Михаил Ходорковский написал в прошении о помиловании, что не собирается заниматься политикой и бороться за возвращение активов ЮКОСа. Об этом бывший глава компании ЮКОС рассказал в интервью изданию The New Times."Я написал в своей бумаге то, о чем раньше не раз говорил публично: я не собираюсь заниматься политикой и не собираюсь бороться за возвращение активов (ЮКОСа) ", - заявил Ходорковский. Экс-олигарх также сказал, что в своем письме попросил предоставить ему возможность выезда за границу. Ходорковский подчеркнул, что не стал бы писать прошение о помиловании, если бы от него требовали признания вины. Первое интервью Ходорковского после освобождения: Часть первая. Освобождение. Часть вторая. Тюрьма. Часть третья. Путин. Навальный. Национализм: Часть четвёртая. Платон Лебедев. Алексей Пичугин. Часть пятая.Общественная деятельность. Социальные сети. И первое телевизионное интервью Ходорковского телеканалу "Дождь": tvrain.ru.
Эксперты ИА REX продолжают обсуждать первые интервью Ходорковского.
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, политолог: В интервью Ходорковского было интересно всё. В частности:
1. Он не промолчал, что было бы естественно предположить после неожиданного помилования этого вечного заключённого, а сходу дал интервью. Это принципиально важный момент.
2. Он дал понять, что готов взять на себя роль чуть ли не публичного лидера. Причём не российской оппозиции, а непубличных противников Путина за рубежом. Причём, сам Ходорковский берёт для себя паузу, чтобы взвесить, понять, насколько он готов к такой роли и такой работе. При этом ясно, что своё чудотворное воскрешение он будет должен отрабатывать перед инициаторами этого проекта, в тех или иных формах.
3. Он чётко заявил, что в России ещё томится масса не кого-нибудь там – а именно «политических заключённых», которым надо помочь, и в этом состоит его личный долг.
4. Он не будет заниматься политикой. В смысле политикой – общероссийской, т.е. сугубо внутрироссийской борьбой за власть. А широкой общественно-политической деятельностью, в формате «Нельсона Манделы», он как раз заниматься готов, и, судя по всему, даже очень этого желает. Бизнесом он заниматься не готов. Хотя как раз для Москвы было бы намного лучше, если бы бизнес – как для Березовского – был для него на первом месте. Не сложилось и здесь. В смысле, не сложилось у тех, кто ожидал того, что выпущенный Ходорковский забьётся в какую-то нору.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
5. Он может стать неким заменителем, аналогом Березовского, только в более взвешенных и изощрённых формах, без лишних эмоций, строго по существу.
6. Для Москвы – при стечении некоторых обстоятельств и с некоторыми вариациями – вполне может повториться та же самая ситуация, как с Сахаровым, которого точно так же, накануне Нового года, под давлением Запада выпустил Горбачёв. Случай с посадкой в самолёт, о чём сообщил Ходорковский, прекрасно дополняет этот новый диссидентский сюжет.
И наконец, ещё некоторые наблюдения. Ходорковский – это ответ Запада на укрывшегося в России Сноудена. Ходорковский – это аналог Юлии Тимошенко, которая если и может быть выпущена Януковичем, то только против его воли, под давлением внешних обстоятельств и конкретных влиятельных людей.
Ну а сам Музей Берлинской стены, где подготовили место для выступления Ходорковского – лучшая иллюстрация, символ того, что имели в виду оппоненты Путина, высылая ему послание с помощью бывшего олигарха. Москве нельзя допустить ошибку в этом информационном и политическом процессе, так как она может дорого стоить.
Выпущенный из заточения Сахаров практически никак не повлиял на процесс разрушения СССР, однако по факту страна была разрушена спустя считанные годы после сахаровского выхода. Поэтому Москве надо постараться, чтобы в этом смысле не было никаких аналогий.
Комментарии читателей (1):
Потуги он делать будет, но больше будет надежд у тех, кто ждал его выхода из тюрьмы на не согнутых ногах!