Информация о том, что Кадыров открыл памятник героям Кавказской войны вызвала много дискуссий в блогосфере и социальных сетях. «В Чечне появилась новая достопримечательность, которая уже успела привлечь к себе внимание за пределами республики. Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник чеченским женщинам — жертвам "трагедии в селении Дади-юрт". Чеченские историки утверждают, что захваченные девушки мстили за жителей села Дади-Юрт, сожженного по приказу генерала Алексея Ермолова - одного из главнокомандующих русскими войсками в Кавказской войне», - сообщают СМИ.
ИА REX: Должны ли федеральные власти вносить коррективы в такие решения?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук: Любому адекватному человеку, по-моему, должно быть понятно, что вслед за подобной ревизией итогов Кавказской войны (...) последует волна "мемориалов", посвященных "татарским мужчинам", героически оборонявшим Казань, башкирским мужчинам, казахским мужчинам, et cetera. Не удивлюсь, даже если дело дойдет до памятников героическим новгородским мужчинам и женщинам, отдавших свои жизни за свободу в борьбе с "кровавой московской ордой". Да и Рязани, и Твери, и Суздалю тоже найдется, что вспомнить. Да и поморам - тоже...
На самом деле, это очень плохо. Намного хуже, чем драки с участием ножиков.
Гораздо хуже, чем дотации центра, больше похожие сами знаете, на что. Неизмеримо хуже, чем красивая мечеть, накрученная аж до ранга "Символа России".
Собственно, это декларация политического видения, в рамках которого Россия из foederātiō явочным порядком превращена в в сommonwealth. По крайней мере, на уровне социальной психологии элит одного из регионов. Простите, если мудрено, проще, на ночь глядя, не могу. А если все же проще, то такие тенденции, - неважно, понимают ли их смысл сами элиты, - проявившись, дальше играют сами по себе, по принципу домино, и потому, - если, конечно, на самых верхах не согласован роспуск страны (а если согласован, то привет, песец!), - их нужно убивать в зародыше. Как минимум, ставя памятник Алексею Петровичу не в Москве, - это как раз будет игрой по чужим правилам, - а в Грозном. Сурово струня тех, кто решит выразить неодобрение. Иначе не бывает. Честно говоря, не думал, не хотел думать, что до этого уже дошло.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Дело в том, дорогие друзья, что как ни топырь губу, символику недооценивать нельзя. Символы суть наши ориентиры от первого проблеска сознания до последнего вздоха. Если угодно, вешки, ориентируясь по которым, мы не тонем в болоте. Это относится и к быту (скажем, колечко - пустячок, не более, но если замужняя женщина, уезжая в отпуск, его снимает, отсутствие этого пустячка говорит очень о многом), и к политике, и к высшим сферам. Люди веками убивали и умирали за всего лишь, казалось бы, крашеную тряпку, потому что она - флаг, и за какую-нибудь чашку или башмак на щите, потому что они - эмблемы, и за право нараспев произнести несколько не слишком талантливо рифмованных строк, потому что это - гимн или псалом, и за право не спрятать в карман, а оставить на груди, всем напоказ, крошечную нашейную бирюльку, потому что "за аз единый головы сложим".
Символы, - и памятники в том числе, - могут, сея вражду на поколения, разводить навсегда, а могут объединять прочнее всякого клея. А потому ими неизбежно манипулируют. Иное дело, на пользу или во вред. И в этом смысле, пример, приведенный уважаемым leorer, хотя сам по себе, бесспорно, хорошо, но в контексте данного разговора не к месту. По той простой причине, что Гражданская война в США была войной между гражданами, пусть и по-разному видевшими будущее своей страны, - Юг сражался за права штатов и граждан, какими видели их Отцы-Основатели, Север - за возможность Америки интенсивно развиваться, - но при этом в равной степени желавшими своей стране добра и, значит, единства.
И тот факт, что нынче не только Диксиленд, но и Новая Англия полны памятников Джефферсону Дэвису, символу Юга, в свою очередь, символизирует признание всей страной, от Атлантики до Аляски: да, дело побежденных было проиграно, но они достойны доброй памяти. И, рассуждая точно так же, Франсиско Франко через десять лет после начала гражданской войны повелел ставить обелиск в Valle de los Caídos: огромный крест, один на всех, как националистов, так и республиканцев. А если применительно к России, то, уверен, на площадях российских городов уместны были бы памятники и Михаилу Фрунзе, и Антону Деникину, - но не Петру Краснову, и не потому даже, что под конец жизни встал под знамя врага, но потому, что в лучшие свои годы пытался умалить Россию, противопоставив Дон русскому народу. Ровно как в Уфе уместен памятник "государеву бригадиру" Салавату, но не уместен мемориал Карасакалу, желавшему увести башкир под Бухару и Стамбул.
Так вот, если уж возвращаться к Кавказским войнам и неким материальным символам их осмысления, следует помнить, что лед этот невероятно тонок. Казалось бы, всего лишь монумент вполне того заслуживающему генералу Ермолову, а между тем, сотни тысяч граждан России воспримут его как официальное заявление: "Давили, и давить будем!", с соответствующей реакцией. Но и, казалось бы, всего лишь монумент неким горцам, защищавшим некое селение, сотни тысяч граждан России воспримут как не менее официальное заявление: "Мы все помним и ничего не простили", со всеми вытекающими. А это плохо. Просто потому, что игра символами на взаимное поражение есть первый этап войны, в которой победителей не будет, ибо не будет страны.
И вот в связи с этим, если на то пошло и без этого никак, такого рода монументы обязаны, обходя острые углы, связывать воедино, а не резать по живому. В конце концов, павшие при штурме Казани татары, ориентировавшиеся на Москву, ничем не хуже павших при штурме Казани татар, ориентировавшихся на Бахчисарай и Стамбул, и на том же Северном Кавказе найдется немало красивых мест, где можно отстроить величественный, - не хуже испанского, - мемориал, один на всех, - и казаков, и горцев, и русских солдат, - погибших за дело, которое считали справедливым. Мертвые вражды не помнят и сраму не имут, а Россия - одна на всех. А где, как и что символизировать персонам знаковым, определять тем паче надлежит с особым тщанием. Скажем, бронзовому Шамилю, - при папахе, сабле и вообще, красивому и гордому, - на мой взгляд, самое место в Калуге.
Комментарии читателей (0):