Оман не поддержит идею создания союза, в который бы вошли страны-участницы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/, заявил министр, ответственный за иностранные дела султаната, Юсеф бен Алауи бен Абдалла на проходившем в Манаме (Бахрейн) региональном саммите по проблемам безопасности. “Мы против союза стран ССАГПЗ”, – отметил дипломат, подчеркнув при этом, что Оман “не будет препятствовать его созданию, однако и вступать в него не собирается”.
Немаловажен тот факт, что оманский министр выступал вслед за представителем МИД Саудовской Аравии Низаром Мадани, который активно призвал шесть стран ССАГПЗ объединиться перед лицом опасностей в регионе. И таким образом выступление представителя Султаната Оман внесло резкий диссонанс в работу саммита, и в некотором роде противопоставило Оман Саудовской Аравии, привыкшей командовать на Аравийском полуострове. Тем более, что на этом саммите присутствовали многие западные «наблюдатели», в том числе министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг и глава Пентагона Чак Хейгел.
Многие арабские эксперты считают, что причиной такого заявления являются дружественные отношения этого государства с Тегераном, поскольку вполне очевидно, что новый арабский союз своим острием будет направлен прежде всего против Ирана. В то время как Эр-Рияд не может наладить контакты с Тегераном, правительство Султаната Оман, как сообщали некоторые СМИ, выступило в качестве посредника между США и Исламской Республикой в преддверии подписания договора с «шестеркой» международных переговорщиков (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) соглашения с Ираном по его ядерной программе. Сама возможность подписания указанного документа была выработана в ходе продолжительных американо-иранских переговоров накануне открытия в конце сентября 2013 года 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
По некоторым данным, в Султанате Оман уже после избрания Хасана Рухани президентом Ирана было проведено пять встреч представителей указанных государств. С американской стороны в них принимали участие заместитель государственного секретаря Уильям Бернс и советник вице-президента по международным делам Джейк Силливан. В ходе проведения таких встреч обсуждалась не только ядерная проблема, но и вопросы региональной безопасности. Как следствие, Тегеран согласился на осуществление по собственной территории транзита американских грузов в интересах группировки иностранных войск, ныне оккупирующей Афганистан. И первый такой транзит в виде контейнерных грузов, как сообщили некоторые СМИ, уже был осуществлен.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И тем не менее, данное решение Султаната Оман не повлияло на решение Эр-Рияда, который в последнее время стремится укрепить свои позиции по всем азимутам. Создание союза стран Персидского залива неизбежно, несмотря на то, что Оман выступает против этого, только что заявил председатель Совета директоров Центра исламских исследований (Саудовская Аравия) принц Турки Файсал, слова которого цитирует в понедельник телеканал "Аль-Арабийа". По его словам, Оман имеет право высказать свое мнение по этому вопросу, но это не повлияет на решение Эр-Рияда о создании союза стран Персидского залива.
Кстати, также следует отметить, что Султанат Оман хотя и является членом ССАГПЗ, где в общем-то командуют саудиты, по многим вопросам имеет свою собственную позицию, которая в наибольшей мере отвечает его национальным интересам. Например, если Бахрейн, Кувейт, Катар и Саудовская Аравия – четыре из шести государств, образовавших в 1981 году ССАГПЗ, объявили о введении единой валюты по аналогии с евро к концу декабря 2013 года, то Оман и Объединенные Арабские Эмираты – решили пока не присоединяться к единой валюте. Таким образом, обсуждение этого вопроса, продолжавшееся более 15 лет, подошло к своему логическому завершению.
Несмотря на то, что ССАГПЗ был создан в 1981 году, реальная интеграция в рамках этого Совета началась только в XXI веке, и первым шагом к единой валюте стало заключение внутреннего таможенного союза в 2003 году. Тогда же было запланировано создание Валютного союза между этими арабскими странами и введение единой валюты (ее официальное название пока не объявлено), которая будет привязана к доллару США. Вместе с тем, внутри Совета некоторые авторитетные экономисты, особенно саудовские, призывали отойти от привязки к доллару и рассмотреть вопрос о переходе к более гибкому курсу, который поможет им лучше справляться с высокими рисками инфляции и экономических кризисов.
Однако по данным экспертов Международного Валютного Фонда, реальный положительный эффект от введения единой валюты в зоне Персидского залива будет значительно меньшим, чем эффект от создания Еврозоны, так как доля общего объема экспорта стран GCC составляет менее 10%. Эксперты полагают, что на самом деле государства, входящие в GCC, рассчитывают на то, что при помощи единой валюты союза произойдет углубление экономической интеграции, которая станет мощным стимулом к росту торговли и позволит сократить зависимость от нефтедолларов. И тем не менее оманский правитель султан Кабус бен Саид имеет свою собственную точку зрения и стремиться проводить самостоятельную политику, не оглядываясь на Эр-Рияд.
Неудивительно, что Султанат Оман имеет неплохие отношения с Ираном, в том числе и в экономике. Лишившись европейского рынка, иранские власти сосредоточили усилия на поиске новых покупателей, прежде всего среди своих соседей. В августе этого года властям Ирана удалось договориться с Оманом о постройке трубопровода, по которому иранский газ мог бы поставляться на оманские заводы по производству СПГ. Побывавший в начале ноября в Тегеране министр нефти Омана Мохаммед аль-Рамхи заявил, что строительство трубопровода будет закончено в течение двух-трех лет. В соответствии с подписанным министрами энергетики двух стран меморандумом, предусматривается импорт природного газа в течение 25 лет, стоимость контракта составляет 60 млрд долл. По информации с сайта WikiLeaks, США оказывали давление на Оман, заставляя отказаться от контракта с Ираном и найти альтернативных поставщиков - например, Катар.
Анализ эти фактов позволяет сделать вывод, что Султанат Оман, хотя и является арабским государством, расположенным на Аравийском полуострове, все же сохраняет определенную политическую дистанцию от других арабских стран Арабского (Персидского) залива, не желая полностью попадать под контроль более мощной и наиболее богатой Саудовской Аравии. В то же время подобный политический курс позволяет оманцам иметь дружеские хорошие отношения не только с Ираном, но со многими государствами мира, твердо проводя в жизнь политику мира, добрососедства и невмешательства в дела других.
Виктор Михин
Член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (0):