Госбюджет Украины-2014: «Казнить нельзя помиловать»

Экономические аспекты госбюджета
17 января 2014  13:05 Отправить по email
Печать

Сначала рассмотрим негативные стороны государственного бюджета-2014.

Основные макроэкономические показатели:

- Доходная часть 392,404 млрд. гривен.

- Расходная часть 447,294 млрд. гривен.

Расходные и доходные статьи бюджета соответственно вырастут на 27 и 22 миллиарда по сравнению с государственным бюджетом-2013.

Но существенно вырастет и государственный долг страны: с 483 до 580 млрд. гривен. Почти на 100 млрд.

При этом весьма спорной, а на мой взгляд просто «нарисованной» является строка дефицит госбюджета. Он установлен на уровне 3,6% ВВП (около 7,3 млрд. долларов). Это даже лучший показатель, чем в некоторых развитых капиталистических странах. Поверите? Я нет. По данным многих экспертов, реальный рост экономики не превысит 2%., при этом в госбюджете-2014 указаны - 3%. Это означает, что помимо официального дефицита почти в 60 млрд. грн. к концу года может образоваться примерно такой же скрытый дефицит. В результате бюджет будет выполняться в ручном режиме, одним из проявлений чего станет продолжение практики блокирования Госказначейством счетов местных органов власти и денежных средств, выделенных на социальные выплаты. То есть повторение ситуации, аналогичной концу 2013-го года. Может власть опять надеется на российский кредит?

Не решены проблемы Пенсионного Фонда

У госбюджета-2014 остаются старые, тигипковские проблемы с основным социальным фондом страны – пенсионным. С учетом того, что количество рабочих мест и теневая схема уплаты отчислений в ПФ не обеспечивает положительного баланса для выплаты пенсий, государство вновь на его обслуживание добавляет аж 4,1 миллиарда гривен! Напомню, что во время принятия тигипковской пенсионной реформы, его авторы, при дефиците в 55 млрд. грн в самом фонде, повышая на 5 лет пенсионный возраст для женщин клятвенно уверяли в том, что реформа – это снижение дефицита. Однако за период самой пенсионной реформы, дефицит пенсионного фонда уже достиг критической для государственной казны суммы - 87,4 миллиарда гривен. А вот экономия от бело-синей новации Тигипко – всего 0,5 млрд. гривен в год. При этом, целая армия работающих на пять лет больше женщин, параллельно «забирает» эти самые рабочие места у такой же армии молодых граждан Украины, увеличивая рост безработицы.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Большие перекосы в финансировании

Под президентские выборы увеличение некоторых статей, сделано с ущербом для смежных выплат.

К примеру, на финансирование здравоохранения необходимо тратить не менее 5% ВВП, а это, приблизительно 83 млрд. гривен. Но в текущем заложено только 57,79 млрд. грн, т.е. 3,7% ВВП . То есть дефицит на одну из конституционных статей – почти 25 млрд. гривен!

И это на фоне того, что МВД получает прибавку в 2,32 миллиарда гривен. Однако не всем силовикам повезло. Фактически при полном недофинансировании Министерства обороны на протяжении последних 15 лет, в текущем госбюджете у военных забирают еще 785 миллионов гривен.

О науке вообще говорить нечего, не зря Академия наук, впервые за несколько последних лет вышла на акции протеста. При минимальной потребности для сохранения самой инфраструктуры и минимальных зарплат для отечественной науки в размере 4 млрд. гривен, финансирование принято на уровне 2,6 млрд. гривен.

То есть, если без больших научных фраз картина следующая. В семье живет мама медик, папа военный, дедушка ученый и сын милиционер. Политтехнологи подумали, что дедушка и так слишком умный и на следующих выборах на его голоса рассчитывать будет сложно. Папу в армии «зарядят» на голосование «за» про властного кандидата по старой схеме «стой там иди сюда» с исходом не менее 99,9%. Мама еще подумает, а вот сынишке-милиционеру подкинем…

Проблема приватизации

Вернее, для кого проблема, а для кого «огого». В проекте госбюджета-2014 заложен фантастический план поступлений от приватизации - 17 миллиардов гривен. Минусов несколько. Во-первых, вместо того, что бы увеличивать часть государства в крупных объектах и кредитовать их, будут распроданы остатки общенародной собственности.

Во-вторых, опыт украинской приватизации показал, что поступления в бюджет от приватизации ни чем не гарантированы. План выполнялся Фондом госимущества в доходную часть бюджета, в лучшем случае, составляет 10%. Хотя как для меня, противника приватизации стратегических государственных объектов, эта цифра очень даже оптимистична.

Назло ЕС?

Конечно, это шутка, что назло ЕС. Но без государственной поддержки остаются целые отрасли, а это сотни тысяч рабочих мест. Так, уровень государственных дотаций в сельское хозяйство в Украине застыл на отметке 0,8%! Для примера, в России такая поддержка составляет 11%, в США - 12% , в странах ЕС (в среднем) - 21%.

Не повезло и другим отраслям. К примеру, на 6% сокращаются государственные вложения в угольную промышленность и это без индекса инфляции и долговых обязательств.

Понятно, что все сэкономленное на сотнях тысяч рабочих мест попытаются выдать в виде гречки все тем же обездоленным украинцам на президентских выборах.

Позитивные стороны госбюджета-2014

Говорить о позитивных сторонах госбюджета можно только в абсолютном сравнении с госбюджетом-2013, так как он в абсолютных показателях доходной и расходной частях вырос.

Если бы бюджет-2014 не был принят, то грубо, но мы бы хуже жили на 22 млрд. гривен, что при 1/12 составляет 1,83 млрд. гривен в месяц. К тому же, это дало бы возможность Кабмину Азарова распределять деньги не по Закону Украины «О Государственном бюджете», а в ручном режиме. А это уже, как в классике: «куртка замшевая - три, магнитофон импортный – три...».

Защита населения от роста цен на коммунальные услуги

Наконец-то Азаров понял, что МВФ – «это тоже кровососы». В госбюджете-2014 правительство отказалось учесть требования Международного валютного фонда, относительно замораживания зарплаты бюджетникам и повышений коммунальных тарифов для населения. Для общего развития: мечта МВФ, что бы, к примеру, население платила за газ без дотаций государства. К примеру, 350 долларов умножаем на 8,2 = 2870 грн за 1000м3. Я думаю, комментарии здесь излишни.

Выплаты по вкладам

Как не крути, а принятие бюджета – это вопрос политический в нашей стране.

Политтехнологи партии власти готовили под президентские выборы любимый сериал «выплаты по вкладам Сбербанка СССР», но не в текущем бюджете, а в бюджете-2015. Помните, Юлину тысячу, Витину тысячу…? Но по требованию коммунистов, через опубликованное открытое письмо к правительству Азарова, Кабинетом министров учтены пожелания последних – и как раз благодаря КПУ повышение минимальных пенсий и зарплат, возвращение вкладчикам долгов Сбербанка СССР, погашение задолженностей по зарплатам, пусть незначительное, но увеличение социальных расходов были перенесены и приняты в текущем бюджете.

Итого – в госбюджете на 2014 год заложена целевая строка финансирования возврата вкладов – выделено 6 миллиардов гривен!

Не будут применены нормы, ущемляющие детей войны, афганцев, чернобыльцев.

Также по требованию Компартии из проекта бюджета на 2014 год исключена та подлая норма, которая использовалась против социально незащищенных категорий граждан - таких как дети войны, афганцы, чернобыльцы и др. Норма о том, что финансирование положенных им по закону льгот осуществляется только в объеме ассигнований, определенных в бюджете. Это норма давала якобы законное право сначала «оранжевой» власти (которая теперь называется «оппозицией»), а сегодня власти «регионалов», не финансировать и не оплачивать свои социальные обязательства перед льготными категориями населения.

Помните, как раз против этой нормы мужественно выступали афганцы и чернобыльцы при принятии госбюджета Верховной Радой прошлого созыва?

Теперь, хочешь – не хочешь, а выплачивать, положенное по Закону нужно. И право обратиться в суд, в случае невыплат - возобновится.

Рост "минималок"

Еще раз повторюсь, в случае непринятия бюджета-2014, не было бы роста социальных выплат. Сказки о том, что условий для резкой скачкообразной инфляции в стране сегодня нет, для меня, как и для большинства украинских граждан – остаются сказками. Но в текущем бюджете предусмотрен рост минимальной зарплаты, прожиточного минимума, государственной помощи на рождение ребенка – на уровне 8,1%, помощи на детей-сирот – на уровне 25,5%

Простым языком, хоть на уровень инфляции, но больше, чем бы мы жили на 1/12 от госбюджета-2013

Политические аспекты

Голосование за государственный бюджет-2014 стало возможным благодаря поддержке коммунистов. Ведь члены Партии регионов поддерживали его «автоматом».

Конечно, решение о голосовании было не простым. С одной стороны недовольные действующей властью теперь будут заявлять, что коммунисты, хоть и формально, но поддержали правительство Азарова. Но и не голосовать было нельзя, так как в данном случае, компартия повторила бы «подвиг Мороза», который, возглавляя Социалистическую партию Украины, фактически лег под оранжевых националистов. То есть все равно, любая позиция КПУ была бы под ударом одной из сторон, а вернее ее избирателей.

В связи с этим, в течении полумесяца был проведен внутрипартийный опрос-референдум в партии. Было опрошено почти 100 тысяч человек. Поверьте, немало для социологии. К тому же география у КПУ – вся страна, а не ее часть, как у националистических или карманных партий.

Абсолютное большинство высказались за голосование по бюджету.

Таким образом, вывод однозначен, что голосование за бюджет было вопросом из политической плоскости.

Но нужно и понимать, что его не принятие – это приостановка роста пенсий, зарплат, невыплаты ранее замороженных льгот детям войны, афганцам, чернобыльцам.

К слову сказать, если бы не был принят бюджет, то Украина рисковала бы еще и внешнеполитическим имиджем, так как хочешь – не хочешь, а пришлось бы залазить, как и в декабре 2013 года в мешок с российским кредитом. То есть проедать его в прямом смысле слова.

Напомню, что от Российской Федерацией Украина получила 15 миллиардов долларов кредита за счет средств Фонда национального благополучия России. Янукович и Азаров пообещали, что эти средства будут направлены главным образом на инновационное обновление и модернизацию экономики Украины, на развитие конкурентоспособности страны.

Ну и самое главное – если бы не был принят госбюджет, то это бы стало реализацией очередного сценария извне. Кому-то это симпатично, но лично мне, как и многим моим соотечественникам – нет. В случае провала голосования, «оппозиция» приступила бы

к реализации своего плана, который привез в Киев американский сенатор Маккейн. Помните Ливию и Сирию? Сценарий прост: если бюджета не будет, то к концу первого квартала года Кабмин Азарова потеряет рычаги управления экономикой, начнутся задержки бюджетных выплат, районы и города останутся без финансирования. На смену Кабмина Азарова оппозиция создает свое параллельное правительство из КГГА, которое первым делом обнуляет московские соглашения. Сразу возникает финансовый дефицит в

15 миллиардов долларов, из-за возврата к старой цене на газ в разгар зимы возникает проблема с отоплением жилых домов. Начинается хаос.

То есть непринятие бюджета – именно то, чего ожидала так называемая «оппозиция»: к политическому майдану добавился бы социальный бунт.

Так что, если бы у бюджета было лицо, то это хорошая мина при плохой игре…

Советник Первого заместителя Председателя

Верховной Рады Украины Евгений Царьков

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть