«Чтобы ответить на вопрос, как обстоят дела у того или иного народа, ... мне достаточно лишь знать, каково там положение женщин» - премьер-министр и министр иностранных дел Индии Джавахарлал Неру.
Этот безусловно талантливый и умный человек абсолютно прав. Хотя его правота так и не смогла обеспечить женщинам безопасность хотя бы в пределах своей страны.
Зачастую информация о насилии в отношении женщин Индии вызывает снисходительную улыбку и легкое недоумение. Страна, по праву считающаяся одной из наиболее развитых в своем регионе и получающая мощную международную поддержку, не способна разрешить эту внутреннюю проблему. А она действительно существует. По разным данным более 20% индианок подвергались насилию и более 90% боятся что насилие будет совершено над ними. Каждая вторая женщина страдает от насилия в семье – причем это касается и ее родной семьи и семьи мужа. Есть и еще одна статистическая вероятность, которая утверждает, что каждые 20 минут кто-то из индианок подвергается насилию.
А все начинается с родов, точнее говоря в современную эпоху – с 5-6 месяцев беременности, когда пол ребенка можно установить по УЗИ довольно с высокой точностью. Гендерные аборты в Индии – явление распространенное, настолько, что власти некоторое время назад законодательно запретили врачам сообщать мол ребенка родителям (а тем более родственникам) при ультразвуковом сканировании. Однако – частная медицина признает только власть денег. За чуть более высокую плату осмотра врач конечно не скажет пол ребенка прямо (были случаи и дело доходило до привлечения полиции), но есть способы сообщить об этом иносказательно, например – использования разного цвета чернил для оформления медицинской карты. Так что – аборты по половому признаку процветают. Более чем в 80% абортов плод – женского пола.
Новорожденных дочерей умертвляют и позднее – возле многих деревень возникают спонтанные кладбища новорожденных девочек. Многие сельские жительницы рожают дома, в присутствии повитухи и старших родственниц, абсолютно не наблюдаясь у врача или хотя бы медсестры. Именно поэтому скрыть преступление очень просто... Но вот что удивительно, несмотря на религиозное многообразие населения Индии статистика удручающе печальна во всех группах – индуистов, буддистов, мусульман или христиан. Влияние религии в данном случае минимально, большую роль играют традиции, когда родителям предстоит дать огромное приданое за своей дочерью, дабы хоть кто-то согласился взять ее замуж. Но об этом позднее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кстати, есть и еще один факт, который относит нас уже к группе обеспеченых жителей Индии. Конечно, по уровню своего образования они вряд ли смогут убить своего ребенка (тем более, что и использование контрацепции в этой группе распространено), но и рождению «лишней» дочки там никто рад не будет. Так вот многие дорогие частные клиники предлагают родителям новорожденных девочек делать операцию по изменению пола и по негласной статистике несколько тысяч операций подобного рода каждый год проводится по всей Индии. Такого рода «гендерная коррекция» проводится сразу же после родов или в течении ближайшего времени (естественно настоящий пол ребенка не разглашается даже ближайшим родственникам), и часть детей погибает в результате действия наркоза – но это же девочки!
Жизнь девочек и мальчиков сильно различается. И если мальчикам с рождения дозволяется почти все, то девочки в большинстве семей растут по остаточному принципу. Они ограничиваются в своем передвижении, донашивают старые вещи (или же одежда покупается гораздо более дешёвая, чем для сыновей), рано начинают заниматься домашним хозяйством. Даже если семья живет достаточно средне и имеет постоянный доход, то девочки (особенно старшие дочери) не получают образование, поскольку оно считается более важным для сыновей и отцы не хотят оплачивать дополнительные расходы, или же ходят в гораздо более дешёвые школы, чем их братья. Также для них маловероятно получение образования в колледже или университете. Такое может стать реальностью только при личных выдающихся способностях дочери, когда диплом и профессия смогут стать одним из весомых компонентов приданого. Да, это женская дискриминация, но она не исключает и насилия.
Есть обычное бытовое насилие – когда девочка вынуждена выполнять непосильную работу, причем опасаясь, что в любую минуту ее могут избить или оставить без еды. Да, дочери в семьях едят последними, то, что остается, если остается конечно. Также обязанность следить за младшими детьми, особенно братьями, возложена на их плечи. Нередко, в более бедных семьях, девочки рано отдаются в богатые дома, для работы прислугой (начиная с 5-6 лет), и там становятся жертвами и физического, и психического и сексуального насилия. Родители фактически не интересуются судьбой «отданных в услужение» дочерей, часто и замуж их в дальнейшем выдают (или не выдают) хозяева.
Есть и сексуальное насилие. Как можно говорить о развитии нации, если девочка начиная с 6 месяцев и до старости может подвергнуться сексуальному насилию и зачастую даже в кругу своей семьи. В роли насильников могут выступить не очень далекие родственники (дяди, кузены...), которым открыт доступ в дом. Девочка или женщина могут подвергнуться насилию во время похода по магазинам, на учебном или рабочем месте, во дворе собственного дома...
Самое же страшное во всем этом – узаконенное насилие, мужа над женой. И это при том, что в Индии надо иметь достаточно средств, чтобы выдать дочь замуж. Точнее – заплатить семье жениха достаточно много, чтобы они согласились на свадьбу. Это касается и денег, и золота, и движимого и недвижимого имущества. Выходя замуж девушка попадает в абсолютную зависимость от мужа и его семьи. И хотя обряды сати уже отменены и почти исчезли из людской памяти, то «поклонение мужу» прочно осталось. Очень часто девушка «теряет» свое имя, и хорошо, если она родит сына и тогда ее стану называть «мать такого-то», в противном случае она так и останется безымянной служанкой в доме супруга. Если останется конечно – бесплодную женщину (даже если причина бесплодия в муже) или рожающую только девочек (хотя пол ребенка генетически тоже зависит от мужчины) могут выгнать из дома на улицу (и в лучшем случае ее заберет обратно ее родная семья, где она останется на положении приживалки-рабыни), хотя доходит и до убийств.
Нужно понимать, что «оплата» свадьбы семьей невесты тянет за собой и желательность развода (или смерти жены) для семьи мужа. Поскольку новая жена принесет с собой еще больше денег. Нередки случаи неоправданных разводов, и даже убийств жен (не всегда прямые – есть и самоубийства, и доведение до смерти в жутких условиях существования). Многие мужчины таким образом женятся 3-4 раза и за несколько лет становятся вполне обеспеченными людьми пробиваясь в высшие классы общества.
Возможно, именно по этой причине в Индии столь распространены родственные браки – люди просто рассчитывают, что родные будут более снисходительны к их дочерям.
Положении женщины в семье и обществе – это главная причина женского насилия в Индии. Конечно, играет свою роль и низкий уровень жизни, и безработица, алкоголизм и распространение порнографических материалов в обществе, особенно среди молодежи. И в конце концов – безнаказанность преступления.
Жертвы насилия в подавляющем большинстве не обращаются в полицию, кто-то считая это нормальным (особенно по отношению мужа к жене), кто-то – из-за боязни огласки и привлечения к своей семье нежелательного внимания. Особенно это проявляется в сельской местности, поскольку в деревнях все люди знают друг друга. Родители изнасилованных дочек не обращаются в полицию, поскольку в Индии до сих пор «априори» действует правило, что «если была изнасилована, значит сама и спровоцировала его», которое бросает тень и на родителей и всю остальную семью. При открытии темы изнасилования семья будет вынуждена переезжать в другую деревню, город или вообще в другой штат, поскольку они лишатся возможности выдать замуж остальных дочек или женить сыновей, с ними разорвут отношения. Полная социальная изоляция ждет семьи, которые решат поддержать своих дочерей.
И ведь изнасилования часто совершаются в меркантильных интересах. Девушке, в подобной ситуации, практически нереально выйти замуж. И есть отцы – которые провоцируют совершение насилия над своими дочерьми, оставляя их затем в семье в качестве домашних рабынь у своих же братьев и не деля имущество. Или семьи, которые хотят получить за девушкой более высокое приданое также провоцируют в ее отношении насилие, чтоб потом с уговорами и большей оплатой взять ее в свою семью или под «благовидным» предлогом отказаться от свадьбы (к примеру, при уже заключенной помолвке, но наличии более богатой потенциальной невесты).
Есть и насилие, как форма мести семье. Надругаться над дочерью, сестрой, матерью или даже бабушкой могут в случае невозвращенного вовремя долга, в качестве альтернативы кровной мести, за нарушение договора... Причин может быть множество – но результат одинаков: искалеченные девушки, сломанные судьбы.
В Индии существуют различные женские движения, которые занимаются вопросами женского насилия и пытаются разными способами защитить девушек: начиная от материальной помощи жертвам и помощью с трудоустройством и жизнью вне родной семьи и заканчивая курсами самообороны. Согласно Конституции страны – права женщин аналогичны правам мужчин, но на деле это далеко не так. Достаточно посмотреть на состав правительства страны или выборные листы – число женщин едва ли дотягивает до 10%. В государственных компаниях или частных предприятиях женщины также составляют подавляющее меньшинство. Формально – отношение к женщине едва ли сильно изменилось за последние 100 лет.
Общественное мнение и общественные отношения в Индии меняются очень медленно. В настоящее время правительство на законодательном уровне принимает жесткие меры по остановке насилия против женщин, но они не оказывают на жизнь общества значительного влияния, как раз потому, что большинство женщин не делают заявления в полицию либо полицейские отказываются такие заявления рассматривать. Необходимо менять психологические компоненты в обществе, воздействуя через семью и школу, но первое – и так является элементом женского угнетения, а второе – далеко не всем доступно.
К несчастью – изменить ситуацию в Индии в одночастье невозможно. В постепенный ход событий приведет к более менее приемлемым изменениям не раньше, чем через несколько десятилетий.
Комментарии читателей (0):