Зачем Запад и Россия выводят Иран из международной изоляции

Невиданная гибкость Запада
10 ноября 2013  13:20 Отправить по email
Печать

Очередной раунд переговоров в Женеве в формате группы «5+1» , в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Британия, Франция, Китай и Россия), а также Германия и Ираном, по закрытию иранского ядерного досье выявил любопытные особенности. Неслучайно верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон назвала эти переговоры «самыми подробными за всю историю». В свою очередь пресс-секретарь Белого дома Джей Карни отметил, что переговоры продемонстрировали «невиданную доселе серьёзность и глубину». Да и в Тегеране их квалифицировали как «новую фазу наших отношений».

В этом нет сенсации, но есть загадка. Запад практически сразу после приведения к присяге нового президента Хасана Роухани стал проявлять невиданную гибкость в выстраивании отношений с Тегераном. Многие эксперты объясняют это тем, что Роухани хорошо известен на Западе, поскольку в 2003 году он не только представлял Иран на переговорах по ядерному урегулированию, но и поддержал позиции по «замораживанию» осуществления некоторых компонентов ядерной программы. Если исходить из принятого многими иранистами постулата, что в Тегеране все главные решения принимает рахбар (духовный лидер) Али Хаменеи, то уход в то время с политической сцены Роухани можно рассматривать как поражение рахбара в противостоянии с руководством Корпуса стражей исламской революции. А его возвращение в большую политику уже в ранге президента страны - как начало формирования нового внешнеполитического курса страны, ориентированного на налаживание отношений с ЕС и США.

Почему-то Белый Дом быстро проникся уверенностью в том, что рахбар Хаменеи открыт к широкому диалогу и стал выстраивать новую стратегию в отношении Ирана. На наш взгляд, это связано со следующими компонентами: возможностью транзита власти от рахбара Хаменеи к Роухани и структурированием новых отношений с рядом стран, как на глобальном, так и региональном уровнях.

На глобальном уровне Иран должен не только отказаться от желания обзавестись атомным оружием, но и доказать мировому сообществу, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели. К этому все идет, если иметь в виду недавнее заявление пресс-секретаря Белого дома Джея Карни о том, что в распоряжении американской администрации имеется « много интересных и обнадеживающих заявлений».

На региональном уровне вывод Ирана из международной изоляции создает реальные предпосылки для создания на Ближнем Востоке геополитического противовеса Турции и возможностей для проявления инициатив Ирана в Закавказье. Похоже и на то, что попытки Вашингтона и Брюсселя превратить Турцию в главное «фокусное» государство на Ближнем Востоке, а Азербайджан - в Закавказье, уходят в прошлое. Таким образом, Иран получает шанс выступить на Ближнем Востоке в роли равноправного партнера, а в Закавказье - в роли «первого среди равных». Именно в таком широком геополитическом контексте более логичными выглядят новые нюансы и подходы в переговорах Иран-« шестерка» по ядерной программе. Более того, становится понятным и то, почему Израиль так резко реагирует на возможность сближения между Ираном и мировым сообществом.

Теперь отметим некоторые детали, связанные с состоявшимися переговорами в Женеве. Сразу бросаются в глаза следующие особенности.

Первая: интенсивность переговорного процесса. Состоялось два раунда: 15-16 октября и 7-8 ноября. Сказывается лимит времени. Напомним, что ранее президент Ирана Хасан Роухани в интервью газете Washington Post предупреждал, что решения ядерной проблемы необходимо достичь «в течение 3-6 месяцев». Заявлено, что очередной раунд состоится «в ближайшее время», что можно отнести к признакам прогресса в переговорном процессе, поскольку дипломаты используют приемы смены формата. В этой связи замглавы МИД России Сергей Рябков многозначительно заметил, что «проблем много, затрагиваются глубинные интересы ряда стран».

Вторая: на первый план выведены технические детали, типа обязательств Ирана прекратить обогащение урана при условии, что Запад ослабит экономические санкции. Как сообщает Associated Press со ссылкой на заявление представителя Белого дома США Карни, режим санкций в отношении Ирана «может быть несколько смягчен, если Тегеран подтвердит намерение заморозить дальнейшую разработку своей ядерной программы».

Третья: Запад стремятся сделать устойчивым двухсторонний переговорный процесс с Ираном. В Женеве беседа госсекретаря США Джона Керри и главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Зарифом продолжалась в течение пяти часов. При этом госсекретарь США прервал свое турне по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Так что налицо заинтересованное стремление сторон достигнуть компромиссного соглашения по иранскому ядерному досье. Ближний Восток и Закавказье вступает в эпоху новых, более грандиозных перемен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть