Будущее Ближнего Востока в руках российской и американской дипломатии

Последуют ли за «Женевой-2» «Женевы 3-4-5...»
19 января 2014  03:41 Отправить по email
Печать

Сегодня на Ближнем и Среднем Востоке сконцентрированы главные направления мировой политики – конфликт в Сирии и решение проблемы с ядерной программой Ирана.

Теоретически эти две проблемы эксперты стали связывать воедино еще летом 2012 года, когда возобновление в Москве переговоров великих держав по иранской ядерной программе давало определенные надежды. По этой проблематике президент России Владимир Путин в Мексике в рамках саммита G20 провел переговоры с президентом США Бараком Обамой. (Кстати, вскоре после этого экспертная группа ИА REX посетила Тегеран, где прошли многочисленные и интенсивные встречи высокого экспертного уровня). Французская газета Le Monde предупреждала, что, связав единым узлом сирийский кризис и иранскую ядерную проблему, стороны одновременно и рискуют, и открывают широкий «коридор возможностей». Рискуют потому, что одна проблема может стать заложницей другой. Эту схему «успешно» провел в жизнь тогдашний президент Ирана Ахмадинежад. А «коридор возможностей» был связан с тем, что на сирийском направлении можно было разыгрывать иранскую «карту», или сирийскую на иранском.

Был свой интерес и у Ирана. В формате переговоров с «шестеркой» по ядерной программе Тегеран выступал и выступает один против всех и вынужден действовать в жестких детерминированных условиях. То был период упущенных возможностей. Сейчас ситуация несколько иная. Она более интригующая и загадочная. Прежде всего, отметим, что нынешние рассуждения США и России об участии или неучастии Ирана в мирной конференции по Сирии «Женева-2» не только фиксирует факт признания его роли на сирийском направлении, но и создает немало новых возможностей для иранской дипломатии в осуществлении маневров во всем ближневосточном регионе. Поэтому складывается ощущение, что Вашингтон «сдал» Анкару - своего союзника по НАТО, - активно поддерживая нового президента Ирана Роухани и выстраивая в регионе противовес возраставшему влиянию Турции.

Что касается России, то, как отмечает все та же Le Monde, «ее нежелание принести в жертву президента Сирии Башара Асада рассматривается западными странами не только как приверженность принципам невмешательства во внутренние дела Сирии, да и любого другого государства, но и как возможность укрепления позиций и влияния во всем регионе». Теперь произошли события, которые оказались неожиданными для большинства стран региона. Как констатирует «Голос Америки», «Вашингтон на Ближнем Востоке дал задний ход» и у него, как оказалось, заниматься им «нет ни времени, ни желания, и нефть им теперь особо не нужна». В итоге такие страны, как Турция или Саудовская Аравия, которые рассчитывали изменить в результате «арабской весны» свой статус в регионе, выступить в роли больших игроков, провалились. Стали происходить перемены, которые пошли не так, как бы того им изначально хотелось, и они растерялись перед вызовами настоящего и непредсказуемого будущего.

Еще недавно мало кто предполагал, что Россия и США станут выступать в роли партнеров на Ближнем Востоке. Но, как прозорливо отмечал в конце 2013 года заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, «сотрудничество между США и Россией по вопросу об уничтожении сирийского химического оружия стало демонстрацией лидерства двух стран», которые «разделяют заинтересованность в приближении политического решения сирийского кризиса». Помимо этого - не без усилий Вашингтона и Москвы - был запущен переговорный процесс по иранской ядерной программе и завершились споры по Афганистану. Стало ясно, что США и НАТО покинут эту страну в течение 2014 года. Но главные решения еще впереди.

22 января в Монтрё должна начать работу мирная конференция по Сирии - «Женева-2». Сообщается, что в конференции примут участие 32 страны, в том числе пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, Германия, Италия и соседние с Сирией государства. В этой связи Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что «главной целью международной мирной конференции по Сирии «Женева-2» является создание переходного правительства, что поможет остановить насилие в стране». Министр иностранных дел России Сергей Лавров внес уточнения: на конференции должна быть представлена внутренняя сирийская оппозиция, а не сформированная в основном из иммигрантов. Помимо этого, Лавров считает, что необходимо дать слово Национальному координационному комитету и объединениям сирийских курдов. «Оставлять за бортом оппозиционеров, которые никогда не покидали Сирию и действуют в политическом поле сирийского государства, на его территории — для этого нет никаких оснований. Необходимо, чтобы приглашение участвовать в «Женеве-2» получили представители всего спектра оппозиционных сил Сирии», - считает Лавров.

В свою очередь президент Франции Франсуа Олланд тонко подметил, что у конференции «Женева-2» должна быть четко поставленная цель - допустить переходный политический процесс. При этом некоторые страны-участники «Женевы-2» могут поддержать позицию сирийской оппозиции: переходное правительства без Асада, а некоторые поддержат другой сценарий. Так что, на наш взгляд, на данном этапе достижение общего согласия по формированию переходного правительства в Сирии маловероятно. Поэтому в «Женеве-2» дипломатам США и России - если у них, конечно, существует общий сценарий и общая цель - предстоит решить два основных вопроса: «Как достичь намеченной цели?» и «Что делать?».

Говоря об этой общей цели, мы, конечно, имеем в виду широкое понимание осуществления политического процесса сирийского урегулирования. В этой связи, на наш взгляд, в «Женеве-2» Вашингтон и Москва первоначально будут добиваться прекращения кровопролития в Сирии и не станут объявлять политический мат ни Дамаску, ни силам оппозиции. Затем начнется (если уже не началась на предварительном этапе - С.Т.) перегруппировка сил в рамках форума, перевод их на «свое» и «чужое» поля. Тактически выгодно объявить об успешности первого этапа «Женевы-2» и вслед за этим начать рисовать контуры очередной цели. Второй этап «Женевы-2» может быть напрямую связан с достижением соглашения между Ираном и «шестеркой» по ядерной программе, и возможным расширением переговорной повестки дня женевского процесса с интегрированием в него вопросов уже всего ближневосточного урегулирования.

Поэтому по мере развития событий задача неизбежно будет усложняться до такого уровня, когда многие участники «Женевы-2» - помимо Сирии - окажутся тесно связанными и между собой. Так всегда бывает в ситуациях, когда ставится цель добиться выгодного перераспределения соотношения сил. В таком случае шахматисты говорят, что в позиции имеется форсированный вариант с неожиданным замыслом и осуществлением комбинационных маневров. При этом нельзя исключать, что среди государств-участников «Женевы-2» и могут оказаться «жертвы», и могут появиться неожиданные удары, способные в корне изменить весь ход событий. Например, использовать при голосовании прием большинства голосов, чтобы утвердить свою резолюцию. Многим это будет выгодно. Но США и Россия должны провести в этом промежуточном ближневосточном спектакле свою «партию». В чем ее главный смысл - станет известно еще не скоро. Ближневосточная мистерия только разворачивается.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть