Пекин стоит мессы: «око Ватикана» разворачивается в сторону Китая

Обновленный Ватикан показал и показывает готовность работать на опережение событий
12 января 2014  22:05 Отправить по email
Печать

Римско-католическая церковь объявила на днях, что готовится причислить к лику святых Маттео Риччи, известного иезуитского миссионера, который на рубеже XVI-XVII веков открыл для европейцев Китай. По словам главы епископии Мачерата Клаудио Джулиодори, папка с делом их земляка уже передана в Рим в Конгрегацию по канонизации святых. «Я надеюсь, что приход папы Римского Франциска станет толчком к евангелизации и диалогу с Китаем», - многозначительно заметил при этом монсеньор Джулиодори, передает Vatican insider. Этому замечанию предшествовало еще одно интригующее событие: не так давно понтифик вошел в список десяти самых важных личностей 2013 года. По данным Fides, такой выбор сделали 50 представителей наиболее важных средств массовой информации, журналистских и дипломатических ассоциаций материкового Китая. Голосование состоялось в ходе XV Китайского международного пресс-форума декабря в провинции Хайнань. Как подчеркивает Radio Vaticana, до Франциска ни один религиозный лидер не появлялся в ежегодном рейтинге Китайского международного пресс-форума.

Между тем, отношения Пекина и Ватикана уже более 60 лет переживают не лучшие времена. С начала XVII века по вторую половину XX католическая миссия успешно работала в Поднебесной империи. К 1949 году в Китае насчитывалось около 2,5 миллионов верных и 3 тысячи священников. Однако пришедшие к власти коммунисты с настороженностью относились к существованию в стране сил, чьи руководящие центры находились за границей. Возможность их сохранения в Китае базировалась на трех постулатах: «самоуправление», «самообеспечение», «самостоятельное ведение проповеди». С этим согласились местные протестанты, но не католики. В результате были проведены массовые аресты иностранных миссионеров, многие католические организации подверглись разгрому со стороны властей.

Поводом для конфликта также послужило то, что Ватикан в свое время не признал китайское коммунистическое правительство. В 1951 году дипломатические отношения между Пекином и Святым престолом были разорваны. Китайские власти пошли на создание собственных «карманных католиков». В 1956 началась подготовка к созданию «патриотической католической организации», которая в феврале 1957 года получила название «Патриотической китайской католической церкви». К лету того же года были сформулированы ее основополагающие задачи, заключавшиеся, в первую очередь, в служении «делу социалистического строительства». Любые контакты с Ватиканом, не говоря уже о политических и экономических связях с ним, были запрещены.

Часть китайских католиков ушла в подполье. По некоторым данным, в запрещенной китайской католической церкви, которая ориентируется на Ватикан, состоят до 8 миллионов членов, в ней служат восемь епископов. Пекин периодически проводит облавы на «подпольщиков», арестовывая иерархов. В свою очередь Ватикан, во-первых, не признает «патриотических католиков», отказывая им в каноничности. Во-вторых, Святой престол поддерживает отношения с Тайванем, признавая его суверенным государством, что очень не нравится китайским властям. Пекин неоднократно заявляет, что он готов к развитию контактом с Ватиканом в случае, если тот не будет «вмешиваться в его внутренние дела под религиозным предлогом» и признает Тайвань частью Китайской народной республики.

Значит ли это, что обе стороны не готовы к компромиссам? На наш взгляд, утверждать это со всей категоричностью нет оснований. Как гласит китайская поговорка, в долгой игре нет победителя. Времена меняются, и сегодня окрепшей государственности Китая уже не требуется «тепличных условий», так что собственные «карманные католики» для Пекина ничего не прибавляют, а исчезни они, ничего не убавят. Святой престол – другое дело. Сегодня, когда фокус мировой политики сосредоточен на Ближнем Востоке, на первый взгляд, Ватикан и Китай могут найти лишь небольшие точки соприкосновения. Однако «геополитические ветра» начинают менять свое направление, глобальное западное сообщество во главе с США дает понять, что в ближайшем по историческим меркам будущем эпицентр потрясений и разломов переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион. К такого рода «катаклизмам» готовиться надо заранее, что прекрасно понимает и Китай, и Ватикан.

В 2014 году иезуиты отмечают двухсотлетие восстановления своего ордена. Для Святого престола – это хороший повод, чтобы вспомнить, как Римско-католическая церковь осваивали Азию. Так, сообщает AsiaNews, 18 января во Вьетнаме будет дан старт торжествам по случаю приближающегося 400-летия со дня прибытия первых миссионеров в эту страну. Как говорится в пресс-релизах вьетнамских иезуитов, запланированные ими мероприятия «будет способствовать укреплению миссионерского духа во Вьетнаме, помогут узнать историю евангелизации страны и вклад христиан в ее развитие». Поэтому, как знать, не послужит ли причисление к лику святых миссионера Маттео Риччи поводом для начала осторожного диалога между Китаем и Ватикана. Сначала на уровне историков и культуроведов, ну а за ними могут подтянуться дипломаты и политики. Признание работниками китайского «идеологического фронта» популярности папы Римского Франциска вряд ли появилось «стихийным» образом. Что-то за этим стоит, события покажут, что именно. В любом случае, с момента прихода к власти нынешнего понтифика он неоднократно давал понять, что не намерен оказаться в положении известных пяти дев, которые пропустили пир из-за того, что забыли поправить масло в своих светильниках. Обновленный Ватикан показал и показывает готовность работать на опережение событий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть