Последние события ясно показали, что все бравурные заявления конца декабря 2013 года "об исторической победе России на Украине" – пустой звук. Российская внешняя политика терпит сейчас одно из самых болезненных поражений с момента распада СССР.
Москва сейчас просто не знает, что делать: все рычаги влияния (включая и финансово-газовый) оказались блефом и фактически беспрецедентный пакет финансово-экономической помощи России не только не укрепил режим Януковича, но помог тем украинским олигархам, которые и раскручивали Майдан, используя все свои финансовые и медийные ресурсы.
Безусловно, встаёт отдельный вопрос к деятельности МИД России (в первую очередь профильного департамента, отвечающему за Украину, и профильному замминистра, отвечающему за СНГ) и лично послу России на Украине, специальному представителю президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Михаилу Зурабову, другим спецпредставителям президента, национальному координатору СНГ в правительстве России, Совету безопасности России. Весьма показательно, что в сверхлояльной Государственной Думе всё активней звучат голоса за немедленную отставку Зурабова и анализ деятельности МИД России в целом на украинском направлении.
Основная претензия, которая сейчас - при полном отсутствии следов активности соответствующих управлений администрации президента - видна наиболее рельефно в системе МИД России – Россотрудничество, - полное отсутствие политического прогнозирования. Ведомственно закостенелая, а моментами и откровенно коррупционная система МИД-Россотрудничества в штыки воспринимает любые экспертные идеи о внесении в их деятельность элементов такого планирования (много интересней, прежде всего в финансовом плане, добиваться новых бюджетных трат на очередные конференции-съезды "профессиональных русских" с, мягко говоря, непрозрачными сметами и нулевой отдачей). В связи с полным провалом "российского движения на Украине", что также стало очень хорошо видно в последние дни, также требуется детальная ревизия всех расходов на это "движение" и определение конкретных виновных лиц и их прямых руководителей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.04.14 Россотрудничество: Небывалое бывает / Артём Луганский
- 08.03.14 Почему Россию в Париже представляют пропагандисты «Евромайдана»? / Владимир Дервенев
- 08.02.14 Россия отныне будет кредитовать только украинский долг «Газпрому», а не нужды Януковича
- 29.01.14 Отставка Азарова: быть свободными или впасть в порабощение / Владимир Павленко
Россия сейчас по факту самоустранилась от разрешения кризиса на Украине, поскольку, судя по всему, не имеет адекватной информации о реальных планах Виктора Януковича, лидеров "оппозиции" (которые по факту были частью системы Януковича), о возможных шагах в украинском кризисе со стороны ЕС и США. Пока вся реакция Москвы заключается в бесконечном показе материалов-"страшилок" по всем российским каналам ТВ. Явная растерянность Москвы серьезно мешает пророссийскому движению на Украине и без того серьёзно ослабленному "кураторами из Партии регионов", находившими самую тёплую поддержку в МИД России и Россотрудничестве (опять неизбежно встаёт вопрос: так ли бескорыстна была эта поддержка?).
Служба безопасности Украины (которая числится в партнёрских отношениях с ФСБ России) фактически самоустранилась от событий в стране, о невмешательстве и нейтралитете заявила и украинская армия. Сейчас на Украине практически остался единственный институт власти, который может противостоять насильственному захвату власти - МВД.
И, судя по последним событиям, МВД Украины (прежде всего спецподразделения и Внутренние войска) начинает брать инициативу на себя: достаточно эффективно и жёстко отбиты в последние часы попытки штурма Госадминистраций в Запорожье и Днепропетровске, представители министерства делают весьма серьёзные заявления уже без оглядки на администрацию президента и правительство Украины.
Конечно, катастрофой стала бы прямая вовлечённость любых российских силовых структур в любой форме во внутриукраинский конфликт (такие предложения уже звучат либо со стороны полных дилетантов в украинской политике, либо откровенных провокаторов).
Однако Россия в момент фактического начала распада Украины (или, говоря дипломатическим языком, начала конфедерализации Украины) должна немедленно рассмотреть возможность многосторонней поддержки МВД Украины в привязке к местным бюджетам регионов Юга и Востока Украины.
Российской внешней политике следует также учитывать тот фактор, что в ближайшие дни стихийно (без согласования с Януковичем) может быть запущен процесс "Северодонецк-2", который будет много радикальней событий конца 2004 года и может завершиться провозглашением новых "Донецко-Криворожской" и "Таврических" республик, которые будут находиться со стремительно теряющим власть Киевом лишь в формальных отношениях.
Готова ли российская внешняя политика к такому развитию ситуации на Украине или опять будет "бить по хвостам", вновь упуская стратегическую инициативу в силу некомпетентности, пассивности и безответственности?
Комментарии читателей (0):