Уважаемые читатели, продолжаю публиковать свои ответы на наиболее интересные и содержательные вопросы пользователей сети. Совсем недавно в интервью ИА REX я высказал свою точку зрения относительно планов по воссозданию военной базы на Новосибирских островах. От читателей поступило два комментария, заслуживающих особого внимания, и я постарался ответить на них максимально содержательно и ёмко.
1. Эти острова - не то место, где захочется служить хоть кому-либо. Да и технике придется несладко.
Я верю в практически безграничные возможности человека. И знаю, что для многих людей слова "романтика полярной жизни" – не пустой звук. Знаю многих офицеров, которые служили в Заполярье, и многих молодых офицеров, которые готовы были бы начать свою карьеру в самых сложных условиях – на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, в Заполярье. Полагаю, что вопрос мотивации людей лежит в нескольких плоскостях:
– социально-экономической (подобающая оплата ратного труда, возможности отдыха всей семьи в лучших санаториях страны и, возможно, мира);
– морально-психологической (страна должна гордиться теми, кто в самых жутких условиях переносит тяготы и лишения, чтобы потом ещё и первую пулю на себя взять);
– собственного восприятия или позиционирования (именно мне доверили честь охраны рубежей нации);
– карьерный (столь суровые условия службы должны окупаться преимущественным правом поступления в академии, правом перевода в другие гарнизоны, расположенные в обжитых регионах страны);
– мотивация лежит также, если говорить весьма условно, в "деятельной плоскости" (если военнослужащий не просто обозначает своё присутствие в северных широтах – проедает запасы страны и пьёт горькую, чтобы раза два в год слетать на море, – но исполняет свои должностные обязанности, осуществляет задачи по предназначению, по охране рубежей государства, то он не деградирует и он полезен; если же он "отбывает номер"). Что касается технологического аспекта. Это ведь вопрос решаемый. Наша техника вполне справлялась со своими задачами по освоению северных широт ещё в советское время. Что мешает сегодня повторить тот успешный опыт? Кроме того, сложность условий может стать катализатором к развитию отдельных отраслей производства, новых исследований.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 24.10.13 Активистов «Гринпис» теперь обвиняют в хулиганстве, а не в пиратстве
- 21.10.13 Будет ли выполнена российская программа развития Арктики: мнения
- 21.10.13 Северный морской путь: Новый путь из Европы в Азию и обратно открыт: Павел Шипилин
- 19.10.13 Россия должна думать об обеспечении тыла в Арктике: эксперт
Каспар Давид Фридрих Каспар Давид Фридрих "Северный Ледовитый океан" ("Крушение надежды"), 1824
Уверен, что все попытки конкурентов присвоить наши арктические владения, в том числе и силовым путём, будут разбиты о волю нашего народа к победе, о невиданную силу духа наших людей, которая куда крепче, чем все арктические льды и скалы, ветры и морозы вместе взятые!
Например, недавно я прослушивал передачу "Арсенал" (радиостанция "Эхо Москвы"), в гостях был просто удивительный человек Евгений Каблов – генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) и академик Российской академии наук. Он привёл следующий пример. Когда Россия осуществила поставку вертолётов в одну из стран Латинской Америки, то выяснилось, что лопасти несущего винта сделаны для применения в определённых климатических условиях (грубо говоря, для наших широт, для умеренного климата) и быстро деформируются в условиях влажного тропического климата. Тогда для удержания своей доли рынка производитель принял единственно верное решение в условиях глобальной конкуренции: заказать научные исследования и разработать качественно новый материал, который позволит продлить жизненный цикл изделий (лопастей). Данная технологическая задача как раз и была успешно решена Все-российским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. С учётом того, что в северных широтах помимо военных и пограничников активно работают другие субъекты – компании нефтяной и газовой промышленности, морские транспортные компании, осваивающие Северный морской путь (да чего там говорить – даже железнодорожное сообщение на Ямале уже в современной России появилось, а в стратегической перспективе железную дорогу будут тянуть от Якутска до Чукотки), то становится очевидным, что технологические проблемы, проблемы надёжности техники для северных широт будут разрешены. Это вопрос воли и определения общего вектора развития.
2. Какие на Ваш взгляд силы и средства следует разместить на этих островах?
Начну издалека. В конце 2008 года ВГК Дмитрий Медведев проявил заинтересованность к теории и практике решения экспедиционных задач. На тот момент вооружёнными силами иностранных государств был накоплен достаточно большой практический опыт в этой сфере. Суть концепции заключается в том, что на базе межвидового воинского объединения создаётся на постоянной основе межведомственная структура – ядро, в состав которого входят представители ведомств и организаций, привлечённых к решению всего набора экспедиционных задач.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что родоначальники и разработчики данной концепции – американцы – по достоинству оценили все её положительные стороны в ходе многочисленных военных операций, которые носили, по существу, экспедиционный характер. Сегодня можно с уверенностью сказать, что опыт задействования таких объединённых (межвидовых) оперативных формирований ВС США в зонах ответственности всех шести региональных командований был положительным. За два последних десятилетия уверенность военно-политического руководства США в том, что наибольшей результативности можно добиться именно на пути совместного применения видов вооружённых сил и других правительственных ведомств и организаций, только усилилась. При этом такой подход, по мнению военно-научного сообщества и командования, позволяет располагать относительно малочисленными, но одновременно отлично подготовленными и оснащёнными вооружёнными силами.
При необходимости объединённое оперативное формирование выдвигается в район действий. Военные создают максимально благоприятный режим, применяя все имеющиеся в наличии силы и средства. Представители иных ведомств и организаций (каждый в части, касающейся функциональных обязанностей и компетенций) организуют деятельность национальных сил и средств, а при необходимости – определяют состав и организуют применение сил и средств усиления с континентальной части США или из союзных государств. Полагаю, что данная концепция крайне интересна как для теоретического изучения, так и для практического применения. В случае обострения военно-политической обстановки, обострения международных отношений по поводу распределения и перераспределения наших арктических богатств, такое межвидовое воинское объединение было бы весьма к месту.
Другое дело, что на сегодняшний день у нас нет ни такой огромной практики в создании и задействовании подобных формирований, ни таких формирований. Следовательно, вопрос о конкретных силах и средствах, которые необходимо разместить в нашем секторе Арктике, является базовым.
Для начала следует определить перечень задач. Понять, каким потенциалом в краткосрочной и долгосрочной перспективе обладают наши конкуренты в данном регионе. На настоящем этапе, на мой взгляд, речь не идёт о непосредственной угрозе захвата или установления иностранного военного контроля над нашими территориями в Арктике. (Хотя уже и слышны предложения по передаче российского сектора под международный контроль: так проявляется, видимо, забота отечественных глобалистов о своём народе.)
Полагаю, что нам важно решать вопросы обеспечения безопасности своих северных территорий и естественных акваторий в связке с планами по развитию, освоению этого невероятно значимого для нас макрорегиона. Например, одной из стратегических задач военно-политического руководства на современном этапе является обустройство и продвижение на глобальном рынке ещё одного мирового транспортного коридора – Северного морского пути. Для решения этой задачи несколько лет назад был принят целый ряд программ – как государственных, так и частных – по строительству ледокольного флота, нефтяных и газовых танкеров и других кораблей ледового класса, по строительству железнодорожной инфраструктуры, соответствующих заводов и так далее. Представляется, что создаваемая в этом регионе военная инфраструктура должна гармонично дополнять складывающуюся, зарождающуюся гражданскую инфраструктуру. Например, пункты базирования и обслуживания кораблей ВМФ России, которые, скорее всего, будут создаваться в перспективе, могли бы служить в качестве ещё одного, дополнительного опорного пункта для гражданских судов, владельцы которых предпочли Северный морской путь всем остальным маршрутам.
Также мне представляется, что в настоящее время нам важно решить задачу полного контроля вод Северного Ледовитого океана и воздушного пространства над ним. Никакой военной тайны нет в том, что военно-морские и военно-воздушные силы иностранных государств регулярно навещают наш арктический сектор. Хорошо, когда они это делают открыто (например, в рамках международных учений). Но практика и здравый смысл подсказывают, что российский стратегический ракетоносец, скрытно подходивший к американскому атлантическому побережью, всегда имел предельно отрезвляющее воздействие на оплот мировой демократии и его военно-политическое руководство. Примерно такой же логики придерживаются и наши "западные партнёры", а потому крайне важно решить задачу тотального контроля в регионе. (Кстати, она опять-таки полностью вписывается в задачу освоения Арктики, ведь проводка большого количества кораблей подразумевает необходимость определённого количества сил и средств, способных этот корабль обнаружить и спасти в случае чрезвычайной ситуации.)
Без определения подходов к решению вышеуказанных вопросов говорить о конкретных организационно-штатных структурах и системах оружия, о численном и боевом составе "арктических войск", как мне представляется, было бы сегодня с моей стороны несколько некорректно.
Комментарии читателей (0):