Госдума РФ 18 сентября 2013 года опять в поспешном порядке, во втором и третьем чтениях приняв законопроект «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отправил его, на рассмотрение Совета Федерации ФС РФ. А эта верхняя палата Федерального Собрания РФ, 25 сентября 2013 года одобрив этот закон, всего лишь рекомендовал Правительству РФ создать рабочую группу для разработки Положения об Агентстве по управлению имуществом РАН.
Но академическое сообщество не устраивает этот закон. Ученые РАН считают, что те депутаты и представители исполнительной власти, которые обещали исправить его в нужном направлении, их попросту обманули. Они думают, что этот закон все равно разрушит Российскую академию наук, лишив её всего имущества и многого другого, что необходимо для развития фундаментальной науки. Поэтому если кто-то из ученых объявил голодовку, то некоторые другие из них из числа академиков РАН обратились за помощью в этом вопросе Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Ибо в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации Совет Федерации в течение пяти дней после своего одобрения любого федерального закона, направляет его Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. А Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. При этом если Президент Российской Федерации отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Значит, этот закон в любом случае может вступить в силу в ближайшее время.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Такая процедура вступления закона в силу для академического сообщества вроде бы создает безвыходное положение или тупик в лабиринтах законотворческой деятельности высших органов власти, не позволяющие им изменить закон о реформе РАН. Поэтому возникают такие вопросы:
Есть ли выход из такого законодательного тупика? А если есть, то, что надо делать академическому сообществу и какой проект реформы следует предложить для реализации?
На мой взгляд, выход и из этого тупикового положения все же есть и вот в чем он, на мой взгляд, заключается. Теперь все зависит от Президента Российской Федерации Владимира Путина. Ибо он если захочет, чтобы Российскую академию наук реформировали на основании другого проекта, то после того, как принятый закон о реформе РАН поступит к нему на подпись и обнародование, может поступить следующим образом.
Во-первых, отклонить этот закон в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;
Во-вторых, в соответствии с пунктом «г» статьи 84 и частями 1 и 2 статьи 104 Конституции РФ, внесет в Госдуму РФ свой собственный законопроект. Такой законопроект, который должен предусмотреть или 1) отмену закона о реформе РАН, или 2) о приостановление (замораживании) процедуры нового одобрения этого закона, осуществляемого в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции РФ, сроком, скажем, на 10 лет (как это я и предлагал в своей статье). При этом одновременно предложив еще и передать все вопросы реформирования РАН в ведение Президента РФ. Но Президент Российской Федерации может и без наделения со стороны Госдумы такими полномочиями может взять в свои руки все вопросы реформирования РАН, ибо у него достаточно на это своих прав – прав Президента Российской Федерации. И об этом он, кстати, говорил во время своей беседы с Президентом РАН, если не ошибаюсь, еще 4 сентября текущего года, что В. Фортов возможно не совсем понял. Иначе он не цеплялся бы за возврат законопроекта по реформированию государственных академий наук во второе чтение и внесение в нее каких-то поправок, сути проблем не меняющих...
Так что у Президента Российской Федерации при таком ходе развития событий появится возможность осуществить реформирование Российской академии наук, а также реорганизацию Российских академий медицинских и сельскохозяйственных наук самому лично, на основе своих Указов.
Во время внеочередного общего собрания РАН, проведенного 9 сентября 2013 года, академик РАН Владимир Захаров говорил, что идею создания Российской академии наук Петру I подсказал Лейбниц. Поэтому беря с него пример, еще раз рекомендую свой вариант реформы Российской академии наук, который был предложен мною в статье «Альтернативный проект реформы Российской академии наук» (https://iarex.ru/articles/39688.html).
Ташкент, 25 сентября 2013 года.
Комментарии читателей (1):