Экспортно-импортный банк Китая, как сообщает агентство Синьхуа, в ближайшие дни предоставит Таджикистану кредит в размере 51 млн долларов для строительства железной дороги Вахдат-Яван. Это небольшой участок был задуман ещё в советские годы. Однако проект оказался дорогостоящим, ведь линия пересекает горы. Однако дальше от Явана открывается прямой путь по долине Вахша до Курган—Тюбе. В современных условиях этот проект приобретает особое значение, выходящее далеко за пределы собственно таджикских дел. Ведь от Курган-Тюбе строительство планируется продолжить на юг. Железная дорога пересечет Пяндж и выйдет к афганскому Кундузу.
Ещё совсем недавно Афганистан имел железнодорожное сообщение только со странами Центральной Азии. Построенные в 1980-х гг. короткие ветки связывают туркменскую Кушку с Турагунди, а узбекистанский Термез (через знаменитый Мост Дружбы) с Хайратоном. Однако в 2008 г. иранцы построили железную дорогу Хаф-Герат. Два года спустя при поддержке Азиатского банка развития было открыто железнодорожное сообщение между Хайратоном и Мазари-Шарифом. В перспективе Афганистан станет стыковым узлом сразу трех железнодорожных систем: европейско-ближневосточной, бывшей советской и индо-пакистанской. Разумеется, здесь возникает немало проблем. Главная из них - сложнейший горный рельеф. Но немалые трудности связаны с тем, что и в Центральной Азии, и в Иране, и в Индии и Пакистане используются колеи разной ширины.
Китай является мировым лидером в области высокогорного железнодорожного строительства. Примером тому является открытая в Тибетском автономном районе железная дорога Голмуд-Лхаса. Кроме того, КНР имеет серьёзные интересы в Таджикистане. Ему нужны полезные ископаемые этой среднеазиатской страны. Экспортно-кредитный банк Китая давно является крупнейшим кредитором Таджикистана.
Благодаря строительству транспамирской магистрали Душанбе–Хорог–Мургаб–Кульма Таджикистан уже получил доступ к Карокорумскому шоссе (а значит, опосредованно и к железнодорожной сети Китая). В 2004–2011 г. товарооборот через КПП «Кульма-Карасу» возрос с 1,7 млн до 530 млн долларов США. И это несмотря на то, что высота перевала составляет 4363 м. Всего с 2000 г. при китайской помощи в Таджикистане отремонтировано, модернизировано или построено 1480 км дорог стратегического значения.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 24.02.16 Транс-Тихоокеанское партнерство – угроза или вызов? / Александр Тимофеев
- 12.03.14 Россия ратифицировала соглашение с Китаем об облегчении поездок граждан
- 17.01.14 АТР – 2014: что ждать в Китае и Японии / Александр Тимофеев
- 16.01.14 Что ждёт Центральную Азию и Южный Кавказ в 2014 году? / Александр Тимофеев
Экономическое участие в центральноазиатских делах является для Китая частью стратегии «выхода вовне», предполагающей интенсивное развитие собственных окраин. Программа развития транснациональных транспортных коридоров призвана превратить Синьцзян в транспортные ворота Китая, связующие его с Центральной Азией. К концу 2007 г. в этой части КНР было основано более чем три тысячи предприятий с иностранными инвестициями.
Комментарии читателей (1):