Жорес Алфёров: Нобелевская премия не даёт иммунитета от вопросов

30 августа 2013  18:33 Отправить по email
Печать

Жорес Иванович Алфёров поистине уникальная личность. Знаменитый ученый, Нобелевский лауреат, научный руководитель инновационного центра в Сколково, ректор Санкт-Петербургского Академического университета РАН последние годы всё чаще появляется на страницах прессы с громкими высказываньями и обязательной пометкой «ученый, депутат Государственной думы». Каким образом именитый научный деятель, который в этом году отметил своё 83-летие, стал заметной политической фигурой, а главное, какими инцидентами сопровождалась его карьера вне ученых стен?

Последние четыре созыва Государственной думы Жорес Алфёров является депутатом от фракции КПРФ. На первый взгляд это выглядит вполне логичным, ведь в Коммунистической Партии Советского Союза ученный состоял ещё с далёкого 1965 года. Впрочем, в СССР видному ученному не быть партийным человеком было бы достаточно трудно. Поэтому, когда в Государственную думу второго созыва Алфёров попал уже будучи членом общественной организации «Наш дом – Россия» широкого удивления это не вызвало. Напомним, что НДР придерживалась идей центризма и умеренного традиционализма и возглавлялась Виктором Черномырдиным. Уже в следующем созыве Госдумы ученый оказывается в составе фракции КПРФ. И здесь ничего не вызывает подозрения, ведь на тот момент НДР сильно сдала позиции и её скорая политическая смерть ощущалась всё больше и больше.

В партии Алфёров играл роль «свадебного генерала», человека который просто положительно влияет на образ КПРФ. Каких-то громких инициатив от него не следовало, но к концу первого срока своего пребывания в Госдуме от фракции коммунистов академик получил Нобелевскую премию и вес значимости его персоны заметно увеличился. Алферов, вероятно, понимал это и к выборам в Государственную думу в 2007 году ставит неожиданные условия своего пребывания в партии.

Глава общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» Сергей Малинкович в своё время сделал следующее заявление об условиях академика: «Уважаемый всеми нами Жорес Иванович Алферов согласился войти в список КПРФ только после того, как в список по Иркутску поставили его сына Ивана Жоресовича Алферова... Товарищ никакого отношения к коммунистическому движению, вообще к политике не имеет. По-моему, это непорядочно по отношению к избирателям».

В итоге сам Жорес Алфёров оказался в первой тройке избирательного списка КПРФ, а его сыну повезло немногим меньше: четвёртое место в иркутском списке оказалось не проходным. Что не удивительно для тридцатипятилетнего начинающего политика, который известен лишь своим прямым родством с Нобелевским лауреатом.

Другой громкий скандал, связанный с Алфёровым-старшим, произошёл за год до выборов в Государственную думу и связан он с научной премией «Глобальная энергия», председателем международного комитета которой он и является. Неожиданно для всех в 2006 году премия досталось самому Жоресу Алфёрову. Позже он так комментировал столь странное решение: «Для меня это было большой неожиданностью, и отказаться от премии я не мог, чтобы не обидеть коллег». На волне негодования от присуждения премии председателя комитета, Алфёров был смещен с занимаемой должности. Сам академик увидел в этом решении «руки Кремля». При этом особых проблем с властью у академика Алфёрова не было. Напротив, в 2010 году ученый был назначен руководителем инновационного центра в Сколково и остаётся им и по сей день.

Обратная картина наступила после вынесение на обсуждение госдумы законопроекта о реформе РАН. Здесь позиция ученого была непоколебимо твёрдой: основную задачу российской науки Алфёров видел в немедленной остановке начавшейся реформы. "Для того, чтобы Академия отвечала новым задачам, вовсе не нужно ее ликвидировать. Для этого нужны другие программы и состав президиума и более эффективная работа отделений", - заявлял Нобелевский лауреат.

В своих многочисленных интервью он не раз заявлял о том, что Российская академия наук нуждается в дополнительном финансировании и новая реформа может положить конец развитию науки в нашей стране. При этом за материальное благополучие самого Жореса Алфёрова волноваться не приходится. В 2010 году академик даже вошёл в список тех двадцати трёх депутатов, которые не раскрыли сведения о своих доходах. По некоторым данным на банковских счетах ученого в разных банках лежит свыше 15.000.000 – сумма не столь астрономическая, но всё-таки внушительная.

По другим неподтвержденным данным, академику Алфёрову, а точнее его уже упомянутом сыну, принадлежат два ресторана, которые располагаются в здании петербургского отделения академии наук. Подтвердить или опровергнуть эту информацию на данный момент не предоставляется возможным, но слухи о дорогих иномарках и других неожиданных особенностях жизни Ивана Алфёрова появляются с завидной периодичностью.

Хочется добавить, что выяснить основные мотивы тех или иных действий Жореса Алфёрова достаточно сложно, ведь заслуженный ученый имеет некий иммунитет против недобрых умыслов. Нобелевская премия часто выступает главным аргументом в защиту академика против каких-либо догадок, касающихся его политической или любой другой деятельности. Не хотелось бы злословить в адрес Жореса Ивановича, но открытых вопросов, касающихся как минимум его политических противоречий на данный момент слишком много, а однозначных ответов на них попросту нет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть