Турция в пустыне сирийской политики

А президент Гюль - «глас, вопиющий в пустыне»
16 января 2014  15:02 Отправить по email
Печать

Президент Турции Абдулла Гюль в рамках 6-ой конференции турецких послов в своей резиденции Чанкая сделал важное заявление. Он призвал правительство страны пересмотреть политику в отношении Сирии. При этом, по его словам, турецкой стороне необходимо приложить усилия к поиску «взаимовыгодной стратегической линии на Среднем Востоке, осуществлять терпеливую, хладнокровную и настойчивую политику».

Таким образом, глава турецкого государства озвучил то, о чем уже не первый месяц активно пишут в турецких СМИ и обсуждают турецкие политики. Так политолог Фехим Таштекин, считает, что до 2010 года Турция проводила успешную внешнюю политику, выстраивая нормальные отношения со всеми соседями, что усилило влияние Турции в регионе. Действительно осуществление доктрины «ноль проблем с соседями» создавало для Турции благоприятные внешние условия для социально-экономического развития, не говоря уже о заметном расширении торгово-экономических отношений не только с соседними странами. Официальная статистика показывает, что в период премьерства Реджепа Тайпа Эрдогана экономика Турции превратилась в одну из самых динамичных на планете. В кризисные 2010-й и 2011-й её рост составлял соответственно 9,2% и 8,5%. С 2002-го по 2013 год ВВП Турции вырос почти в 4 раза, достигнув около триллиона долларов. Средний доход на душу населения поднялся с 3 тысяч долларов до 11 тысяч. Были побиты прежние рекорды турецкого экспорта: в 2012-м его объём составил 156 млрд. долларов.

Турция заметно внешне изменилась, плоды ее реформаторской политики получили признание в мире. По оценке многих российских экспертов, если бы эта страна еще лет десять продолжала осуществлять доктрину « ноль проблем», то она закрепила бы свои позиции в регионе в качестве лидера, заняла бы устойчивое положение в составе «большой двадцатки». Несколько перефразируя слова президента Гюля, сказанные им в резиденции Чанкая на встрече с турецкими послами, «Турция могла бы иметь яркий облик, сильный демократический правовой порядок, стабильную экономику и быть страной, придающей большое значение дружбе».

Но ситуацию изменил феномен так называемой «арабской весны», который, как сегодня признают многие турецкие политологи, не совсем верно был диагностирован официальной Анкарой. Почему такое случилось - еще предстоит разбираться экспертам. Но фактом является то, что после «арабской весны» круг друзей Турции в регионе заметно сузился. А с некоторыми из них, как с Египтом, дело дошло даже до отзыва послов. Что же касается Сирии, то Турция почему-то оказалась легко и быстро вовлеченной в ее внутренний кризис, а ставка только на силы оппозиции сузила маневренность ее дипломатии. Возможно, это мало кто бы заметил, если бы был осуществлен планируемый Западом сирийский «блицкриг». Но он не состоялся, и главная цель- свержение режима Асада - не достигнута. В итоге, как пишет один турецкий политолог, « интрига, в которую Турцию впутали западные страны» стала «сулить опасные моменты для всего региона». Теперь президент Гюль призывает «пересмотреть дипломатию и политику безопасности в отношении Сирии», привести ее «в соответствии с собственными реалиями».

Призыв Гюля прозвучал буквально накануне мирной конференции по Сирии, которая должна состояться 22 января, в швейцарском Монтрё. И после того, как глава МИД Турции Ахмет Давутоглу провел в Париже переговоры с госсекретарем США Джоном Керри. На совместной пресс-конференции Давутоглу, касаясь событий в Сирии, отметил, что «Анкара и Вашингтон находятся в тесном взаимодействии по данному вопросу и обе страны сделали все возможное для привлечения представителей всех сирийских оппозиционных группировок к участию в нынешнем заседании в Париже». (Речь идет о «Друзьях Сирии» - С.Т.). Что же в итоге?

Госсекретарь США Керри после общения с главой Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) Ахмедом Джарбой выразил надежду на то, что «сирийская оппозиция примет участие в международной конференции «Женева-2». Сам же Джарба заявил, что «в Сирии нет будущего для Башара Асада и членов его семьи». Но сирийская оппозиция до сих пор не представила состав своей делегации на конференции. Почему? Глава французского внешнеполитического ведомства Лоран Фабиус сообщил, что получил приглашение от Генсека ООН Пан Ги Муна, в котором сказано: «Цель конференции «Женева-2» - создание переходного правительства, с представителями умеренной оппозиции и сторонниками Башара Асада, но без самого Башара Асада. Пока он сам не склонен к такому решению, но на этой конференции мы попытаемся его убедить, что, конечно, не будет легко». Это не устраивает НКСРОС, считающей, что переходное правительство должно быть без сторонников Асада.

Существует еще один важный нюанс: возможное участие в мирной конференции Ирана. Идею приглашения его на «Женеву-2» поддержал спецпосланник генсека ООН по Сирии Лахдар Брахими, однако главы внешнеполитических ведомств США и России на переговорах в Париже так и не пришли к единому мнению. По словам Джона Керри, Иран должен поддержать идею формирование переходного правительства в Сирии. В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров считает, что Иран необходимо пригласить для участия в «Женеве-2» без предварительных условий. Запад опасается, что Иран может серьезно повлиять на исход переговоров, как и Турция, которая фактически втянута в сирийский кризис.

Так выстраиваются сложные дипломатические лабиринты на пути сирийского урегулирования. Как считает международный обозреватель ВВС Лиз Дусет, «у Запада и режима Асада исламисты - общий повод для беспокойства». А раз так, то Запад должен - хотя бы на данном этапе- «идти на совместные с Дамаском меры противодействия исламистам». Но если в качестве задачи «Женевы-2» выставляется цель создания переходного правительства без Асада, то кто, и какие силы окажутся способными вести борьбы с проникшими на территорию Сирии радикальными исламистскими группировками? Так что участие Асада в мирном процессе в Сирии не гарантирует успеха «Женевы- 2», но создает благоприятные предпосылки для его достижения. Исключение Асада из этого процесса гарантирует провал «Женевы2».

Как ведет себя турецкая сторона? Она шарахается из стороны в сторону. Первоначально глава МИД Давутоглу заявил, что «Асад в Сирии - меньшее зло, нежели радикальнее исламисты». Затем объявил, что его не так поняли турецкие журналисты, и что позиция Турции по Сирии не изменилась, и она продолжает считать «Дамаск главным источником кризиса». Положение усугубляется еще и разгорающимся в Турции политическим кризисом, инициированным коррупционным скандалом. На днях спецслужбы страны провели масштабную операцию в Стамбуле, Адане, Ване, Газиантепе, Килисе и Кайсери, в результате которой были задержаны 28 боевиков террористической группировки «Аль-Каида». Эта спецоперация готовилась 15 месяцев. Однако, как сообщает газета Today`s Zaman, начальник антитеррористического подразделения департамента полиции Килиса Девлет Чинги был уволен со своего поста.

«Сирия это не только проблема Турции. Дело даже не в том, что Турция зашла в тупик, по-моему, в тупик загнали себя целый ряд стран, - считает эксперт турецкого Международного центра стратегических исследований Камер Касым.- Турция в этом вопросе действует вместе с США и западными странами, и об изменении политики Турции в отношении Сирии не может быть и речи». Тогда выходит, что призыв президента Гюля «пересмотреть дипломатию и политику безопасности в отношении Сирии» остается всего лишь «гласом вопиющем в пустыне».

Во время недавней пресс-конференции президент Гюль, отвечая на вопрос словенского журналиста о его возможном соперничестве на предстоящих летом 2014 года президентских выборах с нынешним премьер-министр Эрдоганом, заявил: «Когда время придет, вы все увидите». Но время сейчас, особенно на сирийском направлении, работает не пользу Турции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть