Тегеран дал понять, что на предстоящем 15-16 октября в Женеве очередном раунде переговоров по своей ядерной программе с «шестеркой» представит новый план по урегулированию этой проблемы. Источник, близкий к правящим кругам страны, сообщил, что «игра» будет идти по принципу «баш на баш»: уступки со стороны Ирана в обмен на отмены санкций ЕС и США.
Действительно, в отличие от прежних переговорных сценариев, которыми руководствовался Тегеран, на сей раз в его действиях просматривается определенная конкретика. Прежде всего, речь идет о том, что в новом иранском плане содержится преамбула, в которой обозначены сроки начала и окончания переговоров, распределение полномочий между сторонами, участниками переговоров, а также их конечные цели. Это соответствует ранее сделанным заявлениям президента Ирана Хасана Роухани , которого президент США Барак Обама в телефонном разговоре предупреждал «не портить обедню», сделать реальные шаги в сторону достижения конкретного соглашения, а не руководствоваться, как ранее, всевозможными политическими уловками. В свою очередь, Роухани выразил надежду, что соглашение по иранской ядерной проблеме «будет заключено в течение от трех до шести месяцев».
Любопытно, что эти сроки вызывают сомнение у западных экспертов с точки зрения даже технической реализации комплекса пробоем, связанных с иранской ядерной программой. Но особенностью момента является то, что именно Тегеран настаивает на форсировании хода событий, что наводит на следующую мысль: президент Роухани дает понять Западу, что срок его полномочий по ядерной программе, полученных от духовного лидера страны, носит ограниченный характер. Он призывает Запад отвечать на шаги Ирана отменой санкций, чтобы сохранить позитивную динамику в наметившемся переговорном процессе.
Позиции Роухани выглядят следующим образом: Иран не отказывается от права использования атома в мирных целях, но не намерен ставить вопрос об обогащении урана, не собирается закрывать завод по обогащению урана «Форду» и реактора на тяжелой воде в Араке. В то же время, по сообщению заместителя министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи, Тегеран не отказывается вести переговоры по объёмам, уровню и методам обогащения урана, но вопрос по вывозу материала обозначен как «красная черта», которую он не намерен переступать. В то же время он готов «делиться» излишками обогащённого до 20% урана, но не отказываться от него вообще хотя бы потому, что он необходим для устаревшего тегеранского исследовательского реактора. Тегеран также пока не намерен обеспечить допуск инспекторам МАГАТЭ на военную базу Парчин, где якобы велись работы по экспериментам в области подрыва.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В данном случае бросается в глаза то, что позиция Ирана носит больше технический, нежели политический характер. Тем более что президент США Обама признал право Ирана на мирную атомную энергетику. Так что позиции сторон сближаются, или, как отмечает английская газета Financial Times, «они вышли из фазы кризиса».
США уже ослабили ряд санкций против Исламской республики Иран, разрешив американским компаниям поставлять иранцам мобильные телефоны, ноутбуки и другие устройства, предназначенные для коммуникаций. Заместитель госсекретаря Уэнди Шерман, которая возглавит делегацию США на женевской встрече стран «шестерки» международных посредников переговорах с Ираном, обратилась с просьбой к членам Конгресса воздержаться до окончания женевской встречи от введения санкций против Ирана. А в Тегеране официально зарегистрирована ирано-американская торговая палата в качестве негосударственной организации. Так что пока события развиваются по следующему сценарию: США и их партнеры делают маленькие шаги навстречу Ирану, в то время как он ограничивается только словесными заявлениями и обещаниями.
Если Иран на переговорах с «шестеркой» на практике покажет свое стремление решить ядерную проблему дипломатическими средствами, его вывод из режима санкций и международной изоляции пойдет более быстрыми темпами. В данном случае складывается парадоксальная ситуация.
При успешном исходе переговоров в Женеве Иран-«шестерка» позиции Роухани в Иране станут укрепляться, что может развязать ему руки для проведения внутренних преобразований, что сопряжено с серьезными внутриполитическими проблемами. Но если переговоры в Женеве по какой-либо причине сорвутся, это также приведет к резкому обострению борьбы внутри страны между лагерем «западников» и консерваторами, имеющие большинство в парламенте. Но как бы то ни было, Иран уже находится на траектории серьезным перемен и очередного стратегического разворота.
Комментарии читателей (0):