Кадыров торжественно открыл памятник чеченским женщинам — жертвам «трагедии в селении Дади-юрт»: мнения

Должны ли федеральные власти вносить коррективы в такие решения?
19 сентября 2013  13:40 Отправить по email
Печать

Информация о том, что Кадыров открыл памятник героям Кавказской войны вызвала много дискуссий в блогосфере и социальных сетях. «В Чечне появилась новая достопримечательность, которая уже успела привлечь к себе внимание за пределами республики. Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник чеченским женщинам — жертвам „трагедии в селении Дади-юрт“. Чеченские историки утверждают, что захваченные девушки мстили за жителей села Дади-Юрт, сожженного по приказу генерала Алексея Ермолова — одного из главнокомандующих русскими войсками в Кавказской войне», — сообщают СМИ.

ИА REX: Должны ли федеральные власти вносить коррективы в такие решения?

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Отнесусь к факту открытия такого памятника не столько как русский человек, а как историк и политический аналитик. В истории российско (русско)-чеченских отношений как и в истории отношений любых народов были самые разные страницы — и светлые и тёмные. И если для одного народа та или иная страница или исторический деятель был героем, то для другого мог восприниматься как угнетатель, завоеватель и т.д. Примеров можно приводить массу: Ермак, Суворов, Ермолов и т.д и т.п. Великий ли человек Колумб? Возможно, этот вопрос надо адресовать аборигенам открытых им земель — индейцам. И не уверен, что тут люди с разной самоидентификацией и исторической памятью смогут вообще в принципе прийти в единому мнению и оценке деятельности «своих» и «не своих». Другой вопрос, надо ли расчёсывать реальные и мнимые обиды прошлого с помощью памятников и зачем это делать? В конце концов, у сыновей и внуки ещё недавно воевавших друг с другом (например, россияне и немцы) людей могут быть общие интересы и широкие горизонты сотрудничества. Вчерашние «не свои» нередко становятся «своими».

Умение прощать (не путать с исторической амнезией) тоже важная черта культуры межнационального общения. Иногда приходится выбирать: или смотреть назад или думать о перспективах совместного существования. Главное не перепутать где у истории зад и где перёд. Создатели и пропагандисты такого памятника, возможно, уверены, что они преследуют благие и благородные цели. Но на деле — это индикатор того, что они, ни в грош не ставят ту самую общероссийскую идентичность, о которой так много говорят в последнее время либеральные учёные приближенные к власти и сами российские руководители. Этот памятник указывает и на то, что именно этническое, а иногда и клановое сознание и самоидентификация представляет для них намного большую реальную ценность чем не очень, видимо, убедительное «россиянство», хотя формирование «российской гражданской идентичности», между тем, указано как одна из важнейших целей в недавно принятой стратегии государственной национальной политики.

Ну и ещё важно, на каком фоне сооружается этот памятник. На мой взгляд есть реальные социо-экономические проблемы не менее важные, чем увековечение памяти жертв Кавказской войны 19 века. Какие это проблемы? Ну, хотя бы те, о которых, например, ставили вопрос члены Совета при Президенте на встрече с ним 4 сентября: «вынужденные переселенцы из Чеченской Республики, которые продолжают бедствовать на территории в основном Ставропольского края и Северной Осетии-Алании. Есть президентское поручение, которое где-то в течение уже двух лет находится на исполнении. Трудно ждать, конечно, этим людям. Мы стараемся помогать, и по Вашим грантам помогаем, но там нужны фундаментальные средства для обеспечения их жильём и компенсациями». (http://www.kremlin.ru/news/19146) Как-то обидно, когда на стены между народами, средства находятся, а на мосты их почему-то не хватает. На грандиозные сооружения и на памятники одним деньги и ресурсы есть, а на утраченное жильё другим средств нет. И видимо не будет?

Именно поэтому с учётом всех этих факторов думается, что взаимного доверия, взаимоуважения и сдержанности в отношения представителей разных наций, а это важнейшая предпосылка того, чтобы российская идентичность становилась не лозунгом, а реальностью хоть в какой- то степени, такой памятник вряд ли добавит, а вот градус взаимных претензий и обид, несомненно, может повысить. Их, на мой взгляд, и так непозволительно много. Ну и сооружение памятника явно показало, что, возможно, руководители данного субъекта Российской Федерации и состоялись как руководители регионального уровня. А вот до федерального уровня они явно не дотягивают. Горизонт не тот. Этнические шоры мешают. И внутрирегиональные тактические соображения пока берут верх над федеральными и стратегическими.

Я не думаю, что федеральным представителям надо гиперреагировать на эту регионально-этническую инициативу. Но и по страусиному совать голову в песок было бы не лучшим выходом. Существует же Совет по межнациональным предложениям при Президенте Российской Федерации — ему и карты в руки. Пусть собранные там специалисты и представители оценят, и дадут оценку и адекватный ситуации совет. Не дадут? Ну это тоже будет определённой характеристикой Совета и индикатором эффективности его деятельности.

Кирилл Мямлин, публицист:

В «Записках» генерала Ермолова он подробно описал, за что именно был истреблен целый аул непокорных чеченских бандитов — грабивших всех окружающих, включая русский гарнизон. Причем, земля под аул была ими захвачена у других владельцев. В начале операции обитателям этого аула — а вернее воровской малины — было предложено выдать украденных у казаков лошадей и освободить чужую землю — переехав на свою. В ответ началась стрельба. Характерно, что в «Записках» Ермоловым описано все подробно, в том числе, что чеченцы резали своих жен, чтобы не сдаваться в плен, как жены бандитов с ножами кидались на солдат и т.д. Говорилось про штурм каждого из домов, про убитых и раненных — с обоих сторон. При этом в плен было взято 140 человек. Но, ни о каких «женщинах, бросавшихся вместе с конвоирами в пропасть» там даже не упомянуто. Поэтому история про «утопленниц» из этой малины — выдуманная байка.
Между тем, если в России начинают ставить памятники убийцам русских солдат — это точно характеризует оккупационный правящий режим, и говорит о том, что никакого «усмирения» не произошло, а дотационный регион «Чечня»" явно готовится отделиться. Причем, на наши же деньги.

Евгений Дьяконов, финансовый консультант:

Если население России будет и далее пребывать с племенным сознанием, то развала России останется ждать недолго. История отношений колоний Империи сложна и полна мин. Герои одних племен были врагами племен других. И это отравляет отношения между национальностями. Выход — переход сознания россиян из племенного типа в правовой тип. Но для этого, как минимум, надо создать это правовое пространство внутри самой России. Этому мешает историческое наследие, те самые традиционные «нравственные скрепы». Крепостные разных племен (русские и чеченцы в данном случае) никогда не будут дружны между собой. Есть хороший пример сохранения Содружества на месте старой Империи — это Британское Содружество, основанное на прочном правовом базисе. Для сохранения России надо использовать этот пример.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Да, вносить коррективы в такие решения надо, иначе завтра вслед за памятником «первым шахидкам» появятся памятники доблестным татарам, защищавшим Казань от кровавого тирана Ивана Грозного; или же воинам хана Кучума, боровшимся за вольготную Сайберию против конкистадора и захватчика Ермака; или сподвижникам Марфы-посадницы, которая всего лишь боролась за евроинтеграцию и демократию в Новгороде, но была безжалостно раздавлена имперским сапогом Ивана Третьего; и иже с ними — ну, а что, вон украинские свидомые граждане любят делать из обычной феодальной стычки — взятия Киева Андреем Боголюбским — чуть ли не русско-украинскую войну. Так что реагировать на это надо, вопрос только: как? Некоторые предлагают начать «войну памятников и названий» и поставить в Грозном памятник генералу Ермолову или идут ещё дальше и предлагают поставить целый мемориальный комплекс: Шахидки взрывают себя в метро. Они сами на куски, а рядом враги — студенты, старушки, дети. Гордые воины прикрываются беременными женщинами в Будённовске. Гордые воины прикрываются учениками Беслана и гордо насилуют старшеклассниц. Гордые воины издеваются над безоружными русскими солдатами и потом продают их тела русским матерям. Из этого мемориала будет понятно, почему гордый маленький народ Ичкерии так нуждается в плевках в сторону великого русского народа. Ну, а другие говорят, что война памятников по принципу «око за око, и памятник за памятник» будет бесконечной, и потому лучше её не начинать, а сразу же пресекать в зародыше такие инициативы.

Вообще идеи Кадырова в последнее время становятся довольно-таки странными. Я в принципе лояльно относилась к Кадырову и не раз отмечала, что он неплохой тролль: так, почти года два назад он неплохо троллил болотно-сахарную тусовку в апреле этого года опубликовал замечательную статью в «Известиях» (мы обсуждали её здесь — https://iarex.ru/interviews/35305.html), а совсем недавно подразнил всех креаклов, заявив, что в Европе нет ни культуры, ни нравственности, и он, Кадыров, не хочет быть европейцем, а хочет быть гражданином России. К сожалению, люди, склонные к троллингу, иногда увлекаются, и начинают троллить ради троллинга. По-моему, Кадыров как минимум увлёкся троллингом — открывать этот памятник не стоило. И кстати, мечеть символом России быть не может. И Коломенский кремль, кстати, тоже — главным символом России должен был стать Московский Кремль, а выбирать символы должны были не смс-голосовальщики, а группа экспертов. Впрочем, символы России — это уже другая тема.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть