Генпрокуратура Бессарабии 9 января возбудила уголовное дело по статье «самоуправство» в связи с решением Народного собрания Гагаузии провести 2 февраля текущего года референдумы об отношении к внешнеполитическому курсу «Республики Молдова» и отложенном статусе независимости Гагаузии. Ранее, по ходатайству госканцелярии бессарабского правительства, данное решение объявил «незаконным» Комратский райсуд. В свою очередь Исполком Гагаузии 10 января заявил, что не намерен отказываться от проведения референдумов, а Народное собрание назначило на 17 января чрезвычайное заседание, посвященное сложившейся ситуации.
Принятые бессарабскими властями в нарушение собственного законодательства и Уложения Гагаузской автономии решения лишний раз выявили непреодолимую пропасть не только между официальными Кишиневом и Комратом, но и между «титульным» и русскоязычным населением Бессарабии. И если первые в лице официозных кишиневских политологов объявили Закон об особом правовом статусе Гагауз Ери «ошибкой», требующей устранения, т.е. ликвидации автономии, то вторые констатировали «правовой беспредел» и провоцирование сепаратизма в регионах, «где доминирует русский язык, а у населения - русская ментальность».
При этом представители обоих противоборствующих лагерей констатировали возросшую «угрозу молдавской государственности», источником которой объявили друг друга. И на этом моменте стоит остановиться подробнее, поскольку, как видится, обе стороны по-своему правы. Т.е. «Республика Молдова» является тяжким бременем, обузой и бесконечным тупиком как для прорумынско-проевропейски настроенных ее граждан, так и для гагаузов, русских, болгар, заявивших о намерении провести аналогичный референдум о приоритетах одновременно с Гагаузией, — всего русскоязычного населения в целом. Коррупционные дивиденды эта декоративная «государственность» приносит лишь тем, кто временно дорвался до ее кормушки, все остальные цепляются за нее как за соломинку и в страхе перед открывающимися в результате ее демонтажа перспективами. В то же время Коалиция проевропейского правления – единственный на данный момент бенефициар и поэтому по-настоящему заинтересованная в «Республике Молдова» сила – проявляет все большую непоследовательность и хаотичность в деле ее сохранения и, в конечном итоге, самосохранения. Никто не сделал больше для уничтожения «государственности» и остатков расползающейся «территориальной целостности», чем сам официальный Кишинев. Особенно в последнее время.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Принятое 5 декабря прошлого года решение бессарабского конституционного суда, поставившее «декларацию о независимости Республики Молдова» выше конституции и по факту одобренное всеми партиями правящей коалиции, помимо устранения карикатурной формальности в виде «молдавского языка на основе латинской графики» на пути окончательного утверждения румынской идентичности в Бессарабии, де-юре (если допустить, что беспрецедентное решение судей КС в принципе имеет какое-либо отношение к праву, как, впрочем, и сама «Республика Молдова») утверждает положения, в этом документе провозглашенные, в качестве непосредственного руководства к действию. Т.е. новый кишиневский основной закон, ликвидировавший пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», объявляет территорию «Республики Молдова» и территории Южной Бессарабии и Северной Буковины, входящие ныне в состав Украины, оккупированными СССР территориями Румынии и отказывается от Приднестровья, вошедшего в 1940 году вместе с Бессарабией в МССР. Таким образом засевшие в кишиневском конституционном суде румынские граждане не только подарили Бухаресту «Республику Молдова», но и выдвинули от имени Румынии территориальные претензии соседней Украине. Ну и, наконец, если «декларация о независимости Республики Молдова» выше ее конституции, то декларации о независимости Гагаузии и Приднестровья, принятые на год раньше кишиневской, вообще вне ее правового поля. И провозглашенную в 1990 году Гагаузскую Республику в этом случае следует считать юридической реальностью, а закон 1994 года о Гагаузской автономии – ничего не значащей бумажкой. Как, собственно, и воспринимал этот закон Кишинев все последующие 20 лет. Все в соответствии с вердиктом Международного суда ООН от 22 июля 2010 года в отношении Сербского края Косово, согласно которому «провозглашение независимости не противоречит нормам международного права».
И если признанием декабрьского решения КС Кишинев надел петлю на свою шею, то отменяя гагаузские референдумы и уголовно преследуя их организаторов, бессарабские власти выдергивают стул из-под тощих ножек «молдавской государственности». Т.е. из-под своих ножек, поскольку нарушают свое же законодательство и обостряют до предела ситуацию в своей пока еще стране, не оставляя гагаузам иного пути, кроме как идти до конца. Мэр Комрата и лидер гагаузского отделения входящей в правящую бессарабскую коалицию Демократической партии Николай Дудогло уже пообещал «баррикады» в защиту «суверенитета Молдовы» и статуса Гагаузии. Возможно, сам Дудогло, известный своей противоречивостью и эмоциональностью, на реальные баррикады и не пойдет. Тем более, что и продолжение членства в Демпартии накладывает на него определенные обязательства и ограничивает свободу маневра. Однако «баррикадный» опыт у Гагаузии имеется. В 1990 году гагаузы при помощи приднестровцев и советских еще ВС смогли отстоять свою государственность. Организаторы этого сопротивления живы, пользуются в автономии почетом и всеобщим уважением и продолжают играть активную роль в жизни Гагаузии. Более того, нынешние референдумы инициированы и организуются при непосредственном участии некоторых из них.
Организованный в 1990-м премьером ССР Молдова, одним из лидеров Народного фронта Мирчей Друком «поход на Гагаузию» имел широкую общественную и политическую поддержку. Много ли активистов и румынских «волонтеров» наберется для нового похода на Комрат? Хватит ли у самого Кишинева сил и решимости на силовое решение гагаузского вопроса, даже если оно в той или иной степени будет поддержано западными покровителями? Готовы ли власти Бессарабии к гражданской войне с перспективой эскалации конфликта за пределы региона (в первую очередь - в Приднестровье и украинскую часть Буджака, где проживает вторая по численности после собственно Гагауз Ери гагаузская община, а болгар - в два с лишним раза больше, чем в «Республике Молдова») и неизбежное вовлечение в него внешних сил? Весьма сомнительно. Ведь на столь лелеемой «государственности» в этом случае можно будет поставить крест, поскольку силовое решение «замороженных» конфликтов на обломках МССР со всей очевидностью повлечет очередное переформатирование всего юго-запада бывшего Советского Союза. А гагаузско-болгарская Буджакская республика, пока подразумеваемая с «отложенным статусом» на случай поглощения Бессарабии Румынией, может обрести вполне осязаемые контуры.
На фоне столь недвусмысленных шагов по отказу от собственной государственности в пользу Румынии довольно нелепо выглядит нервная реакция кишиневских лидеров на ряд последних заявлений Траяна Бэсеску, объявившего присоединение Бессарабии «национальным проектом», реализовать который он вознамерился чуть ли не в наступившем году. Во-первых, цена этим экспромтам румынского президента такая же, как и обещаниям Жириновского омыть сапоги русских солдат в Индийском океане, тем более что в этом же году истекает второй и последний президентский срок Бэсеску, а объявленный им проект осудили и премьер Понта, и глава МИД Корлэцян, и даже Еврокомиссия в лице некого «анонимного дипломата ЕС». Ну а во-вторых, демонстрация оскорбленного национального достоинства и одновременное создание юридических оснований для того чтобы этого достоинства навсегда лишиться красноречиво доказывает лишь одно – никакого государства и государственной власти в Бессарабии давно уже нет. Есть олигархические группировки, постоянно грызущиеся между собой за монопольное право обогащения под вывеской «Республика Молдова», ее «евроинтеграции» (или, как запасной вариант, «евразийской интеграции») и неурегулированности конфликта с Приднестровской Молдавской Республикой столь долго, сколь это окажется возможным. Есть «идейные» унионисты Тимофти и Гимпу и иже с ними, «идейность» которых подпитывается Бухарестом. Тем не менее, «контрабандист» Филат и «мафиози» Плахотнюк смогли в результате откровенного вмешательства ЕС заключить временное перемирие, смогли избавиться от неудобного Гимпу, но выработать сколь-нибудь внятную стратегию по продлению жизни «молдавской государственности» не смогли и, очевидно, никогда не смогут. Поэтому Филат может и дальше обвинять президента Румынии в том, что его заявления «на руку коммунистам и Москве», Лянкэ – выражать сожаление по этому поводу, а Лупу – отстаивать молдавскую идентичность. Это не помешает декоративному президенту Тимофти поддакивать унионистским спичам Бэсеску, праздновать с ним в румынской столице оккупацию Бессарабии, а гражданам Румынии в кишиневском конституционном суде уничтожать «молдавскую государственность» под аплодисменты Бухареста.
Все вышесказанное относится и к «молдавскому патриотизму» гагаузов и прочей пророссийски настроенной и евразийски ориентированной части населения Бессарабии. Лучшее, на что они могут рассчитывать, – это на возращение к власти после парламентских выборов 2015 года «меньшего из зол» в лице Партии коммунистов и создание вместо правоцентристкой коалиции – левоцентристкой, с соответствующим смещением акцентов в риторике. И последующим реваншистким закручиванием гаек, в том числе и в отношении Гагаузии – порушенную «румынскими фашистами» и прочей «антимолдавской сволочью» государственность надо ведь будет срочно восстанавливать и укреплять. И не более. Даже если Воронин, действительно, «одумался» и в 72 года неожиданно «повзрослел», и новой официальной «национальной идеей Республики Молдова» вместо европейской интеграции будет объявлена евразийская, а Москва в связи с этим в очередной раз реанимирует федерализационный проект, то ПМР с результатами референдума о независимости 2006 года и половина населения Бессарабии, ориентирующаяся на Румынию и/или ЕС, а также поддерживающие и культивирующие эти настроения внутренние и внешние силы никуда не денутся. Бессарабский «тяни-толкай» продлит свое несчастное существование еще на какое-то время, но при этом так и не двинется с места.
И, наконец, самое главное заключается в том, что ориентация Гагаузии, Тараклии, Бельц и даже ПМР на Россию и Таможенный союз не имеет адресата. Поскольку «евразийская интеграция» - такая же идеологическая химера, как и европейская, рассчитанная, прежде всего, на решение внутриполитических задач и имеющая весьма отдаленное отношение к реальности. Более того, идея эта, презентуемая электорату как возрождение былого имперского величия и мощи, оставляет население России либо равнодушным, либо вызывает резкое неприятие, возрастающее по мере роста русского национального самосознания, поскольку Евразийский союз воспринимается, как попытка построить СССР-2 за счет русских. В частности, новогодние подарки на десятки миллиардов долларов, сделанные Путиным Януковичу за счет российских налогоплательщиков – поступок, не имеющий рационального объяснения («спасение экономики братского народа» явно на таковое не тянет) – яркая иллюстрация того, что из себя представляет «евразийская интеграция» на практике.
Очевидно, что пока существуют нынешние постсоветские режимы (и в России – в первую очередь) никакая евразийская интеграция невозможна в принципе, поскольку кланово-олигархические интересы путиных, януковичей и назарбаевых и их более мелких конкурентов часто вступают в противоречие и не равны национальным. А любой масштабный проект может основываться только на массовой поддержке, что предполагает наличие нации, которой нет ни в России, ни у ее соседей. При этом как полунацистские методы соседей, так и попытки создать «российскую гражданскую нацию» терпят очевидное фиаско. Отказ властей РФ от поддержки и выражения интересов 80-процентного русского большинства неизбежно ведет к отказу от поддержки русских в ближнем зарубежье и, как следствие, к невозможности определить и сформулировать свои интересы и политику на постсоветском пространстве, которая уже более 20 лет носит сиюминутный и хаотичный характер.
Поэтому, в случае эскалации конфликта в регионе бывшей МССР, попыток ликвидировать автономный статус Гагаузии и экономически задушить Приднестровье в случае вступления в силу парафированного на данный момент Кишиневом соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, рассчитывать гагаузам и приднестровцам придется только на себя. Максимум, чего они смогут дождаться от Москвы, — это деклараций и гуманитарной помощи, как уже бывало в аналогичных ситуациях. Даже привычный набор экономических санкций в виде алкогольного эмбарго, повышения цены на газ или высылки гастарбайтеров - не факт, что будет задействован в отношении Бессарабии. Во всяком случае, ни одна из анонсированных Рогозиным перед ноябрьским саммитом «Восточного партнерства» угроз так и не приведена в исполнение. Приднестровский и прочие «вагоны», которые Кишинев, по его словам, должен был потерять по пути в ЕС, — на месте. Истекший в конце 2011 года контракт с «Газпромом» продлен еще на год, и даже цена на газ с 1 января этого года стала ниже на 10 долларов. Гастарбайтеров начали было высылать, а потом передумали. Да и винное эмбарго вот-вот отменят. Впрочем, в подобных санкциях Комрат и Тирасполь, рассматриваемые Москвой как неотъемлемая часть «территориально целостной Республики Молдова», сами не заинтересованы, т.к. тоже от них страдают. Очевидно, что в 2014 году власти РФ будут целиком поглощены внутренними проблемами, борьбой с «так называемыми русскими националистами» и «аморальным интернационалом», и им будет не до внешнеполитических «побед», по каковым, если верить официозу, в 2013-м Путин и так перевыполнил план.
Таким образом, приходится констатировать, что судьба АТО Гагауз Ери всецело зависит от благоразумия той части правящей в Бессарабии коалиции, которая действительно заинтересована в продлении жизни «молдавской государственности», возможное только путем максимально долгого сохранения статус-кво. «Разморозка» всех «замороженных» на территории Советской Молдавии конфликтов сметет не только Гагаузию и ПМР, но и «Республику Молдова» с Украиной, а прямое внешнее управление, пусть даже и без участия ненавистной Москвы, лишит нынешних бессарабских бенефициаров выгод от эксплуатации государственности – марионеточную власть сменят гауляйтеры. Брюссель объективно тоже не может быть заинтересован в подобном сценарии, т.к. последствия его просчитать практически невозможно. Вашингтон - единственный, для кого дестабилизация подбрюшья России чужими руками не несет видимых угроз. Неслучайно в СМИ появилась информация, что в декабре прошлого года госсекретарь США Джон Керри и глава румынского МИДа Титус Корлэцян договорились о размещении в Румынии 3000 боевиков «Моджахедин-э Халк». И хотя какого-либо официального подтверждения этой информации пока нет, сам по себе факт появления этой темы достаточно красноречив, учитывая характер отношений Вашингтона и Бухареста, уже договорившихся о размещении элементов ПРО США на бывшей советской базе в Девеселу.
Власти Гагаузии, неустанно подчеркивающие «консультативность» и «отложенность» своих референдумов, сами боятся чрезмерно раскачать лодку «молдавской государственности». Первый заместитель башкана Гагаузии Валерий Яниогло, обративший внимание на то, что судебное решение об отмене референдума вступит в силу только 3 февраля, т.е. на следующий день после того как референдумы уже состоятся, может быть пытается таким образом подсказать Кишиневу возможные пути для поиска компромисса. Так или иначе, компромисс этот выгоден и либерал-демократам и демократам, вместе составляющим большинство в Коалиции проевропейского правления. В противном случае, после выборов 2015 года инициатива может быть утрачена. «Поумневшая» и «повзрослевшая» ПКРМ Воронина сформирует коалицию со всеми покинувшими партию с 2009 года «предателями», включая Лупу, и последуют призыву другого своего бывшего соратника Додона брать пример с «прагматика» Януковича и доить Москву, пока она это позволяет.
Комментарии читателей (1):
Достали, брехуны! Дальше читать не стал - штамп на штампе в традициях пиндопропаганды.