Основных символов/символических событий и явлений белорусского национализма, который принято называть литвинизмом, полная октава. Вкратце, в виде тезисов, эти символы звучат так:
1. Кревская литвинско-польская/литовско-польская (на самом деле – западнорусско-польская!) уния 1385 года, издревле указывающая на вечное и осознанно избранное польско-белорусское родство.
2. Победа литвинов (вкупе с поляками) над русскими под Оршей в 1514 году, знаменующая превосходство литвинов над москалями.
3. Акцентирование греко-католического униатства как истинно литвинской религии, призванной заменить в Белоруссии чуждое здесь Русское православие.
4. Воспевание польского террориста Константина Калиновского в качестве литвинского героя Кастуся Калиновского, с которого каждый сознательный литвин должен делать свою жизнь.
5. Бело-красно-белый флаг сторонников литвинизма, напоминающий польский бело-красный. Символике в белорусской националистической октаве отведена роль самой главной ноты, она – соль литвинизма.
6. Куропаты – место расстрела, в основном, польских офицеров, как поляков по национальности, так и белорусов, служивших до 1939 года в польских: армии, полиции и спецслужбах на оккупированных поляками западно-белорусских землях. Куропаты призваны и аккумулировать белорусскую сердобольность в нужном месте и в нужном направлении, и оформить всенародно эмоциональное порицание сталинизма.
7. Восхваление "белорусских" Радзивилов, Сапег, Мицкевича, Огинского и т.д. Ну а это подтверждение всесторонних талантов белорусов еще в период до их национального оформления.
Вот такой – полной русской негативности (минора) и польской позитивности (мажора) – получилась эта главная литвинская октава.
Идеологи литвинизма в своих основополагающих и директивных постулатах стараются замалчивать свое русское прошлое, которое они называют не иначе как кривичским или полоцким, и обязательно удельное и от Великого Новгорода, и от Киева, и, конечно же, от Москвы.
Зато литвины во всю воспевают свое "балтийское" (читай – генетически нерусское) Великое княжество Литвинское. И в этом воспевании они даже пошли в атаку на жмудинов, которые первыми присвоили себе историю Русской Литвы под именем Великого княжества Литовского. Но если жмудины говорили только 10-15 процентов правды, выгодной им, о Русской Литве, а остальное фальсифицировали и мифологизировали, то литвины говорят уже 50-60 процентов правды, выгодной им, о Русской Литве, а остальное тоже фальсифицируют и мифологизируют на свой копыл!
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Годы польской оккупации Белоруссии в 16-18 веках у литвинов считаются "расцветом белорусской национальной культуры", едва ли не "золотым веком белорусов".
А годы нахождения Белоруссии в составе Российской империи – периодом царского или московского угнетения и подавления всего белорусского.
Да, при первых поляках, до 1772-92 годов, на территории Белоруссии успешно развивалась польская культура и литература. Продолжала жить и развиваться польская культура и литература здесь и во времена Российской империи. Тот же "угнетенный" Генрик Сенкевич был академиком Санкт-Петербургской академии наук!
Но при этом при первых поляках всячески угнеталась в Белоруссии русскость – не позволялось развитие и русской веры, и русской литературы…
Зато во времена Российской империи на территории Белоруссии произошел всплеск культурной жизни – и русскоязычной, и польскоязычной, и идишязычной! И именно во времена Российской империи началось формирование литературы на белорусских диалектах. Появились первые белорусскоязычные газеты, стали издаваться книги. Белорусскоязычного поэта Максима Богдановича опекал и вдохновлял великий русский писатель Максим Горький…
При вторых поляках (1918-39 годы) на Западной Белоруссии белорусская культура и литература развивалась в основном в тюрьмах и острогах, где надзирателями были и те, кто потом был расстрелян в Куропатах. О толерантности и гуманизме поляков хорошо известно со слов белорусских узников совести того времени: политика Сергея Притыцкого, поэта Максима Танка…
Теперь вернемся к краткому анализу основных символов/символических событий и явлений литвинизма. Такой анализ необходим, чтобы увидеть, что идеологи литвинизма, взятые за его основу исторические события, трактуют извращенно: и замалчивают полную правду о них, и передергивают факты, и мифологизируют…
Кревская уния
Она была заключена князем Русской Литвы Яковом (его ятвяжское имя – Ягайло!) в 1385 году.
Согласно акту унии, составленному на русском языке
(поляки же сочиняют, что акт был написан на польском, которого, кстати, в те времена, как официального языка, не существовало; проевропейские поляки в те времена в качестве официального языка использовали… латынь),
Русская Литва и Польша идут на союз, по которому в православной Русской Литве разрешается распространение и латинского католицизма. Именно латинского, и на латинском языке!
О факте подписания унии повсеместно говорится, а вот ее несчастливый для поляков и литвинов финал замалчивается. А финал унии был таков: к концу своей жизни князь Яков, побывавший и в статусе польского короля Владислава, не только вернулся в Православие, но и поспособствовал тому, чтобы его младший брат, тогдашний великий князь Русской Литвы Свидригайло, разорвал в 1430 году Кревскую унию, заключенную им.
Победа под Оршей в 1514 году
В те времена Русская Литва позиционировала себя как западнорусское государство, конкурентное Русской Московии за всерусскую власть.
И во главе Русской Литвы, и во главе Русской Московии стояли представители одного русского рода – Руриковичей. Предводителем войска Русской Литвы в битве под Оршей был православный князь Константин Иванович Острожский (1460-1530 гг.), сын русского князя Ивана Васильевича и правнук величайшего русского князя Федора Даниловича.
Воспитывали Константина Ивановича бояре и старший брат Михаил. С 1486 года братья Острожские служат при дворе князя Русской Литвы Казимира в Вильне, и в 1497 г. отважный и умелый Константин Иванович становится "гетманом литовским".
В 1500 году Москва и Вильня, в очередной раз не поделив власть, начали междуусобицу, в результате которой Константин Иванович был пленен своими московскими родственниками и определен в ссылку в Вологду. В 1506 году ссыльный Константин Острожский изъявил желание служить великому князю московскому Василию и получил из его рук сан боярина. А в 1507 году он убежал в Русскую Литву, где у него на южной Етвязи (Пинско-Туровский регион) были огромные владения. Князь Русской Литвы снова утверждает его своим гетманом и направляет в 1508 году на разборки со своими московскими родственниками. Очередная Московско-Виленская стрелка, конечно же, закончились миром, который, правда, продержался только до 1512 года. Затем снова начались выяснения имущественных и земельных отношений, в результате которых случилась и большая драка под Оршей в 1514 году, которая закончилась победой виленских русских над русскими московскими. Но уже в 1517 году московскими были побиты виленские, а славный Константин Иванович спасся бегством, бросив свое разбитое войско и оставив московским родственникам всю свою артиллерию и обоз.
Знание расширенной информации о взаимоотношениях Москвы и Вильни в те времена красноречиво указывает на абсурдность утверждения идеологов литвинизма об извечной и непреодолимой вражде белорусского и русского народов. Поэтому и подается информация о разборках под Оршей обрезано и мифологизировано.
Брестская церковная уния 1596 г.
К середине 16 столетия Русская Литва все больше и больше тратила свою независимость, оставаться сидящей одновременно на двух табуретках – Московской и Краковской – не получалось. В итоге тогдашняя западная "Украина" Руси в 1569 году становится частью русско-польского государства – Речь посполитая (РП), в которой католицизм признавался "государственной" религией.
В 1596 году столица РП из Кракова переезжает в Варшаву – в начальные русские земли, чтобы было удобнее проводить их полонизацию и католизацию. Но православные подданные бывшей Русской Литвы неохотно, даже под воздействием кнута и пряника, переходили в католицизм. Поэтому Ватиканом был придуман план подписания религиозной "евроассоциации" русского православия с католицизмом. Так как подписание "ассоциации" происходило не в невезучей Вильне, а в Бресте, то "европейцам"-полякам удалось добиться ее подписания. В итоге, православные церкви Русской Литвы перешли под ватиканское руководство.
Но и в случае с Брестской унией без майданов не обошлось, правда, эти русско-майданы созывали не проевропейские униаты, а недовольные православные. В 1620 году Варшава по согласованию с Ватиканом, видя, что идея униатской ассоциации больше не питает умы православных, согласилась на воссоздание Киевской православной митрополии. Эксперимент с проевропейским униатством на территории бывшей Русской Литвы закончился в 1839 году, когда уже многие годы была почившей в Бозе Речь посполитая, а ее столица Варшева/Варшава оказалась в статусе российского губернского города.
Униатство – искусственная винегретная конфессия, изобретенная не во славу Божию, а ради политической потехи европейцев. Сегодняшние попытки ее инспирирования в качестве истинно литвинской религии – новоевропейская политтехнология.
Константин Калиновский
Человек, рожденный на территории бывшей Русской Литвы, отождествлял себя с польским шляхетским сословием и в культурно-языковом плане проявлял себя как поляк. Поляки же в 1863 году попытались вырваться из состава Российской империи и обрести государственную независимость – это по максимуму. А по минимуму – не потерять свое панское влияние (среди них было много землевладельцев) в период демократизации общественной жизни в России, обусловленной отменой крепостного права. Польских восставших следует рассматривать и как антироссийских террористов, и как людей, которые пытались, в своих корыстных интересах, остановить прогресс в российском обществе.
Константин Калиновский заявил о себе и как польский террорист, боровшийся с российской властью, и как человек, защищавший польское рабовладельчество в крестьянской среде Виленского края.
А при чем тогда его за уши притянутая борьба за свободу белорусского народа? Простому белорусскому народу свободу дал именно царский указ, отменявший крепостное право. А К.Калиновский выступал не в защиту простого народа, а против раскрепощавшего крестьян царя.
Ну и относительно оригинального литвинского имени Константина Калиновского – Кастуся. Сами литвины ерничают над жмудинами, что те русско-ятвяжские имена князей Русской Литвы переделывают на жмудинский язык, которого в качестве сформированного языка в те средневековые времена не существовало в природе. Жмудинов литвины критикуют за филологические штучки а-ля гядиминас, а сами такими штучками не брезгуют.
Наверняка идеологам литвинизма, воспитанным на произведении Николая Островского "Как закалялась сталь", не дает спокоя образ Павлика Корчагина. Вот они и пытаются, полюбившийся им корчагинский патриотизм, искусственно втиснуть в образ Кастуся Калиновского.
Бело-красно-белый флаг
Эта тема заслуживает особого анализа. Поэтому мы для ее более глубокого понимания совершим и обширно-глубокий исторический экскурс.
Ясная вещь, незалежная литвинская нация не может быть без национального флага! В качестве символа литвинизма бело-красно-белый флаг был утвержден в 1918 правительством виртуальной Белорусской народной республики (БНР) во времена германской оккупации Белоруссии. А в 1919-20 годах бело-красно-белый флаг использовали немногочисленные белорусские формирования, являвшиеся структурными подразделениями войска польского.
Но чтобы напустить дыму, в википедии об истоках бело-красно-белого флага говорится очень убедительное: "В хронике Виганда Марбургского конца XIV века в описании битвы рыцарей Тевтонского Ордена с войсками Великого княжества Литовского у орденского замка Байербург на реке Мемель (Неман) в 1341 году (во время которой был убит великий князь литовский Гедимин), впервые упоминается о знамени Великого княжества Литовского, но нет описания этого знамени и его цветов" (!!!).
Но есть у бело-красно-белого знамени и другая возможная история, которая, конечно же, литвинами в расчет не берется. Речь в данном случае идет о религиозных православных терминах (понятиях) XIII-XV веков, о черноризном и белоризном духовенстве и символике их хоругв и облачений.
Теперь – объявленный обширно-глубокий экскурс в прошлое.
Черная и Белая Русь – термины (понятия), которые по месту привязаны к территории Русской Литвы, а по времени – со времен правления князя Минды и его сына князя Василия (ятвяжское имя – Войшелок) по времена правления князя Прокопия (ятвяжское имя – Гедимин) и его сына князя Александра (носившего в детстве имя Ольгер(д)).
Это был русско-православный период Русской Литвы. Исключением являются только 1251-60 годы, когда князь Минда сначала отрекся, а затем снова вернулся в православие.
Возврату князя Минды в русскую веру, что тогда воспринималось и как возврат в Русь, поспособствовал его сын Василий/Войшелок, который с 1255 по 1258 годы был послушником под именем Василий православного монастыря на Афоне.
Василий/Войшелок вернулся на родину в 1259 году, когда узнал, что отец изгнал (в 1255 году) из Русской Литвы католический епископат во главе с епископом Витом и стал помогать порабощенным тевтонами северо-западным ятвягам в борьбе с оккупантами.
Вместе с Василием/Войшелком из Греции пришли и десятки черноризных монахов. Василий, по возвращении из Афона, добился того, что отец – князь Минда – окончательно порвал с Ватиканом (окончательно вернулся в Русь!).
Василий и пришедшие с ним из Афона монахи начали править в существовавших и новопостроенных церквях на землях тогдашней Русской Литвы. А это – Новогрудское, Пинское, Брестское, Волковывское, Гродненское и Бельское княжества.
После того, как Василий/Войшелок стал в 1263 году правителем Великого княжества Русская Литва, он занялся строительством православных монастырей на подчиненных ему землях, приглашая в Русскую Литву (в свою Ятвяжско-Литвинскую Русь) все новых и новых монахов из Греции.
Именно тот факт, что в церквях, опекаемых князем Василием, правили, давшие обет безбрачия, черноризные монахи – и послужил основанием для того, чтобы тогдашнее княжество Русская Литва с религиозной точки зрения назвали и Черная Русская Литва или Черная Русь.
Позже, когда при князьях Витене и Прокопии/Гедимине княжество Русская Литва приросло новыми территориями на востоке и севере и превратилось в Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское, за всеми его западными землями закрепилось религиозное название – Черная (Черноризная) Русь.
Термин Черная Русь был противопоставлением термину Белая Русь, которым назывались епархии и приходы Полоцко–Витебско-Виленско-Могилевско-Киевско-Смоленской Руси, в церквях которых правили в основном батюшки, не дававшие обет безбрачия.
Церковный православный обряд, отправляемый черноризным духовенством, называется – черноризным или черным. Но этот же церковный православный обряд, отправляемый белоризным духовенством, называется белоризным или белым.
Вероятнее всего, с этим связано и использование при богослужении хоругв (облачений): на Белой Руси – бело-красно-белых, а на Черной Руси – черно-красно-черных.
В те далекие времена (XIII-XV вв.) и летописи писали, и карты составляли — церковники. Церкви были и очагами и учреждениями образования и науки. Поэтому и термины (понятия) имели религиозную окраску.
Именно под православными – бело-красно-белыми – хоругвами (облачениями) шли в бой с католическими тевтонами в 1410 году под Зелёнолесьем (Грюнвальдом) смоленские, полоцко-витебские, киево-черниговские и другие русские отряды Великого княжества Литовского и Русского (именно таким – Литовско-Русским – было тогда княжество, так как основная часть Жмуди – Неманская Русь – еще в 1404 году с согласия предавшего православие и перекрестившего в 1387 году на католика князя Якова/Ягайло была отдана тевтонам).
В те годы Великим княжеством Литовским и Русским правил православный князь Юрий/Витовит, который всячески способствовал углублению русскости на землях княжества. Он дважды отказывал папе римскому в принятии королевской короны ценой перехода в католицизм. Незадолго до смерти Юрия/Витовита, в 1430 году, Ватикан попытался еще раз обратить русско-литовского князя в католицизм, но не успел – помешали поляки, которые украли предназначавшуюся ему королевскую корону. А может поляки это сделали умышленно, чтобы не опозориться в случае третьего отказа Витовита перейти в их веру.
Впрочем, следует отметить, что и переход Якова/Ягайло из православия в католицизм великим магистром Тевтонского ордена Конрадом воспринимался (об этом он и король Венгрии публично заявляли!) не иначе как уловка для возвращения под свою власть земель Неманской Руси – Жмуди.
Магистр Конрад помнил о временных переходах в католицизм заклятых врагов ордена: православного князя Галицко-Волынского – Даниила и православного князя Русской Литвы – Минды. Поэтому Конрад считал, что и Яков/Ягайло, перекрестившись на Владислава, в душе оставался русской веры!
Конрад оказался прав! К концу своей жизни Яков/Ягайло не только вернулся в православие, но и способствовал тому, чтобы его младший брат – великий князь Русской Литвы Свидригайло – разорвал Польско-Западнорусскую – Кревскую – унию.
В составе войска Русской Литвы, которое вышло на бой с тевтонами под Зелёнолесьем, было 40 отрядов. Из них 7 – из числа восставших жмудинов, еще 2 отряда были из Русской Литвы (Гродненский и Виленский) и 2 отряда были из Трокайско-Ковенской Жмуди (южная Жмудь в те времена не была оккупирована тевтонами). Остальные 29 отрядов – это дружины из Русских земель княжества (Полоцкого, Пинского, Киевского, Смоленского...). В составе этих 29 русских отрядов были и татарские воины, и сопровождавшие их многочисленные православные священники, облаченные в торжественные рясы. И над этими русскими отрядами развивались бело-красно-белые хоругвы.
(Подтверждение использования бело-красно-белых флагов татарскими воинами, которые не имели отдельных отрядов и входили в общие русские дружины, содержится в мусульманской рукописной книге «Аль-Китаб» из коллекции Ивана Луцкевича. Однако эта рукописная книга почему-то вдруг не сохранилась или ее, может быть, литвины хорошо припрятали.)
4 дружины из Русской Литвы и Русской (южной) Жмуди выступали, вероятнее всего, под православными (черноризными) черно-красно-черными хоругвами.
Относительно хоругв 7 дружин восставшей Неманской Руси (западной, центральной и северной Жмуди) ясности нет – это могли быть православные и бело-красно-белые, и черно-красно-черные хоругвы.
Возглавлял объединенное войско Руси, Русских Литвы и Жмуди – православный великий князь Юрий/Витовит, чья победа под Зелёнолесьем помогла и отстоять земли Русской Литвы, и вернуть в состав княжества захваченные тевтонами земли западной, центральной и северной Жмуди!
И здесь впору задаться вопросом об истоках и польского бело-красного флага...
Официально считается, что его предтечей были бело-красные ленты, которыми в 1788-92 годах польские уланы украшали свои шлемы. Сам же флаг был утвержден сеймом только в 1831 году во времена польского восстания 1830-31 годов. Но он тогда получил статус только виртуального символа, так как польского государства в 1831 году воссоздать не удалось. Официально же бело-красный флаг в качестве общепризнанного символа Польши используется только с 1 августа 1919 года.
В католицизме, кстати, нет традиции, чтобы ксендзы в богослужении использовали бело-красные облачения или элементы облачений.
А столетия жизни поляков бок о бок с русскими в составе Речи посполитой, конечно же, не прошли для них даром: они сумели очень многое перенять от русских, правда, об этой своей само-русификции поляки стараются не говорить!
Стоит белорусам на мгновение перестать слушать сказки о национальном литвинском происхождении бело-красно-белого флага и зайти в многочисленные православные храмы Белоруссии, и там они увидят в облачениях священнослужителей эти истинно православные бело-красно-белые вставки!
Куропаты
Трагическая страница в истории СССР. Куропаты – урочище на восточной окраине Минска, где были расстреляны и похоронены, в основном, бывшие польские офицеры, как поляки, так и белорусы, служившие до 1939 года в польских: армии, полиции и спецслужбах на оккупированных поляками западно-белорусских землях.
Шла вторая мировая война, началась Великая отечественная война, действовали законы военного времени, которые, конечно же, не умаляют проявлений жестокости и несправедливости.
Никто не оправдывает тогдашний беспредел, совершенный в Куропатах. Речь о другом, о том, что идеологи литвинизма в качестве своего главного места поклонения и ежегодных собраний выбрали не самое трагическое место Белоруссии – Хатынь, не многочисленные ямы, где закапывали полуживыми десятки и сотни белорусских иудеев, а ту трагическую точку Белоруссии, которая всецело связана с польским фактором.
И как после этого не рассматривать литвинов "отрядом польщизны" на белорусской земле!
Радзивилы, Сапеги, Мицкевич, Огинский...
О Радзивилах, Сапегах можно сказать, что это были выдающиеся государственные и финансово-промышленные деятели и Русской Литвы, и Речи посполитой и Европы в целом. Приписывать их к какой-то одной национальности, будь то польская, жмудинская или белорусская (литвинская) неуместно. Радзивилы, например, оставили заметный след и в Пруссии.
Адам Мицкевич был выдающимся сыном и своего литвинского отца, и своей еврейской матери, но он в своем писательстве использовал польский язык.
Огинский же свою музыку писал на международном языке нот, а вдохновлял его на творчество – эмоциональный заряд местности, где он провел свои лучшие годы.
***
На возникающий закономерный вопрос: чем является псевдо историко-культурное оформление литвинского порождения, ответ звучит однозначно: это – русофобство и преклонение перед польщизной.
Никакой истинной белорусскости в литвинском "национальном" порождении нет! И нет в нем никакой белорусской незалежности!
Комментарии читателей (4):
Во-первых, спасибо за обстоятельный рассказ! Большое спасибо. Потому что в спорах со своими национально-озабоченными иногда не хватает простой исторической информации.
Во-вторых, если позволите, добавлю. Насчет Михаила Клеофаса Огинского добавлю.
Какой он там литвин! Он даже поляк проблематичный! Я когда-то с тётушки Вики (http://ru.wikipedia.org/wiki/Огинский,_Михаил_Клеофас с удовольствием стащил его биографию. Вот она в сокращенном (без воды) виде:
--- Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского.
--- В 1794 году участвовал в литвинско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей.
--- После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем литвинско-польской эмиграции, затем переехал в Париж.
--- В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.
--- После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию
--- В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.
--- В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором российский империи (♥), активно занимается политикой.
--- В 1810—1812 годах — доверенное лицо императора Александра I (♥♥♥).
Так что когда речь зашла о родовых имениях
И что интересно! - Самодержец имений не лишал! В Сибирь не ссылал ни за попытку незаконного захвата власти, ни за вооруженный мятеж, ни за союз с противником и государственную измену! Но даже к персуне своей высочайшей приблизил. Свой свояка ..., так сказать.
Так что Миша Огинский и "польским патриотом" был еще тем! А уж литвинизма, а тем более белорускости в нем и на дух не было - обычный гонористый шляхтич-помещик-крепостник.
И в этом вопросе панство польске гонорове друг от друга и от колаборантов всех других национальностей совершенно не отличается - "аби гроші та харчі хороші.
И насчет "Польского восстания 1863 года" я много статей нарыл, как у нас на Украине крестьяне били этих панских фрондёров еще до прихода царских войск, как сдавали их полиции и как воинским начальникам еще приходилось защищать этих "повстанцев" от народного самосуда. И полагаю у Вас в Белоруси тоже самое было. И не мудрено - народ справедливо видел в этой панской фронде попытку защитить свои помещицкие привилегии.
Как я понимаю, Ваши "литвинисты" это белорусский аналог "нашего" "украинского Пьемонта" - бандеровцев. Только числом поменьше и не такие звероподобные.
Еще раз спасибо вам, Мыкола!
Будьте здоровы.
И за добрые слова,
и за дополненный анализ "заклинаний" литвинизма!