Историческое событие в Армянской церкви или почему армянам суждено оставаться в рассеянии

В Армении завершился собор Армянской апостольской церкви
1 октября 2013  23:22 Отправить по email
Печать

В Армении завершился собор Армянской апостольской церкви. Историческое событие! Начиная с 1651 года, еще ни разу армянские епископы не собирались в таком составе. На собор прибыли 62 иерарха из 75 епископов и архиепископов двух армянских католикосатов - Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) и Великого Дома Киликийского (Ливан), а также Иерусалимского и Константинопольского патриархатов.

Католикос Эчмиадзинский Гарегин II, выступая перед участниками cобрания, в частности, заявил, «сложные политические обстоятельства, бедствия, геноцид, богоотступничество советских лет не позволяли по мере необходимости благоустраивать Церковь». По его словам, находясь под игом Османской империи, Киликийский католикосат, Константинопольский и Иерусалимский патриархаты руководствовались пунктами конституции Турции, а в составе Российской империи Эчмиадзин следовал требованиям так называемого Положения Армянской церкви. Эти обстоятельства, отметил католикос, влияли на административную деятельность Армянской церкви, что, в свою очередь, приводило к разнотолкам и даже кривотолкам. «Пришло время консолидировать все силы и приступить к всеобщей для нашей Церкви программе благоустройства», - подчеркнул Гарегин II.

Итак, собор Армянской апостольской церкви объявил о своем единстве и новом курсе. Но есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.

Во-первых, разве между составными частями ААЦ, разнонаправленными и разнонорасположенными, нет конкуренции? Как, в таком случае, следует относиться к публикациям в армянской прессе, где говорится, что в Армянской апостольской церкви имеет место межличностная и межклановая борьба? В частности, речь идет о недавнем письме Иерусалимского патриарха Нурхана Манукяна католикосу всех армян Гарегину II, в котором последнего критикуют в связи с отставкой патриаршего посланника в Западной Европе архиепископа Норвана Закаряна. Что, по мнению председателя центра «Сотрудничество во имя демократии» Степана Даниеляна, говорит о формировании в церкви «нескольких кланов, между которыми и идет борьба».

Во-вторых, означает ли это, что «единую» Армянскую апостольскую церковь раздирают разногласия по вопросам геополитической ориентации армянского народа? На фоне ожесточенных дискуссий в Ереване по вопросу интеграции Армении в Евросоюз или Таможенный союз, а голоса разделились как в ту, так и иную сторону, иногда трудно бывает понять претензии армянской элиты. Как, например, в случае недавней церемонии освящения кафедрального собора ААЦ в Москве, состоявшемся 17 сентября сего года. Когда армянская интернет-газета Lragir пишет, что отсутствие на открытии храма президента России Владимира Путина является «пощечиной Армении», возникает недоумение. С чего вдруг армянские журналисты решили, что Армянская апостольская церковь настолько важна для России, что её руководители должны обязательно принимать участие в освящении армянского кафедрального храма, хотя президент и премьер России не делают этого для Русской православной церкви, не говоря уже о церквях иных юрисдикций?

При том, что, в-третьих, президент Армении Серж Саргсян не ограничивает свою страну во внешнеполитической ориентации, о чем он заявил на встрече с католикосом всех армян Гарегином II и католикоса Великого Дома Киликийского Арамом I. Как сказано в пресс-релизе по итогам встречи, «обсуждались принятые решения, которые, помимо церковных вопросов, включали в себя главные проблемы и вызовы, стоящие перед армянством всего мира, в частности в процессе сохранения армянской идентичности в диаспоральных общинах». Но что такое армянская идентичность в таком случае? В какой степени связана с ней церковная идентификация?

Поскольку, в-четвертых, если верить турецкой газете Hurriyet daily news, в Константинопольском патриархате Армянской апостольской церкви до сих пор не отказались от этнофилетизма. Ведь еще в 2000 году патриарх Месроп Мутафян отказал благословлять смешанные браки, то есть, армянин и представитель другой нации или веры не смогут пожениться в армянской церкви. Апостол Павел, говоривший, что во Христе нет ни еллина, ни иудея, вряд ли бы понял это решение.

Добавим, к этому, в-пятых, решение собора ААЦ о массовой канонизации жертв Геноцида армян 1915 года. Что вызвало недоумения среди самих армянских экспертов, которые расценили его как неуместное, поскольку оно делает акцент на религиозной составляющей, а не национальной. Хотя среди жертв Мец Егерн была не только паства Армянской апостольской церкви, но и армяне-католики и не только они. Добавим, что после массовой канонизации «подвис» Константинопольский патриархат ААЦ. Кто теперь они такие?

Тем более что, в-шестых, попытки монополитизировать в своих церковных интересах Геноцид армян вызывает раздражение в странах, где присутствует Армянская апостольская церковь. Напомним, как сложно проходило утверждение в этом году новоизбранного патриарха Иерусалимского Нурхана Манукяна. Как сообщал yerkir.am, все христианские общины Иерусалима стараются назначать в качестве своих лидеров таких людей, чьи кандидатуры устраивают Израиль, Иорданию и Палестину, что превращает процесс назначения епископа и патриарха в серьезную дипломатическую проблему. Назначение архиепископа Нурхана нарушило это правило, так как его кандидатура была одобрена лишь Палестиной и Иорданией, но не Израилем, поскольку архиепископ неоднократно выступал с антиизраильскими заявлениями, а в начале 2013 года жестко осудил Израиль в связи с нежеланием этого государства признавать Геноцид армян.

Так что, в-седьмых, еще раз зададимся вопросом – так что такое есть армянская идея и что такое есть армянский дух? Разделенная нация, разделенная церковь. Единственное пространство, в котором сочетаются нация и церковь – не армянский Эчмиадзин, не ливанская Киликия, не турецкий Константинополь, не израильский Иерусалим, а маленький Нагорный Карабах, за пределами которого проживет большинство армян. Которых, похоже, жизнь в рассеянии без единого центра вполне себе устраивает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

sagias
Карма: 34
02.10.2013 00:51, #9570
Неправильное умозаключение: «жизнь в рассеянии без единого центра вполне себе устраивает», господин Стремидловский. Вы должны знать причину этой действительности. Армяне будут жить в своей стране на всём Армянском нагорье.
ajbolit
Карма: 205
02.10.2013 10:42, #9582
Как почему?
Ара, Армения - это офис.(с) )))
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть