Буквально накануне начала работы международной конференции по сирийскому урегулированию «Женева-2» состоялась интрига, смысл которой станет ясным чуть позже. Россия и США на протяжении многих месяцев координировали усилия по организации конференции, стремясь обеспечить присутствие представителей различных политических сил Сирии. Но по мере активизации их деятельности на этом направлении как-то неожиданно содержательная сторона проблемы сирийского урегулирования стала смещаться в сторону формального вопроса: «Будет ли представлен на «Женеве-2» Иран или нет?». При этом выстраивалась сложная параллельная дипломатическая конструкция.
18 декабря 2013 года Запад впервые дал понять сирийской оппозиции, что Башар Асад может оставаться какое-то время у власти, так как в Сирии растет влияние радикальных исламистов, в том числе ячеек «Аль-Каиды». Запад не скрывал того, что готов к сохранению за Асадом и алавитским меньшинством позиции в переходном правительстве Сирии, о котором должна пойти речь на международной конференции «Женева-2». Первоначально Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил (НКОРС) Сирии стала отказываться от участия в этой конференции, «поскольку в предполагаемом переходном правительстве Сирии предусматривается участие представителей режима Асада».
Но затем в « сирийское уравнение» стал вводиться Иран, на который и стали переправляться «стрелы» оппозиции. Не сложа руки сидели и в Москве. Министр иностранных дел России Сергей Лавров внес уточнения принципиального свойства: на конференции должна быть представлена внутренняя сирийская оппозиция, а не сформированная в основном из иммигрантов. Помимо этого, Лавров считает, что необходимо дать слово Национальному координационному комитету и объединениям сирийских курдов. «Оставлять за бортом оппозиционеров, которые никогда не покидали Сирию и действуют в политическом поле сирийского государства, на его территории, — для этого нет никаких оснований. Необходимо, чтобы приглашение участвовать в «Женеве-2» получили представители всего спектра оппозиционных сил Сирии», - подчеркнул «жирной чертой» Лавров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 03.02.14 Последняя попытка удержать Саудовскую Аравию / Али Гаджизаде
- 29.01.14 Короткий век региональных супердержав: Иран или Турция: кто теперь - сильный, а кто – слабый? / Станислав Тарасов
- 24.01.14 Путин примет участие во встрече на высшем уровне Россия-ЕС в Брюсселе
- 23.01.14 Станет ли «Женева-2» мирной конференцией, которая определит основы нового мироустройства? / Фахраддин Абосзода
После этого генсек ООН Пан Ги Мун направил приглашение Ирану к участию в «Женеве-2». По словам пресс-секретарь генсека ООН Мартина Несирки, «это решение не было поспешным и не могло быть сюрпризом для властей США». Сам генсек ООН сообщил, что решение пригласить Иран на «Женеву-2» было принято по итогам консультаций с множеством стран. По его словам, глава МИД Ирана Джавад Зариф заверял, что «Исламская Республика осознает главную цель конференции — формирование в Сирии переходного правительства, наделенного всей полнотой власти». Но сразу последовал ответный ход: Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил (НКОРС) Сирии заявила, что отказывается от участия в конференции «Женева-2» « в случае участия в ней Ирана». И вновь «неожиданное решение: генсек ООН отозвал приглашение Ирану для участия в «Женеве-2». Еще более интригующе выступила официальная представительница госдепартамента США Дженифер Псаки: «Вашингтон рассматривает переданное генсеком ООН Тегерану приглашение как основанное на том условии, что Иран продемонстрирует четко выраженную и публичную поддержку полному выполнению женевского коммюнике, которое было принято на совещании «Группы действий» («Женева-1», летом прошлого года - С.Т.). Содержащиеся в этом документе договоренности, в частности, предусматривают «формирование в Дамаске переходного правящего органа, обладающего всей полнотой исполнительной власти, по обоюдному согласию сторон внутреннего вооруженного конфликта в Сирии». Между тем, по словам, Псаки, «Иран никогда этого публично не поддерживал, хотя США давно от него этого добивались».
Заметим, что использование Псаки выражения «обоюдное согласие сторон внутреннего вооруженного конфликта в Сирии» предусматривает участие Дамаска в переходном правительстве. «Когда генсек ООН Пан Ги Мун сказал, что вынужден отозвать приглашение Ирану потому, что тот не разделяет принципов урегулирования, заложенных в Женевском коммюнике, это достаточно лукавая фраза, - так оценил ситуацию глава МИД России Сергей Лавров. - Потребовали отозвать приглашение Ирану те, кто настаивает, что Женевское коммюнике и его выполнение должно завершиться сменой режима. Это недобросовестная интерпретация того, о чем договорились в Женеве».
Это свидетельствует о том, что накануне работы «Женевы-2» произошел системный позиционный сбой. Тем более, что официальный представитель МИД Ирана подчеркнул, что Тегеран никогда не требовал приглашения для участия в мирной конференции по Сирии «Женева-2» , а шаг генсекретаря ООН, отозвавшего приглашение Ирану, он квалифицировал как «вызывающий сожаление». Так сбываются прогнозы ИА REX, согласно которым Иран на первом этапе «Женевы-2», завязав в единый «узел» с НКОРС, будут выводить на запасной дипломатический плацдарм. Тем более что эти события совпали с вступлением в силу промежуточного соглашение Тегерана и «шестерки» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) по урегулированию иранского «ядерного досье». По данным анонимного чиновника госдепартамента США, Иран получил технический доступ к своим зарубежным валютно-финансовым активам в объеме около 4,2 млрд. долларов, а в обмен на замораживание ядерных исследований стал осваивать 7 млрд. из тех же активов. Кроме того, снимаются ограничения на экспорт его нефти. Плюс к этому европейские компании получили разрешение предлагать транспортные и страховые услуги для нефтяных грузов Ирана шести странам-покупателям иранской нефти. Ослабление санкций против Ирана касаются и страхования и торговли драгоценными металлами. В сложившихся обстоятельствах такие сообщения воспринимаются как выдача «бонусов» Ирану, которые смягчают удар от решения об аннулировании приглашения в «Женеву-2».
Что же касается перспектив «Женевы-2», то принятые на конференции решения будут иметь важное значение для всех участников конфликта. Но, в первую очередь, все же для сил сирийской оппозиции. Вступив борьбу с Ираном, она вынуждена будет либо принять участие в переговорах с участием представителей Асада, либо вообще выйти из женевского процесса. На этом направлении создана еще одна комбинация, которая будет осуществляться в формате противостоянии в рамках конференции между НКОРС и другими силами сирийской оппозиции. Дамаск говорит о «широком правительстве», внешняя оппозиция - о «переходном правительстве», еще одна часть сирийской оппозиции - о «правительстве национального единства». Вряд ли на данном этапе решение будет достигнуто на основе диалога между самими сирийцами в широком смысле слова. Рано и ли поздно в этом процесс вмешаются заинтересованные внешние силы, включая и Иран. К тому же отсутствие «привязок» к «Женеве -2» сохраняет Ирану «свободу рук» в отношении дальнейшего сотрудничества с президентом Сирии Башаром Асадом.
Так что, на наш взгляд, отзыв приглашения Ирану не означает «просчет» американской дипломатии, как утверждают сейчас многие российские и зарубежные эксперты, а ее расчет открыть через сирийский фактор новые для себя геополитические перспективы. Сняв предубеждения относительно Ирана и его ядерной программы, Вашингтон в дальнейшем может пойти на расширение сотрудничества с Тегераном «параллельным курсом», оставив увязать в «женевском болоте» других региональных и не только региональных «игроков». Не исключено, что будет предпринята попытка перехватить инициативу на сирийском направлении США, Ираном и Саудовской Аравией. Но такая перегруппировка сил состоится не раньше осени нынешнего года.
Комментарии читателей (0):