Общеизвестно, что в период предвыборных кампаний в каждой стране могут всплыть наружу многие ранее скрытые и публично не озвученные «болевые точки». На политическую арену могут выйти новые политические силы, которые до этого либо вели скрытую борьбу, либо же особо не привлекли внимание со стороны.
Ни для кого не является большим секретом, что нынешние президентские выборы в Азербайджанской республике во многом отличаются от предыдущих крайним обострением отношений между различными политическими силами кланового, религиозного и этнического свойства. Что касается последних, то обострение национального вопроса в стране, усиление национально-освободительного движения коренных нетюркских народов этой земли сегодня налицо. Несмотря на все старания властей, с каждым днем все больше государств и международных организаций однозначно признают существование «национального вопроса» в многонациональном Азербайджане и выступают в поддержку коренных народов. Все это дает основание предполагать, что руководству АР вряд ли удастся в дальнейщем продолжать свой курс по ассимиляции нетюркских народов в тюркском окружении, подавлению национально-освободительной борьбы этих народов, которые уже превратились в субъекты геополитики региона.
Все это ставит под большой вопрос возможность сохранения Азербайджанской республики в прежнем виде, то есть в качестве унитарного государства, где, кроме тюркоязычного населения, ни один из коренных народов не имеет права на самоидентификацию, где все они лишены возможности сохранить свою самобытность.
Вместе с тем, особенность нынешней выборной кампании заключается в том, что с недавних пор курдское меньшинство Азербайджана начало публично заявлять о своих правах. Интрига в данном вопросе заключается в том, что по самым разным данным, властвующую элиту в нынешнем Азербайджане в основном составляют выходцы из среды курдского народа, а в главе их стоит представитель курдского клана Ильхам Алиев. Несмотря на то, что правящий клан публично не заявляет о своих курдских корнях и выступает как «азербайджанцы», и в стране, и в мире мало кто сомневается в их курдском происхождении. Известно еще и то, что в СМИ нередко появляется информация о прямом финансировании курдских боевиков в Турции представителями властей Азербайджана.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В таких условиях публичное озвучивание курдской проблемы в Азербайджане, выдвижение на пост президента человека, открыто заявившего о своем курдском происхождении, публичная поддержка с его стороны ПКК и его руководителя Оджалана, судя по всему, могут быть оценено как дополнительный рычаг давления на азербайджанское общество, с целью напугать граждан страны возможной угрозой распада государства, что по идее авторов данного проекта, видимо, должно еще больше объединить населения страны вокруг нынешнего президента АР Ильхама Алиева. Насколько обоснованы эти предположения авторов проекта, покажет ближайщее будущее.
А теперь по сути проблемы. Некоторое время назад газета «Хуррият» опубликовала статью под заголовком «ПКК претендует на власть в Азербайджане». По мнению газеты, данное «желание курдов и армян происходит в рамках аппетита, созданного пректом США о Большом Ближнем Востоке». Газета обвиняет главного редактора газеты «Дипломат», бывшего претендента в президента АР Тахира Сулеймана в том, что «он имеет тесные связи с лидерами Иракского Курдистана Барзани и Талабани, и террористической организацией ПКК в Турции, и агитирует их в своей газете». В статье ПКК называется как «тюркский враг азербайджанского общества». А этого, по мнению газеты, нельзя оценивать по другому, кроме как «плевок азербайджанскому общественному мнению». Мало того, газета оценивает эту инициативу как «составную часть стратегического намерения известных сил перед возможным ударом США по Сирии», а «не случайностью». Газета утверждает, что, хоть курды согласно официальной статистике и составляют в Азербайджане всего 10-12 тыс. человек, но «это этническое меньшинство составляет 20% азербайджанского парламента». А это, по мнению газеты, является «показателем властной силы», что заставляет нас признать «наличие вероятности осуществления невероятных политических событий в Азербайджане». «Видимая часть проблемы состоит в том, что курды поставили вопрос о своем желании превратиться в серьезный политический фактор в Азербайджане… Уже идут, не так ли?», - задается загадочным вопросом газета.
Вслед за этим, на днях бакинский сайт Moderator.az опубликовал интервью с Тахиром Сулейманом, то выдвинул свою кандидатуру в президенты АР (не скрывая при этом, что он по национальности курд), но не прошел официальную регистрацию. В интервью он озвучил некоторые сенсационные для нынешней азербайджанской действительности факты и предположения.
1. По утверждению Т. Сулеймана, вопрос о численности курдов в Азербайджане слишком запутан. Официальная статистика утверждает, что в Азербайджанской республике проживает 13 тыс. курдов. «Но, это – неправильная цифра, - заявляет Т. Сулейман, - численность курдов в Азербайджане приблизительно два, два с половиной миллиона человек. Я представил свое недовольство по данному вопросу Государственному комитету по статистике. Есть ли хоть один разумный человек в этом учреждении? Они хотя бы должны были исходить из старой статистики. 13 тыс. – это население одной деревни. Одни мои родственники – 13 тыс. человек».
Далее он обращается к статистике предыдущих периодов истории. «Согласно статистике 1920 года, в одном Курдистанском уъезде проживало 280 тыс. курдов. Вы сами знаете, что ныне курды один из тех народов мира, кто больше всех растет. Хорошо, скажем, в течении 93 прошедщих лет не было прироста среди курдов, тогда куда исчезли 280 тыс. курдов? Во всяком случае, они не полетели в космос», - недовольствует он.
По его мнению, все это курдское население Курдистана в дальнейщем были размещено на территории других районов Азербайджана, где ныне подвергается усиленной ассимиляции. Причем, это относится только к курдам, проживающим на территории Азербайджана, не учитывая при этом переселенцев с территории Армении в 1937, 1948 годах, из других местностей. Если так будет продолжаться, то в ближайщие годы в республике не останется ни одной семьи, разговаривающей на курдском языке, уверен Т. Сулейман, добавив при этом, что ныне в мире проживает 64 млн. курдов.
Выражая свое недовольство национальной политикой правительства АР, в то же время он горячо поддерживает политику премьера Турции Эрдогана по налаживанию национального конценсуса в Турции, предоставлению нетюркским этносам некоторых прав. Он уверен, что «благодаря неправильной политике Ататюрка и его сторонников, в Турции конфликты на национальной почве продолжаются вот уже 80 лет. В течении этих лет курды 170 раз поднимали восстания во имя зашиты своих национальных прав. Эти восстания были подавлены благодаря помощи Франции, Турции, Царской России, бывшего СССР и других государств», - утверждает Т. Сулейман. Далее он рассказал о том, как в течении 40-летнего конфликта во главе с ПКК были опустошены 5 тыс. курдских деревен в Турции. «5 тыс. деревень – равно одному Азербайджану», - заявил Сулейман.
2. Что хотят курды? «Своих высших человеческих прав, - отвечает Т. Сулейман. – Никто не имеет право ассимилировать или же приводить в рабство любой другой народ, созданный Аллахом. Если турецкое государство предоставило бы курдам те права, которые оно предоставило армянам, то не было бы 80-летнего конфликта. Армяне в Турции имеют все национальные права, политические условия. Почему турецкое государство не требует от руководства Ирана, чтобы оно уважительно относилось к правам наших братьев, предоставило им их культурные права»?
3. Какие территории охватывает Курдистан? «До создания Оттоманской империи существовала империя Курдистан, - говорит Т. Сулейман. – Некоторые ее называют империей Мед, куда входили Афганистан, половина Пакистана, некоторая часть Индии, Таджикистан, Дербент, Грузия, часть современной Турции, Аравия, Иран и Северный Ирак. В дальнейшем Курдистан на основе договора Гасри-Ширин был разделен на две части между Ираном и Оттоманской империей».
В ответ на обвинения (например, депутата парламента Сабира Рустамханлы и др.) в сепаратизме, Т. Сулейман заявил, что его обвиняют в том, что якобы он в своей газете занимается пропогандой ПКК. «Если завтра Оджалан займет место в Турецком парламенте, высшую должность в правительстве, что скажет Сабир Рустамханлы? Он сам желает освободить своих соотечественников в Южном Азербайджане, уйгуров в Китае, алтайцев в Сибири. Почему я не должен желать свободы своему народу?.. Если уйгуры, проживающие в Китае, могут быть соотечественниками Сабира Рустамханлы, то почему Оджалан не сможет быть моим двоюродным братом? - возмушается Т. Сулейман и добавляет. - Вы должны знать, что все курды – двоюродные братья».
Т. Сулейман утверждает: «Это вы называете нашу борьбу террором, а для нас она – национально-освободительное движение. По-вашему, каким должен быть национально-освободительное движение? Если в Южном Азербайджане создадут организацию наподобие ПКК и она станет требовать свободы для своего народа, как вы будете ее называть»?
4. Имеются ли у курдов территориальные претензии к Азербайджану? Т. Сулейман: «Курды не имели территориальных претензий к Азербайджану и ныне их нет. Если образуется Курдистан, то там место найдется и для курдов, и для азербайджанцев. Если освободится Курдистан, то освободятся все народы Ближнего Востока… Должен отметить, что азербайджанские курды, если не открыто, то в сердцах воспринимают ПКК как национально-освободительное движение».
Далее он прогнозирует в будущем создание независимого Курдистана на основе объединения Сирийского и Иракского Курдистана. «А через несколько лет в Турции окончательно будет уничтожена кемалистская система. Образуется демократическое исламское образование во главе с Эрдоганом. Турция будет иметь силу в качестве федеративного курдско-туркского государства. Я вижу это. Есть у США план о создании независимого, единого, большого Курдистана… Они это делают в целях обеспечения своих интересов».
5. Будет ли использовано курдское государство в качестве средства давления? Т. Сулейман: «Разумеется, если создается государство, они могут использовать ее против своих врагов».
6. Есть ли студенты-курды в числе приехавших из Турции для учебы в Азербайджан? Т. Сулейман: «Насколько мне известно, в Азербайджане обучаются 3 тыс. курдских студентов из Турции».
Как и следовало ожидать, интервью Т. Сулеймана вызвало бурное негодование в азербайджанском обществе, особенно среди пантюркистской интеллигенции, мнения которой приводит оппозиционная газета «Ени Мусават».
Лингвист Кямил Вали, ныне проживающий в Турции, оценил эти заявления как «очень вредные». По его мнению, в существующей исторической литературе ничего не говорится о принадлежности империи Мед (Мидии) курдам. «Принадлежность языка мидийцев к индо-европейской или же туркско-алтайской, либо другой семье языков полностью покрыта мраком, - заявляет К. Вали. – Поэтому эти слова Т. Сулеймана никак нельзя представить в качестве академической науки… Такой сепаратизм недопустим в любом государстве… и очень опасен для будущего Азербайджана». Депутат парламента Фазил Мустафа заявил, что он никогда не встречал информацию о принадлежности вышеназванных территорий к Курдской империи. Исходя из этого, он оценивает заявления Т. Сулеймана как «фальсификацию истории» и «опасную тенденцию».
Комментарии читателей (1):