Турция продолжает погружаться в политический кризис. Сейчас он оценивается как самый серьёзный за все годы правления партии Эрдогана «Справедливость и развитие». Глава правительства оказался в ловушке, выбраться из которой конституционными средствами ему вряд ли удастся. Но если в демократических государствах скандалы обычно носят характер грозы, после которой воздух становится свежее и чище, то нынешнее политические торнадо в Турции больше напоминают падение в болото с нечистотами. Поднимается фонтан грязи, который не оседает. Против самого толкового после лидера в новейшей истории государства, для которого политической визитной карточкой являлось отсутствие криминального ретро, сегодня методично выбрасывается один компромат за другим. Становится ясно, что операция «Большая взятка» готовилась долго и тщательно, с расчетом на действия пошагового характера, и с учетом квалификации самого Эрдогана «грамотно» скандалить, отвечая на выпады оппозиционных и других закулисных сил эффективными или деструктивными шагами.
В конце 2013 года полиция Турции провела секретную антикоррупционную операцию «Большая взятка». Было задержано более 50 человек, в том числе сыновья трех министров и несколько крупных предпринимателей. Это вызвало страшный скандал, прежде всего, в СМИ. Сразу после громких арестов премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал эту операцию «провокацией, направленной на свержение его правительства», и «грязным заговором». Точно также и раньше он оценивал протестное движение, связанное в реконструкцией парка Гази в Стамбуле. Кстати, тогда появились сообщения, что Эрдоган готовит некоторые кадровые перестановки в правительстве. Их планировалось провести накануне намеченных на 30 марта 2014 года региональных выборах. Но действовать на этом направлении Эрдогану приходится уже в иных условиях.
Стали известны некоторые важные пикантные детали, позволяющие более адекватно провести реконструкцию событий. Оказывается еще 18 апреля 2013 года на столе у Эрдогана лежал доклад, подготовленный бывшим сотрудником Национальной разведывательной службы (MIT). В нем содержалась информация о контактах задержанного в рамках антикоррупционной операции бизнесмена иранского происхождения Резы Зерраба с рядом министров кабинета. В документе специально отмечались возможные негативные последствия этих фактов для правительства, которым «могут манипулировать, если эти факты станут достоянием общественности». Но, похоже, этот доклад был дезавуирован лично главой турецкой разведки Хаканом Фиданом - лицом из самого ближайшего окружения Эрдогана. Таким образом, глава правительства был лишен возможности прикрыть свое правительство за счет упреждающих кадровых решений и занять позицию «над схваткой». Он, как сообщил председатель Конституционной комиссии турецкого парламента Бурхан Кузу, поверил докладу Фидана, который накануне коррупционного скандала сообщал, что «движение Гюлена», известное также как «Хисмет», создало в стране «параллельное государство», в структуры которого вовлечены 2000 человек. Подавший в отставку министр экономики Турции Зафер Чаглайан, заявил, что «мы в ловушке, цели которой – совсем иные». Другой экс-министр - по охране окружающей среды - Эрдоган Байрактар сделал скандальное заявление, призвав Эрдогана подать в отставку. Как писала газета Posta, этому министру представили из собранного полицией досье тексты, «в одном из которых была подпись премьер-министра Эрдогана». «По этой причине, - отметил Байрактар, - я считаю необходимым, чтобы господин премьер-министр тоже подал в отставку». Кстати, это было первое в турецких СМИ сообщение о наличии у полиции компрометирующих досье на ряд членов правительства, других высокопоставленных чиновников, депутатов парламента и предпринимателей. Затем стало известно, что телефоны Эрдогана прослушивались, за что с работы был уволен глава телекоммуникационной связи Турции (TİB) Джемалетдин Челик. До 2012 года он работал в Национальной разведке Турции (MIT).Но пока неизвестно, кто именно подслушивал телефонные разговоры премьера. Может быть, сам Фидан?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В такой ситуации Эрдоган, выставляя лозунг наличия в стране «темного заговора» сил, желающих «разорвать Турцию на части», мог начать пропагандистскую компанию в стране, инициировать закрытое парламентское расследование, и таким образом изъять из рук полиции упомянутые досье. Для этого были все законные основания. С одной стороны, ранее само же правительство провело закон, позволяющее полиции и прокуратуре проводить закрытые расследования, не информируя даже главу правительства. Но, как справедливо отмечал заместитель премьер-министра Бекир Боздаг, «прокуроры не имели права передавать СМИ информацию о ходе расследования». По его словам, «законодательство четко гласит, что распространение информации о расследовании уголовно наказуемо». Вместо этого Эрдоган допустил серьезную ошибку: провел масштабные перестановки в своем кабинете, заменив 10 его членов, что породило в обществе мысль: «дыма без огня не бывает». Такие подозрения еще более усилились, когда Верховный суд не поддержал правительство, запросившее у полицейских досье. Согласно газете Hurriet, полицейские привезли в суд восемь томов таких материалов. Сейчас под стражей находятся десятки подозреваемых из числа высокопоставленных чиновников, бизнесменов, а также банковских служащих. Суд над ними и новые сведения о тайнах кабинета Эрдогана еще впереди.
Масштабные чистки в правоохранительных органах стали еще больше подрывать авторитет Эрдогана. В этой связи официальный представитель Еврокомиссии Оливье Байи выступил со специальным заявлением, в котором призвал Турцию «расследовать все заявления о коррупционных нарушениях, в том числе со стороны властей без дискриминации и беспристрастно». В свою очередь, и военные потребовали пересмотреть дела о подготовке военного переворота. Напомним, что в рамках двух громких дел - «Молот» и «Эргенекон» - были арестованы сотни людей, в том числе и высшие офицеры турецкой армии. Тут сработал уже один из ближайших политических советников Эрдогана, который предположил, что эти офицеры стали мишенями «особых групп» в полиции и судебных органах. В этой связи турецкий политолог Ченгиз Актар из организации Istanbul Policy Group квалифицировал ситуацию в Турции как «уникальную». «Они пытались свергнуть избранное правительство, а теперь это же правительство сейчас прощает их. Почему? - задается вопросом Актар. - Потому, что это позволит власти предположить, что эти генералы были осуждены так называемым «параллельным государством». Но уникальность не только в этом. Возникает вопрос: «А контролировал ли когда-либо ситуацию в стране сам Эрдоган и не является ли это серьезным признаком развала созданной им общественно-политической системы в Турции?»…»
Пока же можно констатировать, что накануне выборов в местные органы власти операция «Большая взятка» стала серьезно подрывать позиции правящей партии. Опросы общественного мнения, проведенные в последние дни социальными службами Турции, показали, что уровень доверия населения к партии Эрдогана упал до рекордно низкого уровня - с прежних 65% до в 42%. В то же время стало расти доверие к главной оппозиционной партии – Народно Республиканской (НРП) - с 15% до 29%. Информационное агентство «Джихан» сообщает, что Эрдоган разработал стратегию представления расследования дела о коррупции как международной операции, направленной против его правительства, в надежде, что люди будут голосовать за него на региональных выборах. Победит – значит, может быть оправдан путём народного голосования. Нет - придется уходить. И не только. Не исключено, что с побежденным Эрдоганом будет немало желающих расправиться уже судебными или иными средствами. Кстати, глава оппозиционной НРП Кемаль Кылычдароглу обещает в «ближайшее время еще одну волну коррупционных скандалов, связанных с правительством».
Комментарии читателей (1):
А издание The Australian указывает: «Реджеп Тайип Эрдоган сумел в течение 10 лет преобразить страну, обеспечив политическую стабильность, завидный экономический рост. Однако все это сейчас находится под угрозой».