События в Египте развиваются по нарастающей. Кадры стрельбы из автоматического оружия (похоже на крупнокалиберный пулемёт) по толпе в центре Каира. Трупы и кровища как водится — большая подборка с места событий — фотографии + видео.
По звукам хорошо слышно, что в городе фактически идут бои с применением лёгкого стрелкового оружия. Судя по всему армию спасает сейчас то, что у исламистов не густо с противотанковыми средствами, иначе в таких ситуациях открыто стоящие бронемашины уже давно начали бы жечь. Усиливающаяся анархия вполне логично привела к прямой военной диктатуре. После сотен убитых (среди них даже британский журналист, а так же 40+ полицейских) и тысяч раненных, сожжения церквей, погромов магазинов и столкновений, напоминающих уличные бои — заговорщики свергнувшие Мурси ввели военное положение и комендантский час. Фиговый листочек политической законности «временного правительства» был отброшен и военные в качестве основных оппонентов исламистов, выступили против них лицом к лицу, наглядно показав, кто именно стоял за протестами против Мурси.
Пока что военное положение введено на 1 месяц, но есть мнение, что за месяц ничего не закончится, так как в ответ на устроенную резню, лидеры исламистов фактически призвали своих сторонников громить полицейские участки и нападать на военных, что полностью в рамках логики гражданской войны.
Позиция США весьма символична. Правительство Мурси оказывается, не включало в себя все политические силы и не учитывало мнение всех египтян. Это особенно «забавно» слышать на фоне устроенной заговорщиками кровавой бойни, который не было ни при Мубараке, ни тем более при Мурси. Вот уж дилемма — открыто поддержать исламистов перед лицом массовых убийств страшно не хочется, но с другой стороны реагировать на действия потерявшей берега военной хунты как-то надо. Прозападный вице-президент Египта Барадеи «ужаснулся» и срочно бежал с поста вице-президента Египта, чтобы не быть повязанным этой кровью. Никак сей деятель не может обосноваться на вершине египетской политики — то выборы исламистам продует, то в крови демонстрантов замарается. Неудачник.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Запад в этой ситуации оказался в сложном положении. В 2011 году, он активно поддерживал недовольных Мубараком, среди которых были запрещённые тогда «Братья-мусульмане». Он так же вполне благожелательно относился к умеренному политическому исламу, который представляли «Братья-мусульмане» и хотя ставил на выборах президента на оппонента Мурси, в целом — особых расстройств по поводу победы исламистов не было, тем более, что Мурси поддерживал исламских радикалов в Сирии и даже порвал дипломатические отношения с Дамаском.
Ухудшение экономической ситуации и массовые митинги протеста, протекали при некоторой аморфности позиции США и ЕС, которые ограничивались призывами не применять силу, наблюдая, чем всё закончилось.
Затем случился военный переворот, который не разрешил ситуацию, а усугубил. С одной стороны, у США нет никакого резона вступаться за «Братьев-мусульман», с другой стороны — массовые убийства гражданских, которых не было даже при Мубараке, требуют осуждения хунты и известного комплекса мер, которые США применяли против Ливии или Сирии. Но время идёт, люди гибнут, а США по-прежнему занимают позу отстранённого наблюдателя, хотя слабые позиции хунты сейчас особенно чувствительны к внешнему давлению. Однако из Вашингтона опять следуют пустые речи про «демократически пути» на фоне сотен трупов на улицах.
На мой взгляд, происходящее в Египте, давно уже вышло за пределы того, что можно было впихнуть в прокрустового ложе доктрины «управляемого хаоса». Изначальные американские попытки манипулировать недовольством в автократиях Ближнего Востока и Северной Африки, пробудили к жизни те силы, которыми управлять либо трудно, либо же попросту невозможно. Нынешние завывания в СМИ на тему конца политического ислама, отражают подлинный смысл происходящего и желаемую цель — загнать вырвавшегося джинна обратно в бутылку.
Используя исламистов, запрещённых в Ливии, Египте и Сирии, для аккумуляции недовольства в этих государствах, США недооценили возможность выхода этих сил из под манипулятивного контроля, как это уже произошло с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Получив политическую свободу, оружие и поддержку со стороны Запада и монархий Персидского залива, политический ислам радикального толка, начал сразу претворять свои основные установки в жизнь — разрушать светские автократии и насаждать шариат с прицелом на создание единого исламского государства. Призрак ходит по Ближнему Востоку — призрак Великого Халифата.
По сути, есть даже лёгкая аллюзия на марксистов-революционеров начала XX века, которые не располагая большими ресурсами и инфраструктурой, своими идеями были сокрушительно опасны для тогдашнего мироустройства. (Это не прямая аналогия, а именно иллюстрация сокрушающей политической и идейной силы исламского фундаментализма). В данном же регионе, эту роль отыгрывает радикальный политический ислам, который вместо перестановок фигур на доске в рамках американских доктрин, хочет просто смахнуть с доски весь комплект.
Египет стал первой страной, которая по итогам событий 2011 года, попал под полный контроль сторонников подобного проекта, причём при благожелательной позиции США.
Ныне же мы видим, как на Западе растёт осознание того, что рассматривавшиеся как подручный материал исламисты выходят из под контроля, выступая самостоятельным актором действия. Они достаточно самостоятельны и радикальны, чтобы убивать лидеров сирийских мятежников, совершать массовые убийства по религиозному и этническому, обстреливать Израиль с территории Египта и убивать местных солдат и полицейских. При этом, по политическим соображениям, США не могут отказаться от кампании против Дамаска, так как в неё вложены огромные материальные и имиджевые средства. Признать, с кем именно блокировался Запад в деле свержения Асада, означает признать фиаско своей политики последних лет, сравнимое с признанием поражения от «Талибана» в Афганистане. И это признание, будет означать, что управляемый период «Арабской весны» закончился и начался период неуправляемых процессов, которые будет практически невозможно развернуть в рамках некой доктрины в интересах Вашингтона. Они собственно уже идут, а политики за этими тектоническими изменения не поспевают, отсюда и причудливая разноголосица выступлений западных политиков, открыто задающих риторические вопросы в духе «А кого именно мы там поддерживаем?».
Для исламистов и светские силы собственных стран, и американцы и даже часть собственного населения не исламского вероисповедания — суть есть враги и препятствия для реализации своих идей. Не трудно заметить, как в том числе усилиями Запада, они набрали политическую силу во всем регионе, пользуясь, в том числе и массовой поддержкой мусульманского населения, приходя к власти, в том числе и путём использования демократических институтов.
И тут выяснилось, что иначе кроме как не демократическими средствами, этот нарастающий поток социальной энтропии не остановить. Поэтому посматривая на разворачивающуюся в Египте кровавую вакханалию, США молчат в пользу текущей военной хунты, которая пытается голым насилием обуздать те силы, которые США освободили в рамках своей доктрины «управляемого хаоса». При этом, поддержка сирийских исламистов как продолжалась, так и продолжается. Эта лицемерная двойственность отнюдь не нова, но дело тут не в привычных двойных стандартах, а в том, что пространство решений для США стремительно сужается, а глобальная стратегия на Ближнем Востоке заходит в тупик, так как управляемость процессом катастрофически снижается и оправдывать поддержку исламистов в Сирии при кровавой резне в Египте будет становиться всё труднее.
Эта двойственность позиции США была так же хорошо заметна во время активной фазы беспорядков в Турции, когда они крайне осторожно реагировали на ослабление позиций турецкого политического ислама.
Весьма символично, что «Арабская весна», которая развернулась в Египте на старте проекта, так кроваво закончилась именно там. Разумеется, это не значит, что потрясения региона закончатся — наоборот, они будут нарастать, так как старая система контроля региона разрушена (большая часть прежних рулевых лишилась власти, или балансирует на грани), а новая система не только не обеспечивает управления процессом, но и ведёт к полной неуправляемой анархии.
Наивно полагать, что военное положение или комендантский час остановят людей, родных и близких которых сегодня расстреливали на улицах египетских городов. Тем более наивно думать, что эти жертвы остановят их идеологов. Старый облик региона при всей видимости сохранения старых границ уходит в прошлое, новый облик рисуется прямо сейчас кровью.
Собственно, как говорилось совсем недавно — Гражданская война в Египте началась и идёт полным ходом. Ждём новостей с её фронтов.
Пока же можно предположить, что аресты умеренных вождей «Братьев-мусульман» усилят позиции радикалов, которые уже ведут партизанскую войну на Синае и вполне способны развязать полный аналог Ирака, с ежедневными терактами с десятками убитых. Как бы в итоге не сложились события — простым египтянам не позавидуешь — кровью умоются по полной.
Эксперт ИА REX, публицист Борис Рожин.
Комментарии читателей (0):