ещё и вопрос о нормализации двусторонних отношений, и задача дипломатов сводилась к выстраиванию «мостов» между этими всеми позициями. Неслучайно глава МИД Турции Давутоглу на определённом этапе делал больше акцент на выплате компенсации семьям турок, погибших на судне Mavi Marmarа, чтобы «начать новую страницу в двусторонних отношениях». По просочившимся в СМИ сведениям, в соглашении, помимо готовности Израиля выплатить 20 млн. долларов в качестве компенсации пострадавшим на Mavi Marmara, содержатся и такие пункты, как возвращение турецкого посла в Тель-Авив, отмена судебных претензий и исков к израильским военным, отказ Турции препятствовать сотрудничеству Израиля с НАТО и т.д. Но, как заявил в интервью ВВС глава центра стратегических исследований БЕСА при университете Бар-Илан. профессор Эфраим Инбар, «деньги в данном вопросе играют второстепенную роль». По его словам, «сложным вопросом остаётся так называемая «стратегическая линия, которой придерживаются в Анкаре в отношении государства Израиль», который «не видит искреннего желания руководства Турции восстановить с ним диалог». А если говорить точнее, то Израиль оказался не готовым к возрастающей роли Турции в регионе и к тому, что она бросит ему вызов в межконтинентальном диалоге с США.

Достаточно вспомнить и то, как зимой 2009 года в Давосе премьер-министр Турции Эрдоган вступил в острую полемику с президентом Израиля Шимоном Пересом. С того момента Эрдоган много высказывался в адрес Израиля, обвиняя его даже в том, что он «свою историческую драму проецирует на всю ближневосточную политику», то есть на страны, которые не имеют к ней фактического отношения. Кстати, в обозначившемся тогда дрейфе Турции «в сторону от Израиля» просматривался её новый курс на сближение с исламским миром. Любопытно и то, что Эрдоган в отношении Израиля использовал типичный большевистский приём, разделяя евреев, «которые многим обязаны в своей истории туркам, предоставлявшим им на своей территории в эпоху гонений убежище», и «интересы израильского руководства». В Тель-Авиве заметили, что такие и иные аналогичные суждения, высказываемые Эрдоганом в его адрес, не могли родиться под влиянием какого-либо конъюнктурного политического момента, а является составной частью его политического кредо.

Когда работа двух комиссии ООН по штурму судна Mavi Marmara не привела ни к каким результатам, в Турции впервые за всю её новейшую историю стали открыто обсуждать проблемы «еврейского лоббизма и его влияния на ход мировой истории». При этом Эрдоган предрекал, что «Израиль обречён остаться в одиночестве на Ближнем Востоке». Поэтому складывалось устойчивое ощущение того, что он сознательно вызывал на себя огонь со стороны Израиля, с расчётом использовать этот фактор как во внутренней, так и во внешней политике. Во всяком случае, всё шло и идёт к тому, чтобы на данном этапе во взаимоотношениях между двумя странами по разным внутренним причинам оказалось меньше почвы для возможного компромисса. К тому же турецкие эксперты стали усматривать «руку Израиля» в создании для Турции некоторых острых проблем, таких, как разведка нефтегазовых месторождений на кипрском шельфе или курдский вопрос. Но вбить в Турцию региональный комплекс неполноценности Израиля уже вряд ли когда-либо удастся. Другое дело, что Тель-Авив имеет возможность использовать в своих интересах те ошибки во внешней политике, которые допустила Турции в ходе так называемой «арабской весны» и кризиса в Сирии. К тому же Турция вряд ли сможет оказывать прежнее влияние на события в секторе Газа, из-за чего и произошла трагедия на корабле Mavi Marmara, поскольку в Египте сделала ставку на силы исламистов, что привела к росту напряжённости и в её отношениях с Каиром. Поэтому маловероятными выглядят прогнозы некоторых турецких экспертов, что Анкара «в дальнейшем будет проводить в регионе проарабскую политику, целью которой будет давление на Израиль с целью снятия эмбарго Газы и освобождения оккупированных территорий». Турция уже «потеряла» на этом пути Египет и Сирию.

В итоге глава правительства Израиля Нетаньяху отказался подписывать подготовленное соглашение с Турцией, которое могло бы урегулировать инцидент с Mavi Marmara. По мнению израильтян, их извинения и готовность выплатить миллионные компенсации «в преддверии муниципальных выборов Турции могут добавить очки в копилку Эрдогана». Это означает, что Израиль в отношении Турции ведёт свою сложную многоходовую «игру», и относит нормализацию отношений с этим государством на будущее, когда там окончательно определится расстановка политических сил. Будет ли разыгрывать израильскую «карту» Эрдоган в своей предвыборной компании после решения Тель-Авива воздержаться от подписания соглашения по Mavi Marmara, если да, то как, скоро станет известно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть