10 февраля должен начаться второй раунд мирных переговоров «Женева-2». Он будет проходить в формате «Дамаск - силы оппозиции». При этом спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими выразил надежду, что «представители правительства Сирии и оппозиции вернутся за стол переговоров в рамках конференции «Женева-2» с большей готовностью продолжать диалог».
Да, такой диалог возможен, но будет ли он результативным? «Мы думали, что если начнем с гуманитарных вопросов, то удастся чего-нибудь достигнуть, - отметил Брахими. - Но этого не получилось». Потому, что на первый план вышли проблемы, по которым Дамаск и силы сирийской оппозиции занимают непримиримые позиции. Произошло это потому, что главным дипломатическим солистам - России и США – на предварительном этапе не удалось достичь конкретных результатов в виде согласованных позиций сторон. Хорошо уже то, что усадили конфликтующие стороны на стол переговоров. При этом они использовали хорошо известную в дипломатии тактику дисквалификации, выдавая друг другу оценку достоинств или недостатков, и не довели процесс до так называемого пакетного решения: остановить вооруженные действия на территории Сирии, приступить к решению гуманитарных проблем, а затем выйти на обсуждение проблемы создания переходного правительства. К тому же женевское коммюнике по Сирии лета 2012 года было подвержено прессингу двойного толкования. Не все было очевидно и со стратегией, поскольку многие другие участники «Женевы-2» не скрывали намерений обозначить этот форум только в качестве плацдарма для продолжения борьбы, новой возможности для продвижения в Сирии собственных интересов. Вот почему «Женева-2» стала и определенной лакмусовой бумажкой, при помощи которой участники этого форума пытались выявить фактор наличия или отсутствия у России и США стратегии согласованных действий. В перспективе это могло привести к постепенному свертыванию женевского процесса, превращению его в вариации дипломатического прикрытия только уничтожения сирийского химического арсенала, затем к смене плана дискуссии и переносу на более поздний срок обсуждения проблемы будущего Сирии.
Но события пока развиваются по оптимистическому - и заметим – по классическому сценарию. Стало известно, что МИД Англии инициировал «вместе с международными партнерами» работу над проектом новой резолюции СБ ООН по Сирии в связи с проблемой гуманитарной ситуации. При этом глава Форин оффиса Уильям Хейг заявил, что рассмотрел этот вопрос с набирающим сейчас дипломатическую силу в Европе главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером. Напомним, ранее Великобритания не раз выступала со своими проектами резолюции по Сирии, в которых предполагались принуждение официального Дамаска к мирному процессу и отставка президента Башара Асада. Россия и Китай не принимают такой подход «в связи с его упрощенностью и несбалансированностью». Но сейчас Лондон не может не понимать, что выдвижение вопроса об устранении Асада только усугубит ситуацию в Сирии. По некоторым сведениям, в резолюции все же может быть поставлен вопрос о прекращении боевых действий в этой стране. При этом, как уточнил Хейг, «мы также продолжим совместную работу в поддержке процесса «Женева-2»...»
Еще одна новость. Американские дипломатические источники организовали утечку информации, согласно которой якобы в Мюнхене госсекретарь США Джон Керри предложил российской стороне создать дополнительный механизм урегулирования сирийского кризиса в рамках конференции «Женева-2». Американцы предлагают создать параллельный трек и включить в него пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, Германию, Саудовскую Аравию, Турцию и Иран. Сенсация тут в том, что, как и предполагало ранее ИА REX, в «игру» начинают вводить Иран и Германию. При этом не будем забывать, что до этого именно «шестерка» успешно сработала на иранском направлении и потенциально может ретранслировать наработанную дипломатическую технологию и в отношении Сирии.
Кстати, ранее такой ход событий предвидел французский посол и дипломатический советник Жака Ширака и Николя Саркози Жан-Давид Левит. В статье, опубликованной в газете Le Monde, он предлагал в процессе сирийского урегулирования «взять на вооружение опыт мирных переговоров в Камбодже», когда в 1989 году Франции удалось добиться формирования трехуровневой переговорной структуры, которая привела к подписанию Парижского соглашения 1991 года и проведению свободных и демократических выборов под эгидой ООН. При этом он заявил, что «женевский диалог по Сирии должен быть продолжительным, а не эпизодическим процессом», и его должно «возглавлять лицо с высоким нравственным статусом вроде Кофи Аннана, который находится в Женеве и стал первым официальным представителем ООН и Лиги арабских государств». Более того, Левит предупреждает: «Необходимо достигнуть прочного консенсуса, который бы дал ответ на важнейшие вопросы. Каким будет облик будущей Сирии? Какие гарантии получат этнические и религиозные меньшинства, и каким будет их место в государстве, раз на суннитов приходится 70% населения? Как избежать отклонений по типу Мурси после первых по-настоящему свободных и демократических выборов в Сирии?».
То есть предлагается следующая дипломатическая формула. Первый переговорный уровень – «Дамаск - силы сирийской оппозиции». Второй - параллельный формат – «пять постоянных членов СБ ООН, Германия, Саудовская Аравия, Турция и Иран», который мог бы вести практическую корректировку хода миротворческого процесса. И третий: международная конференция типа состоявшейся «Женевы-2», в которой приняли бы участие все страны региона, ведущие державы и другие заинтересованные стороны.
Пока позиции Турции и Саудовской Аравии на сирийском направлении не сходятся с позициями России и Ирана. Но полагаем, что при определенных условиях Анкара и Эр-Рияд могут эволюционировать в сторону поиска компромиссных развязок в Сирии, которая стала плацдармом противостояния как региональных, так и великих держав. Без компромисса между реальными «центрами силы» достигнуть устойчивого урегулирования конфликта в Сирии не получится.
Комментарии читателей (0):