Уния: Киев взят! Возьмёт ли унию Малая Польша?

Чем станут для Ватикана греко-католики Украины
18 августа 2013  20:59 Отправить по email
Печать

Вслед за православными украинцами торжественные церемонии в честь 1025-летия Крещения Руси 17-18 августа в Киеве провели и местные греко-католики. Главным событием стало освящение в столице патриаршего собора Воскресения Христова, который строился с 2002 года. Вместе с административным зданием собор образует Патриарший центр Украинской греко-католической церкви площадью 1,72 гектара.

Так униаты наконец осуществили свою давнюю мечту «взятия Киева». Первую попытку они предприняли на заре своего становления в конце XVI – начале XVII веков, когда митрополит Михаил Рогоза, который с группой епископов Киевской митрополии присягнут в 1596 году на верность Святому престолу, попытался взять под контроль Киево-Печерскую лавру. Однако православные русины сумели мобилизоваться и дать отпор униатам. Монахи и белое духовенство усилили дисциплину, сделали ставку на образование, создав современный и успешный книгоиздательский центр, обеспечили себе мощную финансовую базу. А благодаря последовательной и методичной работе с аполитичными до того к религиозным вопросам казаками Войска Запорожского внушили им мысль, что они являются единственными защитниками «правильной веры» – православия.

С тех пор между православными Руси и греко-католиками пролегло немало лет взаимной вражды и ненависти. Во время освящения собора глава УГКЦ Святослав (Шевчук), вольно или невольно, еще раз заставил вспомнить былые обиды. Любой храм стоит на крови мучеников. «В эту трапезу, - сообщил архиепископ Святослав, - мы вложили мощи человеческой общности святых: апостолов Петра, Павла и Андрея Первозванного, первого из призванных и благовестника Божия на киевских горах; Климента Римского и Мартина, погибших на украинских крымских землях; священномученика Иосафата <Кунцевича>, что своей кровью запечатал единство Киевской Церкви с Римским Апостольским престолом; блаженных священномучеников Николая Чарнецкого и Иосафата Коциловского».

В этом наборе скрыт определенный символизм. Святые апостолы Петр, Павел и Андрей утверждают УГКЦ наследницей отцов-основателей Церкви. Мученики папа Римский Климент и Мартин Исповедник распространяют власть униатов на древние крымские земли, которые только в середине прошлого века стали иметь какое-то отношение к Украине. Блаженные Николай Чарнецкий и Иосафат Коциловский служили в тяжелые для греко-католиков годы советской власти, которая распустила и преследовала их церковную организацию. Самой же вызывающей является фигура архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича, который с помощью светской власти польского короля Сигизмунда III в первой трети XVII века силой, зачастую, с пролитием крови принуждал православных священников и их прихожан переходить в унию. Посвящение ему кафедрального собора – вызов нынешним украинским православным.

Накануне торжеств со специальным посланием к своей восточной пастве обратился папа Римский Франциск. Ключевыми тезисами его обращения стали следующие. Во-первых, понтифик отметил обстоятельства принятия христианства на Руси – миссионеры были выходцами из «Византии, славянских и западных латинских территорий». Это значит, что Русь являлась и является обществом, открытым «к воздействиям как Востока, так и Запада». Отсюда видение Киева «перекрестком культур». Во-вторых, указывает папа Франциск, обращение Руси «произошло в контексте неразделенной Церкви, в которой продолжали развиваться разные церковные традиции, но в общении между собой... Вернуться к истокам - в духовном смысле - значит вернуться к видению Церкви неразделенной, единой, святой, соборной и апостольской, действовать так, чтобы восстановить эту глубокое единство в разнообразии, которая характеризовала Церковь во времена святого Владимира». Из чего логически вытекает, в-третьих, призыв Ватикана к украинским греко-католикам иметь «экуменическую ответственность», чтобы быть строителями «единства между всеми христианами».

Фактически глава Римско-католической церкви призывает униатов выступить в роли «фундамента» единой Поместной церкви на Украине, ведущей свое происхождение со времени крещения Руси. Вопрос в том, насколько к этому готовы сами украинские греко-католики. Официальный информационный ресурс УГКЦ «Католицький оглядач» опубликовал на уходящей неделе две статьи, в которых рассматривалась проблема построения униатской идентичности. В первой из них, к сожалению, не подписанной, справедливо замечено, что восприятие той или иной религиозной и этноконфессиональной общности является по своей сути идентификационным выбором для граждан Украины, в которой до сих пор продолжается борьба идентичностей.

Что до УГКЦ, то она предлагает единство с католическим миром при сохранении православной обрядности, которая «спасла эту конфессию от поглощения польским католицизмом». При этом греко-католикам приходится вести борьбу за «украинскость» с другими двумя ведущими церковными организациями, Украинскими православными церквями Московского и Киевского патриархатов. Главной опасностью для УГКЦ является высокая вероятность захвата ее националистической риторикой. С одной стороны, констатирует издание, возвращение на Украину униатов из-за рубежа позволило смягчить радикализм националистической идеи, с другой, церковь «до сих пор не обнародовала какого-то документа, где бы обобщенно, но четко обозначила свою позицию - даже заинтересованным греко-католикам приходится выискивать объяснения в многочисленных обращениях и комментариях иерархов».

О том, что уже невозможно говорить о декларируемой папой Римском Франциском «экуменической ответственности», чтобы быть строителями «единства между всеми христианами», во второй публикации говорит отец Орест-Дмитрий Вильчинский. По его мнению, в «Великой Украине» отношения католиков и православных имеют все признаки противостояния цивилизаций. Именно поэтому пришло время понять, что греко-католики и православные Украины цивилизационно разные люди, с отличной, часто конфликтной, исторической памятью, отличной системой мировоззренческих ценностей, отличным менталитетом. Между ними в реальности не так уж много общего, несмотря на то, что те и другие считают себя украинцами и христианами. От способности как греко-католиков, так и православных понять это и без агрессии и истерик воспринять эту реальность, зависит не только успех или неуспех экуменического движения на Украине, но и будущее Украины как государства.

Однако здесь отец Вильчинский, что называется, забивает гол в свои ворота. Он приписывает украинским греко-католикам наличие «европейской цивилизационной матрицы, правда, законсервированной на уровне 30-40 годов ХХ века». Между тем, на Украине есть представители более современного варианта «европейской цивилизационной матрицы» – собственно, сами украинские католики. Причем, на их идентичность сильное воздействие оказывает «польский фактор» в силу исторического наследия и кадровой политики Римско-католической церкви. «Польский фактор» раскалывает единство между общинами восточного обряда, подчиненными Ватикану, и общинами католиков.

Последний пример тому - заявления архиепископа Мечислава Мокшицкого, возглавляющего конференцию католических епископов на Украине, по вопросу оценки Волынской резни 1943-1944 годов. Как отметил украинский историк Владимир Вятрович, в словах Мечислава Мокшицкого «звучал гораздо больше поляк, чем представитель Римско-католической церкви». Что дало повод порталу «Религия в Украине» назвать отношения между Киевом и Варшавой за последние годы «удивительной розовой сказкой… в контексте древней истории которой этот двадцатилетний роман выглядит как инопланетянин или эльф среди орков».

Не исключено, что дальнейшее развитие событий приведет к тому, что перед папой Римским Франциском украинско-польские католики в итоге поставят вопрос, кто более ценен Ватикану – они или греко-униаты. В этой связи интерес вызывают недавние кадровые решения главы Римско-католической церкви. По сведениям американского Catholic News Agency, одним из доверенных лиц понтифика, входящих в его «близкий круг», стал монсеньор Конрад Краевский, назначенный главой Службы папских милостей, это «наводит на мысль, что кардинал Станислав Дзивиш… приобрел новое влияние при папе Франциске». Кардинал Дзивиш, архиепископ Кракова, был личным секретарем папы Иоанна-Павла II и является соотечественником монсеньора Краевского, отмечает CNA.

Как усиление «польского лобби», особенно с учетом того, что кардинал Дзивиш возглавляет кафедру столицы Малой Польши, куда входила до 1945 года Западная Украина, отразится на положении греко-католиков, будет видно со временем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть