Специалистам стратегического планирования известен термин "сценарий". Не обсуждаю циничность этого понятия, напрямую связанного с судьбами миллионов людей, и не претендую на роль стратегического мыслителя. Просто как кинематографист хочу вооружить думающих и ищущих политического выхода с Майдана некоторыми ключами сценарного ремесла.
Ключ первый. Драматургия.
Это - способ зарождения, развития и разрешения конфликта. Не более и менее. Сразу становится ясно, что создатель сценария (субъект авторского права) конструирует драматургический конфликт, но на сцене не находится. Там, на подмостках разных уровней - исполнители ролей - объекты замысла.
По этому принципу все - от отчаянного подростка и беркутовца до Кличко и Тягнибока на Майдане, а также послов и политиков вокруг, включая Меркель и Януковича - это персонажи без реальной субъектности.
Ключ второй. Жанр.
Нам известны: комедия, трагедия и множество смешанных вариантов. События в Киеве очевидно вскрывают жанровые предпочтения сценариста - кровавая героическая оптимистическая трагедия. Этот жанр опирается на следующие атрибуты: всемогущее сакральное зло, герой-одиночка, самоотверженные последователи, гибель самых достойных, чудо, например, подоспевшая в последний миг помощь сил вселенского добра и, в финале, победа справедливости на фоне ритуального траура по погибшим за счастье. Первые шаги этого жанрового алгоритма уже сделаны. Последующие - легко предсказуемы.
Ключ третий. Сценарный поворот.
По жесточайшему требованию Голливуда к рукописи сценария - наличие как минимум трех так называемых "поворотов". Это - узловые места в постановке, когда зрителю скармливается не то, что он по наивности ожидает. Например, обманывая ожидания, очевидный поначалу негодяй оказывается рыцарем или добрый мудрец - растлителем принцесс. Это позволяет все время держать зрителя в напряжении, попутно подготавливая к тому, что его изначальное представление о поражении будет выглядеть как победа. Ведь герои блокбастера - не ошибаются.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.01.14 Радикальная оппозиция захватила Международный конгресс-центр в центре Киева
- 25.01.14 Оппозиционеры перешли рубеж, после которого пути назад нет, не оставив выбора и властям: Лев Вершинин
- 25.01.14 Майдан – подарок к Олимпиаде-2014 / Фёдор Пашин
- 25.01.14 Москва ответила на Евромайдан в Карабахе: мания преследования и конспирология в Баку
Как минимум, два таких "поворота" мы уже наблюдали. Путин, который пошел на беспрецедентные меры экономической помощи народу Украины, преподносится как злодей, поддержавший собрата по сценарному образу. А нацисты, ведущие боевые действия в центре европейской столицы, - самоотверженные борцы со злом. Ну и как не помянуть здесь аморального кутилу без признаков интеллекта и сомнительно ориентированного Кличко, который вдруг воспринимается как респектабельный широкоформатный политический интеллектуал. Как минимум, целая европейская держава - Германия - вслед за ее руководством замерла в восторге с набитым поп-корном ртом. Жаль, что те, кто организовал и профинансировал чемпионский бой Кличко в сентябре 2012-го года в Москве, не были знакомы со сценарным искусством. Иначе бы усмотрели в этом снятый на их деньги - по самым скромным подсчетам - около 15-и миллионов долларов - стартовый эпизод пьесы под названием... "Удар"? "Майдан"? Мелко. Опытный сценарист начинает с финала. С таким замахом можно посягнуть и на "товарища нашего тсзть Шекспира".
Ключ четвертый. Неожиданный финал.
Здесь изощренный сценарист должен сначала поразить зрителя как бы не к месту благостной картинкой. В нашем случае подойдут освещенные закатом древнегреческие руины и ласковый крымский прибой. В кадре появляются темные незнакомые силуэты боевых кораблей американского флота. Это - эскадра "сил добра". Тех самых, что сыграют свою ключевую роль в финале. Они ждут только повода восстановить справедливость и помочь героям. Без повода - нельзя. Не по жанру. И в Ираке, и в Ливии повод был - оружие массового поражения. Не беда, что туфта. Кино-то там уже закончилось. Но для украинского сценария не подходит. Здесь фильм категории 18+. Не поверят. Нужно что-то посильнее.
Например, массовая резня евреев на Западе Украины. Герой должен обернуться злодеем. Тягнибок - фашистский недобиток, содрать овечью шкуру с бутафорского волка! Правительство страны, оказывается, - хорошие парни, но они не контролируют ситуацию.
Теперь - очередь крупных мазков и общих планов. В кадре - вид планеты из космоса. По ходу пьесы демонстрируется вселенский масштаб проблемы. В Турции - беда с потенциальным развалом. Карабахский узел между Арменией и Азербайджаном зашевелился. Бывшая советская Средняя Азия вот-вот получит свои майданы. Бродатые агрессивные и подвижные пешки выстроены на линейку готовности и на российском Кавказе.
И, все-таки, развитие какого сценария мы наблюдаем? Чтобы от неожиданности не подавиться поп-корном и не поперхнуться колой... Смена правящих элит, как в Афганистане, Ливии, Ираке и Египте? Украина несравнима по масштабу. Значит, расчленение. Для конспирологов и экспертов подчеркиваю: речь идет исключительно о киносценаризме.
Здесь впору вспомнить о другом финале - разрушение "индийской защиты". Это - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ расчленение потенциально мощной страны. Подобно тому, как в прошлом веке отрезали от Индии Пакистан и Бангладеш и ликвидировали потенциальную супердержаву, кстати, дружественную СССР. Затем - по сценарному шаблону - расчленен Советский Союз, предварительно обозначенный бавшим деятелем голливудской кинофабрики "империей зла". А потом, уже коалиционными демократическими бомбардировками превратили пророссийскую Югославию в россыпь тлеющих слабо субъектных осколков.
Вот такой сценарий для Украины, потенциально способной в союзе с Россией обрести статус высшего политического и экономического мирового субъекта - с голливудской точки зрения наиболее адекватен. Значит, нужен повод "силам добра" бомбить или вторгаться. Под благовидным предлогом. Скажем, под угрозой злобного исламского терроризма - с одного сценарного фланга - и украинского безвластия - с другого. Фокус неожиданного финала неминуемо должен сойтись в одной точке. Хотя бы в замысле на бумаге. Предположим, необходимо срочно помогать беспомощной России обеспечить глобальную безопасность на Сочинской Олимпиаде. А еще лучше - спасать украинских евреев на Западе Украины от Холокоста-2. Значит - бомбить или вторгаться. Война в Крыму, все в дыму. А что делать? Это - воля жанра. Режиссеры ни при чем. Как всегда.
Вот такой финал - по масштабу и по плечу суперсценаристу. Какое там "Янукович, пусти нас в ЕС" и поцелуй в десны Меркель и Кличко! Кстати, так быстро забытого. Как всего лишь проходные эпизоды. По всем законам сценарного ремесла...
Комментарии читателей (0):