Итоги президентских выборов в Азербайджане требуют изменения российских подходов к оценке легитимности постсоветских режимов

10 октября 2013  01:07 Отправить по email
Печать

Президентские выборы в Азербайджане, состоявшиеся 9 октября, не принесли каких-либо сюрпризов. Победу на них с многократным перевесом над другими кандидатами одержал действующий президент Ильхам Алиев. По предварительным данным ЦИК Азербайджана, он получил 84,94% голосов. Его главный оппонент, кандидат от Национального совета демократических сил (НСДС) Джамиль Гасанлы набрал 4,1% голосов. Результаты других кандидатов оказались менее 3%. Всего в выборах принимало участие 10 кандидатов в президенты. Явка на выборах составила 72,31%.

Впрочем, с политологической точки зрения анализ этих цифр не имеет особого смысла, так как они довольно далеки от реальности. Действующая в Азербайджане политическая система позволяет властям обеспечить любой желаемый процент голосов за свою партию или кандидата. Поэтому результаты этих выборов были достаточно предсказуемы. Формальная победа Ильхама Алиева ни у кого не вызывала сомнений. Существующее законодательство и политическая практика обеспечивают преобладание провластных представителей в ЦИК Азербайджана и во всех региональных и местных избирательных комиссиях. В итоге партия власти имеет большинство для принятия любых решений по электоральным вопросам. Таким образом, вполне можно согласиться с выводом доклада наблюдательной миссии ОБСЕ, где отмечалось, что избирательная кампания в Азербайджане проходила «в условиях доминирования одной политической силы».

Для осуществления этого доминирования азербайджанские власти привлекли уже наработанный инструментарий по ограничению возможностей оппозиции, начиная от запретов на массовые мероприятия до арестов и запугивания оппозиционных лидеров и активистов. За прошедшие год-полтора в Азербайджане были ужесточены законодательные нормы, касающиеся свободы слова и собраний, а также работы гражданских активистов. В частности, были усилены наказания за организацию и участие в несанкционированных митингах и демонстрациях, усложнены бюрократические процедуры финансирования неправительственных организаций и ужесточены санкции за несоблюдение этих процедур. В законодательство также были введены положения, затрудняющие возможности НПО по наблюдению за процессом голосования. Период официальной избирательной кампании был сокращен до трех недель, что ухудшило положение оппозиционных кандидатов, так как сократило период их доступа к СМИ и встреч с избирателями на местах.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Телевидение Азербайджана продолжало находиться под плотной опекой властей. Политические дебаты с участием оппозиции на телевидении фактически отсутствовали. Были также усилены ограничения на доступ к информации под предлогом защиты «коммерческих и других экономических интересов». Положения законодательства об уголовной ответственности за клевету были распространены на интернет. В качестве акции устрашения пользователей социальных сетей 30 июля блогер Михаил Талибов был осужден по этой статье к году исправительных работ. В самый канун выборов 2 октября был арестован оппозиционный блогер Мехман Гусейнов.

Продолжались репрессии против оппозиционных журналистов. На момент начала избирательной кампании в Азербайджане было осуждено 8 журналистов. Еще один журналист, Парвиз Гашимли, был арестован в самый разгар кампании 17 сентября. Он был обвинен в контрабанде оружия и помещен в следственный изолятор сроком на 2 месяца.

Репрессии против оппозиции осуществлялись как в форме заключения под стражу с целью вывести из игры наиболее активных оппозиционеров, так и путем запугивания и психологического давления. Так, выдвинутый кандидатом в президенты от Республиканской альтернативы (REAL) Ильгар Мамедов был арестован в феврале 2013 года, якобы, за организацию массовых беспорядков, и так и не был освобожден даже для участия в избирательной кампании. Так же в начале года было арестовано несколько активистов молодежного движения NIDA ("Возглас"), отметившихся участием в несанкционированных митингах. Сначала их обвиняли в организации массовых беспорядков, но потом вменили более серьезные статьи – незаконное приобретение, хранение или сбыт наркотических средств и незаконное приобретение, хранение, перевозка и ношение оружия, взрывчатых веществ и устройств. Здесь просматривается явная попытка превратить активных оппозиционеров в террористов, шпионов и диверсантов.

Аресты и задержания представителей оппозиции активизировались после старта избирательной кампании. 6 августа в селе Муганлы Акстафинского района полиция задержала члена Высшего совета Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Совдагара Мурсагулиева. На следующий день был подвергнут административному аресту на 15 суток председатель молодежной организации «Мусават» Турал Аббаслы за участие в несанкционированном митинге, который состоялся еще в январе. 13 августа в Сабирабадском районе был задержан заместитель председателя районной организации партии «Мусават» Азер Исмайлов, а вслед за ним глава районной организации ПНФА Новруз Гулиев. 16 августа в Баку был арестован советник председателя ПНФА Мамед Ибрагимли. 23 сентября сын лидера ПНФА Тюркель Керимли вместе с двумя своими товарищами был приговорен к 25 суткам административного ареста по обвинению в неподчинении полиции.

Активизировались и акции устрашения в отношении оппозиции. 27 августа на кандидата в президенты от НСДС Джамиля Гасанлы было совершено покушение. На него с крыши была сброшена емкость с химическим веществом, однако, благодаря эффективным действиям охраны, он не пострадал. 4 октября в Сабирабаде группа провокаторов пыталась сорвать встречу Гасанлы с избирателями на местном стадионе. Около сотни человек блокировали вход на стадион и выкрикивали лозунги в поддержку Ильхама Алиева. Затем эти люди напали на журналистов, освещавших данное событие. В итоге встречу пришлось преждевременно свернуть. Вечером 23 сентября было совершено нападение на сына главы пресс-центра Гасанлы Огтая Гюльалыева. На него напала группа молодых людей, которые избили его, после чего нанесли ножевые ранения в руку и бедро.

Ночью 2 сентября на штаб-квартиру Классической партии Народного Фронта Азербайджана (КПНФА), расположенную в Наримановском районе города Баку было совершено нападение. Неизвестные разбили вывеску с названием партии, а также сорвали со штаб-квартиры флаг Азербайджана. В тот же день против одного из активистов ПНФА в Газахском районе Фазаила Алиева была предпринята акция запугивания. Неизвестные лица пришли в его дом и насильно отвезли его на кладбище. А на следующий день сам Фазаил Алиев и двое его соратников Рамиль Джарчыев и Сабир Чайлы были задержаны местной полицией.

К запугиванию оппозиции напрямую подключилась Генпрокуратура Азербайджана. С этой целью было сфабриковано дело о подготовке массовых беспорядков. Прокуратура обвинила в этом политическое движение "Эль", входящее в НСДС. Лидеры движения Эльдар Намазов, Эльданиз Гулиев и Кочари Нагибейли были вызваны 29-30 августа на допрос, где их в течении нескольких часов пытались заставить признаться в антигосударственном заговоре. А 1 октября генеральный прокурор Азербайджана Закир Гаралов выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что НСДС планирует некоторые противоправные действия накануне и после выборов. «Мы очень серьезно расследуем этот вопрос. Все должны знать, что любое противоправное действие будет предотвращено силой закона», - подчеркнул он.

Несмотря на все эти репрессивные меры и жесткий контроль над избирательными комиссиями, власти Азербайджана изрядно нервничали, понимая, что реальное удержание власти после выборов не может быть обеспечено лишь «правильными» результатами голосования. Опыт предыдущих избирательных кампаний, особенно парламентских выборов 2005 года, показывал, что массовые акции протеста со стороны оппозиции вполне могут расшатать политическую ситуации и вызвать кризис власти. А применение вооруженной силы против протестующих в нынешней международной обстановке вполне может привести к обвинениям в преступлениях против человечности и полной международной делегитимации правящего режима. И это только в том случае, если не последует прямого силового вмешательства из за рубежа с целью положить конец репрессиям.

И такая неопределенность сохранялась у азербайджанских властей до 27 августа. В этот день ЦИК Азербайджана отказал в регистрации в качестве кандидата в президенты Рустаму Ибрагимбекову, выдвинутому Национальным советом демократических сил (НСДС). Формальным предлогом в отказе Ибрагимбекову послужило наличие у него двойного гражданства – Азербайджана и России. И хотя он еще в начале июля подал заявление об отказе от российского гражданства, на момент передачи им документов в ЦИК Азербайджана процедура выхода из гражданства еще не была завершена. Это решение азербайджанского ЦИК выглядело явно натянутым. Не случайно, в докладе миссии ОБСЕ по наблюдению за ходом избирательной кампании отказ в регистрации Ибрагимбекова рассматривался как сомнительный эпизод.

Будучи известным писателем, кинодраматургом, одним из сценаристов культового фильма «Белое солнце пустыни», Ибрагимбеков имел серьезный электоральный потенциал и мог придать предвыборной борьбе и поствыборной ситуации реальную остроту. Вокруг него объединились основные оппозиционные силы Азербайджана. В НСДС вошел целый ряд оппозиционных партий, включая "Мусават" (Иса Гамбар), Народного фронта Азербайджана (Али Керимли) Гражданской солидарности (Сабир Рустамханлы - он лично не вошел в НСДС), "классического" Народного фронта Азербайджана (Мирмахмуд Миралиоглу), Либеральной партии Азербайджана (Лала Шовкет), "Айдынлар" ("Интеллигенты" - Гуламгусейн Алибейли), Исламской партии Азербайджана (и.о. председателя Эльчин Манафов), "Великий Азербайджан" (Эльшад Мусаев), Национального единства Единого Азербайджана (Гаджибаба Азимов), Националистической демократической партии Азербайджана (Галандар Мухтарлы), а также объединения "Открытое общество" (Расул Гулиев) и политического движения EL (Эльдар Намазов).

К тому же, за Ибрагимбековым стояла влиятельная организация Совет азербайджанских обществ России (СОАР), куда вошли несколько крупных российских олигархов азербайджанского происхождения. СОАР был создан в конце 2012 года либо по указанию, либо при содействии Кремля как противовес Всероссийскому азербайджанскому конгрессу, ориентирующемуся на официальный Баку. Таким образом Москва послала сигнал режиму Алиева о своем недовольстве его антироссийским креном во внешней политике. Действительно, комбинация внутриазербайджанской оппозиции с поддержкой крупного российско-азербайджанского капитала и при политическом содействии России могли создать Алиеву очень серьезные проблемы и на выборах и в поствыборный период.

Сам Ибрагимбеков уже в начале 2013 года сделал ряд громких антиалиевских заявлений и стал позиционировать себя как потенциальный лидер всех оппозиционных сил Азербайджана. В одном из интервью в январе он заявил, что правительством Азербайджана не довольно подавляющее большинство граждан страны. «Возможно, что довольны нынешним положением 5-10 человек. Но недовольство началось и среди тех, кто замешан в коррупции и взяточничестве», - подчеркнул он. Ибрагимбеков выразил уверенность, что в ходе предстоящих выборов многое изменится и будет избран новый президент. В интервью азербайджанской службе «Голоса Америки» 18 января он предупредил, что «если президентские выборы 2013 года опять будут сфальсифицированы, как и прежде, то это приведет к социальному взрыву» и что последствиями такого взрыва станет развитие ситуации по сценарию Египта, Ливии и Сирии.

Еще одним важным элементом в программе Ибрагимбекова явилась его позиция по нагорно-карабахскому конфликту. Он выступил против «бряцания оружием» и настраивания армян и азербайджанцев друг против друга. «Если в Азербайджане будет подлинно демократическая обстановка, не будет коррупции, и если армянам и азербайджанцам, живущим на территории Карабаха, будут гарантированы одинаковые права, то в этих обстоятельствах армяне, умный и прагматичный народ, если они увидят, что в Карабахе, принадлежащему Азербайджану, жить намного лучше, чем в Карабахе, принадлежащему Армении, как они и жили столетиями, так они и будут жить», - подчеркнул он. Таким образом, Ибрагимбеков впервые со времен независимости бросил реальный вызов Алиеву по ключевому вопросу – азербайджано-армянским отношениям. И это был уже вызов философского, идеологического характера, ставивший под вопрос всю концептуальную основу, на которой держится нынешний бакинский режим.

Исходящая из России оппозиционная угроза, вызвала в руководстве Азербайджана серьезное беспокойство. В октябре прошлого года Госкомитет Азербайджана по работе с диаспорой даже выступил со специальным заявлением, в котором осудил создание СОАР. Но в целом в Баку намек был воспринят правильно. Всю первую половину 2013 года режим Алиева предпринимал усилия, чтобы утрясти возникшие разногласия с Москвой. В мае российскую столицу посетил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Видимо, его миссия увенчалась успехом. Можно предположить, что Азербайджан предложил компенсировать ущерб российским интересам в связи с прекращением аренды Габалинской РЛС уступками в энергетической сфере.

Как следствие, 28 июня консорциум «Шах-Дениз» сделал официальное заявление о выборе проекта «Трансадриатического газопровода» (ТАР), вместо альтернативного варианта «Nabucco West». Тем самым официальный Баку продемонстрировал свое нежелание ввязываться в проект, противоречащий российской энергетической стратегии. Неделю спустя с визитом в Баку прибыл глава «Роснефти» Игорь Сечин. В ходе визита он провел переговоры с Ильхамом Алиевым, на которых, по всей вероятности, стороны определили параметры будущих соглашений в нефтегазовой сфере. И действительно, в ходе визита в Азербайджан президента России Владимира Путина 13 августа сего года было подписано соглашение между «Роснефтью» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана. По этому соглашению «Роснефть» примет участие в крупных нефтегазовых проектах в Азербайджане.

Показательно, что по итогам переговоров Ильхам Алиев подчеркнул, что интересы России и Азербайджана в энергетической сфере совпадают и высказался за «активное взаимодействие» и «координацию усилий» на этом участке. «Мы настроены на решительное сотрудничество, на укрепление взаимодействия с Россией в этом важном направлении экономического и политического развития», - отметил он. Таким образом, Азербайджан фактически объявил о готовности вписаться в российскую энергетическую стратегию в Евразии. А это – очень существенный результат, который ограничит возможности Запада играть на противоречиях между странами-поставщиками энергоресурсов, по крайней мере, на постсоветском пространстве.

В ходе визита Путину, похоже, удалось добиться от Алиева и определенных обязательств военно-политического характера. По заявлениям, прозвучавшим после визита, можно сделать вывод, что эти обязательства касались отказа Азербайджана от военного решения нагорно-карабахского конфликта, а также непредоставления своей территории для размещения военных объектов стран НАТО. Взамен Россия обязалась расширить военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном.

Но, конечно, главным в этих договоренностях было согласие Путина не препятствовать переизбранию Алиева на следующий президентский срок. Российская сторона, в частности, не стала форсировать решение вопроса о выходе Ибрагимбекова из российского гражданства, что послужило формальной основой для отказа ему в регистрации в качестве кандидата на президентских выборах. А избранный в качестве резервного кандидата от НСДС профессор истории Джамиль Гасанлы уже не мог сравниться с Ибрагимбековым по политическому весу. Думается, что и СОАР после этого уменьшил объемы поддержки азербайджанской оппозиции.

Все это сразу же укрепило политическое положение Ильхама Алиева. Ведь сдержать массовые протесты оппозиции после выборов, если бы они были поддержаны Россией, режим был бы не в состоянии. Особенно – на фоне раскола в азербайджанской бизнес-элите и активизации национальных движений талышей и лезгин. В итоге Ильхам Алиев мог, действительно, оказаться в положении Башара Асада, только с той существенной разницей, что защищать его было бы некому. Однако, договорившись с Путиным, Алиев эту угрозу от себя отвел. Причем не просто отвел, но видимо обеспечил поддержку России в легитимации своего переизбрания на третий срок.

Не случайно позиция российских наблюдателей на азербайджанских выборах была вполне благожелательной к Ильхаму Алиеву. Глава делегации наблюдателей Госдумы РФ Леонид Слуцкий (ЛДПР) заявил, что выборы президента Азербайджана «проходили свободно, прозрачно, демократично». «Явных нарушений не выявлено», - заявил он. Еще в ходе избирательной кампании миссия наблюдателей от СНГ во главе с председателем Исполкома Содружества Сергеем Лебедевым отметила, что предвыборная кампания в Азербайджане проходит в спокойной обстановке, в соответствии с Избирательным кодексом. А 9 октября Лебедев вообще привел Азербайджан в качестве положительного примера организации выборов на постсоветском пространстве и подчеркнул, что всем избирателям обеспечена свобода волеизъявления.

Между тем, такая позиция российской стороны вызывает определенные вопросы. Главный вопрос заключается в том, стоит ли Москве уж так однозначно поддерживать нынешний бакинский режим даже тогда, когда он явно нарушает демократические нормы и принципы. Конечно, договоренности есть договоренности, и соблюдать их надо. Но вместе с тем никогда нельзя закрывать себе поле для политического маневра. У западных держав с Алиевым тоже есть договоренности в энергетической сфере. И организовывать «оранжевую революцию» в Азербайджане они пока не собираются. В то же время критический настрой к политической практике режима Алиева на Западе вполне очевиден. Так, еще в ходе избирательной кампании дипломатический представитель Евросоюза Майкл Манн потребовал от властей Азербайджана создать равные условия для всех кандидатов на президентских выборах. А 28 августа дипломатические миссии ЕС, США и Норвегии в Баку выступили с совместным заявлением, призывающим власти Азербайджана создать прозрачные и открытые условия для проведения выборов. В заявлении также выражалась надежда, что власти создадут все условия для свободы собраний и равноправного доступа кандидатов в СМИ. Оценки западных наблюдателей после оглашения официальных итогов выборов также были далеки от восторга.

И в таких оценках Западом азербайджанских выборов есть определенный практический резон. Это позволяет западным державам сохранять мощный рычаг влияния на Баку. Вопрос международной легитимности для режимов, подобных алиевскому, далеко не праздный. Это – вопрос выживания. И когда эту легитимность можно в любой момент отозвать, это очень стимулирует готовность режима учитывать западные интересы, если возникает такая необходимость. Подобное применение «мягкой силы» Западом почему то до сих пор ничему не научило российский внешнеполитический истэблишмент. И как, спрашивается, в этом случае мы сможем переиграть наших заклятых западных друзей в «Большой игре» на постсоветском пространстве? Если мы всерьез намерены реинтегрировать бывшие республики СССР, то и действовать надо не в догматической постсоветской манере, а использовать самые новые формы и методы внешнеполитической работы.

Михаил Александров - доктор политических наук, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ (Москва)

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Boris
Карма: 28
10.10.2013 14:03, #9783
Полностью согласен с автором-данный анализ позволяет с точностью показать ка нужно играть и давить на такие авторитарные режимы как в азербайджане
syncope
Карма: 27
10.10.2013 16:18, #9790
На самом деле, замаскировать домыслы в стиле кухонных разговоров о том, что "вот приехал грозный Пу, и принял решение, быть Алиеву снова президентов", под статью - не столько сложно. Главное, грамотно сыпать деталями, говорить с серьезным выражением виртуального лица. Что о демократии. Батюшки, ну, не из России о демократии вещать в свете последних закрученных гаек. Почему бы не выковырять изящно бревно из своего глаза и не сравнить себя любимых с той же страшной ужасной Америкой, которой российские СМИ стращают неприлежных школяров? :-) Цирк-шапито, ей-богу.
Emin
Карма: 61
10.10.2013 20:49, #9807
Может быть российскому ученому, доктору политических наук приятно думать, что Россия имеет существенное влияние на Азербайджан. Придется разрушить эти иллюзии. Азербайджан еще в 90-х годах не обращал внимание на угрозы России. Тогда в Азербайджан часто приезжал минобороны России Грачев, угрожал Гейдару Алиеву, препятствовал подписанию нефтяных контрактов. Несмотря на все угрозы Азербайджан и контракты подписал и нефтепроводы построил. Еще одним примером независимости является поднятие цен на аренду Габалинской РЛС. Все это подтверждения независимой политики Азербайджана. И указывает на то, что Россия не имеет существенных рычагов давления. Да, Азербайджан не хочет портить отношения с Россией, но на это есть объективные причины, это не страх, это стремление к добрососедству.
На счет демократии, в самой России с этим большие проблемы. Все мы помним с каким трудом одержал победу российский президент. Я считаю что Путина поддерживает большинство россиян. Но сама политическая обстановка далека от демократической. В России за решеткой по политическим причинам оказались Ходорковский, участники группы Pussy Riot, вынуждены были уехать из страны богатые предприниматели, олигархи.
Ильхама Алиева поддерживает абсолютное большинство населения. Это подтвердили многочисленние экзитполы, в которых Ильхам Алиев набрал в среднем 80% голосов. Народ за время правления Ильхама Алиева стал жить намного лучше, и народ все это ценит, и поэтому активно проголосовал за Ильхама Алиева.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть