Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган остро отреагировал на антикоррупционную операцию «Большая взятка», назвав ее «грязной». По его словам, «пусть наши друзья и враги знают следующее. Всем, кто хочет навредить нашей стране, посеять в ней хаос или загнать нас в западню, всем, кто посягает на нашу независимость, мы переломаем руки». Напомним, что в результате проведенной 17 декабря управлением по борьбе с финансовыми преступлениями операции «Большая взятка» обвинения в коррупции были выдвинуты против многих высокопоставленных чиновников, некоторых министров и членов их семей.
Турция бурит, в некоторых городах проходят манифестации с требованием отправить в отставку правительство. Но пока действия Эрдогана носят прогнозируемый характер. Как и предполагало ранее ИА REX, глава правительства стремится во что бы то ни стало максимально политизировать вспыхнувший коррупционный скандал и на этой волне, как считает газета Taraf, «замять его, сводя все к заговору внешних и внутренних сил».
Столкнувшись с беспрецедентным в новейшей истории страны коррупционным скандалом, глава правительства вынужден действовать. Пока проводятся аресты и увольнения задействованных в операции сотрудников силовых структур. При этом под эти действия подводится правовая база, поскольку об осуществлении операции «Большая взятка» правительство не было информировано. Это наводит на мысль о существовании в Турции некого «тайного центра», который мог действовать под контролем определенных внутренних и - что не исключено - и внешних сил. С другой стороны, это свидетельствует либо об утрате контроля со стороны правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) контроля над государственным аппаратом, либо о том, как предполагает Hurriyet Daily News, что внутри партии существует мощная оппозиционная Эрдогану группировка, нацеленная на устранение его от власти. В таком случае дальнейший ход событий во многом будет зависеть от того, проявят ли себя оппозиционеры, если да, то когда и как, и на каком этапе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пока СМИ Турции сообщают о выходе из партии всего лишь некоторых депутатов парламента. Об этом заявил бывший профессиональный футболист Хакан Шукюр. Из рядов партии вышел и сразу был принят в ряды оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) действующий глава провинции Хатай Люфту Саваш. Кстати, о кризисе внутри правящей партии заявлял недавно и бывший начальник управления международной безопасности турецкого Генштаба Халдун Солмазтюрк. Много ходит слухов о проблемах, якобы возникших между Эрдоганом и президентом Турции Абдуллахом Гюлем, особенно по части выдвижения кандидатуры на предстоящих президентских выборах. Некоторые оппозиционные ожидания связывались и с вице-премьером Бюлентом Арынчем, который ранее заявлял о своем уходе из» «активной политики». Но сейчас он выступил на стороне Эрдогана, рассеивая подозрения в том, что правительство покрывает злоупотребления арестованных чиновников: «Пусть никто не ожидает, что наше правительство займет сторону коррупционеров. Если они были замешаны в этих преступлениях со своими сыновьями, они должны подать в отставку или премьер-министр Турции может потребовать их отставки».
Фактом является то, что ПСР сохраняет контроль в 550-местном парламенте, и продолжает сдерживать общественное и политическое давление, вспыхнувшее в результате коррупционного скандала. Оппозиция в Турции слаба. Она оказалась «вне игры» как в случае развития протестного движения в парке Гази, так и сейчас по ходу коррупционного скандала, выступая в обеих случаях только в роли внешнего комментатора. На фоне масштабных преобразований, уже проведенных кабинетом Эрдогана и намечаемых им реформ, оппозиционные партии оказались неготовыми предъявить серьезные политические программы. В этой связи газета Milliyet предполагает, что Эрдоган имеет немалые шансы сохранить власть, хотя без политических жертв ему уже не обойтись. По мнению агентства Reuters, в «Турции ожидаются перестановки в правительстве». При этом Анкара дает понять, что она раньше готовила определенные «рокировки» в кабинете с учетом перспектив намеченных на весну 2014 года региональных выборов. Проблема сейчас в том, что в сложившейся ситуации перестановки в правительстве могут оцениваться как «отступление» Эрдогана с целью ослабить создавшуюся напряженность в обществе. Тем более, что обвинения в коррупции являются особенно болезненными для Эрдогана, чья партия шла к власти в 2003 году под знаменами «чистые руки».
Отсюда его маневры и, как заметил глава оппозиционной НРП Кылычдароглу, «неспешность в отправлении в отставку скомпрометированных министров». Пошли слухи, что премьер Эрдоган запретил членам кабинета и депутатам от ПСР хоть как-то комментировать события. Сам он высказался примерно в духе, что «сведения о причастности к коррупционным делам членов правительства будут тщательнейшим образом проверены».
На наш взгляд, на данном этапе стратегия Эрдогана может сработать. Но удастся ли правящей партии в дальнейшем удержать лидирующие позиции в стране? Ответ будет получен на выборах в следующем году.
Комментарии читателей (10):
Но скоро выборный период наступает... :)
Напомним, что ранее в прессе была распространена стенограмма переговоров помощника министра Онура Кайе с сотрудником арестованного бизнесмена Резы Зарраба - Муратом Йылмазом о передаче, как утверждается, в качестве взятки наручных часов марки швейцарской фирмы “Patek Philippe” стоимостью 300 000 франков министру Заферу Чаглайану."