Турецкая газета Radikal сообщила, что группировка «Исламское государство в Ираке и Шаме» подготовила 10 машин, начиненных взрывчаткой, на которых были установлены фальшивые турецкие государственные номера, для осуществления терактов в Турции. При этом газета ссылается на доклад Генерального командования жандармерии Турции, подготовленный для МВД со ссылками на данные разведки.
Учитывая, что группировка «Исламское государство в Ираке и Шаме» является подразделением «Аль-Каиды», это означает фактическое объявление с ее стороны войны Турции. Буквально на днях министр внутренних дел Турции Муаммер Гюлер сообщал, что в 2012-2013 годах в ходе 104 антитеррористических операций в Турции было задержано 345 человек, 129 из которых были арестованы. Ранее турецкие СМИ неоднократно сообщали об арестах по подозрению в связях «Аль-Каидой». Кстати, боевики этой группировки часто брали на себя ответственность за теракты на территории Турции. В частности, «Аль-Каида» заявила о своей причастности в теракту в Стамбуле в 2003 году, унесшему жизни 58 человек.
Что происходит? Первый банальный и прогнозируемый вывод заключается в том, что стагнация сирийского кризиса провела к распространению вируса дестабилизации на ряд соседних стран, прежде всего, Турцию, которая наиболее активно вовлечена в этот конфликт. Дальше следуют интрига за интригой, которые предлагает сам объективный ход событий, но которые находят самую невероятную оценку на страницах западных СМИ. Так летом прошлого года британская газета The Daily Telegraph со ссылкой на ушедшего в отставку главу Военной академии Турции адмирала Тюркера Ертюрка, писала, что «в борьбе против режима Асада США используют «Аль-Каиду»…». По словам адмирала, речь шла об осуществлении в Сирии так называемого «сальвадорского сценария», делающего ставку на замену оппозиции террористическими группировками. При этом, по данным газеты, боевики «Аль-Каиды» прибывали в Сирию из Ливии через «турецкий коридор» и через иракскую границу.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В свою очередь, другая британская газета The Guardian писала, что операция против Сирии финансируется Катаром и Саудовской Аравией. В итоге, как отмечает британский аналитический центр IHS Jane`s, оказались подорванными позиции так называемых «умеренных светских революционеров», на которых ориентируются лидеры Европы. Отметим и второй важный момент: по оценкам IHS Jane`s, из 100 тысяч боевиков оппозиции - от 40 до 45 тысяч человек принадлежат к радикальным исламистским группировкам, в том числе 10 тысяч сражаются в рядах двух движений, признающих себя филиалами «Аль-Каиды»,— «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Кроме того, еще 30 тысяч боевиков относят к «умеренным исламистам». Таким образом получается, что в целом силы оппозиции, сражаясь с режимом Асада, одновременно ведут бои друг с другом. В результате - благодаря усилиям Запада - против Асада не существует единого фронта, что создает для него возможности маневрирования. Возможно, ход событий в Сирии был бы иным, если бы Запад решился на военный удар или так называемую «гуманитарную интервенцию». Но после достижения договоренностей в Женеве между Россией и США по утилизации химического арсенала Сирии и объявленной цели – собрать в ближайшее время международную конференцию по Сирии «Женева-2», ситуация изменилась радикальным образом.
Москва и Вашингтон будут стремиться к тому, чтобы не допустить прихода к власти в Дамаске исламских радикалов. Это - первое. Второе: Вашингтон перестал оказывать мощное давление на непременное отстранение на данном этапе от власти Асада, пытаясь использовать в тактических целях его политический потенциал. На этом направлении возможны самые неожиданные ходы, вплоть до альянса Асада с ослабленными силами светского оппозиционного движения.
Но такой ход событий застал врасплох Турцию, которая у своих границ сталкивается не с сирийскими правительственными войсками, а с джихадистами. На днях Анкара приняла решение совершить военный удар по этим силам в ответ на минометный обстрел по ее территории. В свою очередь, это дает формальный повод «Аль-Каиде» перенести фронт борьбы уже на территорию Турции, но пока методами осуществления внутри страны террористических актов. Если учитывать, что исламисты в Сирии продолжают получать финансирование из стран Персидского залива, то за этими действиями просматриваются и их планы в отношении Турции: вовлечь ее в региональный вооруженный конфликт. Тем более что она постепенно меняет свое отношение к исламистским группировками в Сирии, пресекая поставки им вооружений через свою территорию. К тому же Саудовская Аравия считает, что США «сдали ее», пойдя на соглашение с Россией по Сирии, а теперь по такому сценарию стала двигаться и Турция.
Вот почему «Аль-Каида» начинает войну с Турцией, рассчитывая создать для нее серьезные проблемы в обеспечении национальной безопасности. Тем более, что исламисты понимают, что премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану вряд ли удастся восстановить отношения с президентом Сирии Башаром Асадом, что диктуется складывающейся ситуацией. Закулисные отношения Вашингтона с «Аль-Каидой», как показала «арабская весна», имеют избирательный характер, а в некоторых случаях для достижения общих целей они шли на альянс. Поэтому возникает вопрос, не стоят ли за угрозами «Аль-Каиды» в адрес Турции попытки Вашингтона таким образом оказать давление на неё с целью не допустить её дистанцирования от Запада, выхода на самостоятельную внешнюю политику?
Фактом пока является то, что правящая турецкая элита действительно начинает перестраивать внешнюю политику страны, пытается найти достойный выход из сирийской «ловушки». И дело тут уже не в США, а стремлении не допустить перевода сирийских потрясений теперь уже на турецкий плацдарм.
Комментарии читателей (0):