Финансовый кризис, произошедший ровно 15 лет назад в августе 1998 года в России после дефолта по государственным обязательства и резкого падения курса национальной валюты, унёс много человеческих жизней.
Предприятия — импортёры, заключившие долгосрочные контракты, столкнулись с резким увеличением своих долгов. Российские банки попали в двойную ловушку — они не только не получили деньги, вложенные в ГКО, но и оказались должны иностранным банкам по взятым ранее в иностранных валютах кредитам и по фьючерсным операциям продаж иностранной валюты. Иностранные банки, вкладываясь, например, на полгода в ГКО, одновременно заключали с российскими банками договора на выкуп долларов или евро по твёрдой цене. Условно говоря, иностранный банк, вкладывая миллион долларов, покупал по тогдашнему курсу 5 миллионов рублей, вкладывал их на полгода в ГКО (120% годовых), через полгода продавал свой пакет ГКО по цене 8 миллионов рублей и на эту сумму имел готовый контракт купли-продажи валюты с российским банком по тому же курсу 5:1, покупал у российского банка доллары на сумму 1,6 миллиона долларов и записывал себе в актив прибыль 0,6 млн долларов.
После августа 1998 года курс рубль-доллар ушёл до уровня что-то 15:1 (точно не помню). Но контракты нужно исполнять. В результате российский банк на конец года имел ранее заключённый контракт на продажу иностранному банку 1,6 млн долларов за 8 миллионов рублей. Но по текущему курсу это было уже 24 миллиона рубля. В результате у российского банка был убыток по этой операции 200%. И таких контрактов было заключено очень много, в основном с крупными российскими банками.
Некоторые предприниматели. внезапно оказавшись в долгах, кончали жизнь самоубийством. Очень много судеб и предприятий было просто сломано и уничтожено.
В результате резкого падения курса национальной валюты также резко снизился уровень жизни населения.
Кто конкретно виноват в произошедшем в 1998 году?
Совет Федерации России сразу же принял решение о расследовании причин и обстоятельств дефолта и создал для этого временную комиссию, которая по итогам проверки и расследования выработала заключение, с которым можно ознакомиться на личном интернет-сайте Сергея Глазьева.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отдельные цитаты из выводов:
1. Решения от 17 августа принимались С.В.Кириенко и С.К.Дубининым от имени соответственно правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации при участии министра финансов Российской Федерации М.М.Задорнова и первого заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации С.В.Алексашенко, а также А.Б.Чубайса и Е.Т.Гайдара, приглашённых в качестве экспертов председателем правительства Российской Федерации.
Указанные обстоятельства позволяют поставить вопрос о персональной ответственности С.В.Кириенко и С.К.Дубинина за превышение ими своих полномочий при принятии решений от 17 августа, а также о персональной ответственности С.В.Кириенко, С.К.Дубинина, М.М.Задорнова, С.В.Алексашенко, А.Б.Чубайса, Е.Т.Гайдара за последствия принятых решений.
2. Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С.В.Кириенко без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и её использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в её коммерческом использовании.
В ходе подготовки решений от 17 августа А.Б.Чубайсом по согласованию с председателем правительства Российской Федерации и председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утверждённых в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. При этом не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.
Таким образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались руководителями правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости финансового рынка.
3. Решения от 17 августа были приняты в нарушение гражданского законодательства, предусматривающего невозможность одностороннего расторжения договоров. В частности, были нарушены статьи 310 и 817 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. Заявленное правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации изменение условий выпущенных в обращение государственных ценных бумаг ГКО-ОФЗ является неправомерным, поскольку означает односторонний отказ государства от исполнения принятого обязательства.
Таким образом, проведённый Временной комиссией анализ обстоятельств подготовки и принятия решений от 17 августа позволяет сделать вывод о грубых нарушениях С.В.Кириенко и С.К.Дубининым норм законодательства, принятых процедур подготовки и принятия решений правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, А.Б.Чубайсом и С.В.Кириенко были грубо нарушены требования национальной безопасности в части раскрытия конфиденциальной информации заинтересованным иностранным организациям.
Временная комиссия отмечает следующие последствия решений от 17 августа:
1. Утрачено доверие инвесторов к платёжеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Международные рейтинговые агентства изменили рейтинг России по долгосрочным кредитам в иностранной валюте с CCC на SD (selective default — выборочный дефолт) в связи с невыплатой Россией в срок части долга бывшего СССР Лондонскому клубу. Были снижены также рейтинги российских коммерческих банков, что привело к серьёзным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов, их резкому удорожанию, спровоцировало рост требований и претензий к российским банкам. Усилился отток капитала из России.
2. Произошли серьёзные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платёжно-расчётных отношений. Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд рублей. К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и связанные с исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключённых исходя из официальных обязательств Центрального банка Российской Федерации по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), которые могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей.
Необходимо также упомянуть косвенные потери, связанные со снижением кредитных рейтингов российских банков вследствие снижения кредитного рейтинга России и резким удорожанием привлекаемых из-за рубежа средств. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100-150 млрд рублей. В результате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатёжеспособными. Значительная часть (по некоторым оценкам, до половины) коммерческих банков разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской Федерации, для восстановления банковской системы страны потребуется не менее 100 млрд рублей. Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств в связи с принятием решений от 17 августа от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет крайне негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.
3. Сократился объём ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 года, согласно официальным прогнозам:
- объём ВВП снизился на 50-77 млрд рублей в ценах на 1 января 1998 года (или 85-130 млрд рублей в ценах на 1 декабря 1998 года);
- объём инвестиций сократился соответственно на 22,9, млрд рублей или 38,9 млрд рублей.
Негативные последствия решений от 17 августа будут ощущаться в 1999 году. Согласно инерционным прогнозам правительства Российской Федерации, в 1999 году ожидается снижение объёма ВВП на 10-11 процентов, а инвестиций — на 12-17 процентов по сравнению с ранее прогнозировавшимся уровнем (без учёта реализации положений документа «О мерах правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране»).
Таким образом, общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд рублей в текущих ценах.
4. Существенно сократились доходы федерального и региональных бюджетов. Для бюджетной системы страны последствия решений от 17 августа связаны со спадом производства и ростом неплатежей, утратой части налоговых поступлений в обанкротившихся банках, сокращением доходов от таможенных платежей вследствие сокращения импорта.
Кроме того, резкое снижение кредитного рейтинга России привело к значительному удорожанию привлечения новых (как федеральных, так и субфедеральных) займов. В результате произошло вынужденное значительное сокращение бюджетных расходов, а также отказ ряда субъектов Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств.
Общий недобор доходов федерального бюджета по причинам, связанным с решениями от 17 августа, по сравнению с ожидаемым итогом его исполнения за 1998 год, оценивается в 35,9 млрд рублей. К этому следует добавить потери бюджетов субъектов Российской Федерации, что в совокупности составит не менее 50 млрд рублей потерь для консолидированного бюджета страны.
Вследствие продолжения негативных тенденций, вызванных решениями от 17 августа, общую величину потерь бюджетной системы следует увеличить на величину недопоступления налогов вследствие сокращения налоговой базы и на величину дополнительных расходов, обусловленных падением кредитного рейтинга России и удорожанием займов, привлекаемых для финансирования дефицита федерального бюджета в 1999 году.
5. Нанесён ущерб субъектам Российской Федерации, развитию федеративных отношений. Среди этих последствий следует выделить:
- резкое углубление долгового кризиса региональных бюджетов, возникновение состояния неплатёжеспособности многих субъектов Российской Федерации, утрату возможностей новых субфедеральных займов и обслуживания ранее произведённых заимствований;
- сокращение доходной базы региональных бюджетов, углубление бюджетного кризиса в большинстве субъектов Российской Федерации;
- разрушение единого экономического пространства страны вследствие сегментации денежных систем и товарооборота в условиях паралича единой системы расчётов и принимавшихся мер по регулированию цен и ограничению вывоза товаров народного потребления в целях поддержания уровня жизни населения;
- усиление дифференциации регионов по уровню реальных доходов населения, предприятий и бюджетов.
6. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьёзно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга, которые составят в 1999-2000 годах 20-25 процентов производимого ВВП. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, которые в 1999 году сопоставимы с доходами всего федерального бюджета, это создаёт угрозу возникновения неплатёжеспособности России по внешнему долгу.
7. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трёхкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63 процента, по непродовольственным товарам — 85 процентов. В первом полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже — 4 процента, в 1997 году — всего 11 процентов.
Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации. При этом в случае ужесточения денежной политики в целях удержания намеченных пределов допустимой инфляции (30 процентов в течение 1999 года) вероятно обострение платёжного кризиса, дальнейшее ухудшение финансового состояния производственной сферы и, как следствие, ещё большее сокращение производства и инвестиций.
8. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоёв населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублёвых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года «О мерах по защите вкладов населения в банках».
В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 процента.
Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей. При этом следует отметить, что замораживание вкладов, ведущее к потерям гражданами России денежных средств, — это прямое нарушение части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, где записано: «Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения», и части 4 статьи 6 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которой требуется обязательная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации тех нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, в которых непосредственно затрагиваются права, свободы или обязанности граждан.
Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тысячу человек (или на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн человек (или 11,5 процента от экономически активного населения).
9. Произошло разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострилась угроза его перехода под контроль зарубежных структур. Одностороннее прекращение правительством Российской Федерации обслуживания своих долговых обязательств привело к многократному падению цен не только на ГКО-ОФЗ, но и на все ценные бумаги российских эмитентов. С учётом девальвации рубля вследствие решений от 17 августа общая капитализированная стоимость российского фондового рынка в реальном выражении сократилась в десятки раз.
Это означает, что сегодняшние цены на объекты собственности в России, выраженные в иностранной валюте, стали в десятки раз ниже по сравнению с уровнем полугодовой давности и тем более с их реальной ценностью. Наряду с потерями обладателей российских ценных бумаг это создаёт серьёзные угрозы национальной безопасности. В отсутствие каких-либо ограничений на иностранные портфельные инвестиции крупнейшие российские предприятия могут быть приобретены за символические цены их иностранными конкурентами или международными спекулянтами.
Возникла реальная угроза утраты национального контроля за рынком ценных бумаг — важнейшей составляющей рынка капитала, что со временем может повлечь за собой утрату национального контроля за основными отраслями российской экономики. Следствием этого станет утрата самостоятельности России в обеспечении собственного социально-экономического развития.
Указанные последствия решений от 17 августа основательно подрывают экономическую безопасность страны и создают серьезные долгосрочные угрозы национальной безопасности в целом.
Таким образом, решения от 17 августа нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составляет сотни миллиардов рублей, дискредитировали политику реформ, вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны. По масштабу нанесённого ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства.
По итогам работы временной комиссии Совет Федерации принял решение — утвердить это заключение, а также ряд других мер, в том числе наказать виновных, в том числе запретить им занимать государственные посты.
Текст постановления Совета Федерации.
Это решение Совета Федерации не было выполнено ни Борисом Ельциным, ни Владимиром Путиным.
Комментарии читателей (3):
(1)
Дефолт и в Африке дефолт. И случается он, когда государство не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Это жизнь. Капиталистическая жизнь. Но что интересно в этом случае. РФ отказалась от своих внутренних обязательств, но не от внешних. Это поведение колониально зависимой страны, а не самостоятельного государства. Особенно это бросается в глаза, если сравнить это с поведением США и Британии в условиях экономических затруднений 60-ых - 70-ых.
(2)
А почему у страны не стало врзможностей исполнять свои долги? Да потому, что доходы, какие еще были, были уже в руках частных "эффективных собственников". Потому, что ошалевшее от эпидемии "демократического либерализма" и/или "либерального демократизма" само (без насилия!) отдало свою (еще очень внушительную) собственность, способную приносить и приносившую доход, в руки эффективненьких. А откуда тогда взяться деньгам в казне. Население само согласилось играть в азартные игры "приватизации", "ваучеризации" и прочих "заций". Как индейцы Манхеттен, МЫ САМИ отдали свою страну эффективненьким за побрякушки-ножики на общую сумму в 24 доллара.
(3)
Акция подобная этой не готовится за один день. И за неделю. И за месяц не готовится. Насколько помню (Википедия подсказывет) Кириенко был назначен на должность премьера в конце апреля 98-го - за 3-4 месяца до "судьбоносного" решения! В возрасте 36 лет!
Мальчишу в коротеньких штанишках и очках подставили (подсадили) на должность зиц-председателя. Видно, это решение было трудно протолкнуть при Черномырдине. Видно, старый острослов знал или шкурой чувствовал, чем все обернется. И свалил от греха подальше. Или его свалили. Не хотел старый нарываться на обвинения в государственной измене. А "мальчишечку", видимо, даже не информировали. Сказали, что он (мальчишечка) - выдающийся экономист!, только он, со своим титаническим интеллектом, может принять это тяжелое но так необходимое решение и ... Ну, пацан и "поплыл". Вобщем, все как у Ивана Андреича, нашего, Крылова - клюв открылся, сыр выпал и т.д., и т.п.
(4)
То, что данное решение сильно попахивало государственной изменой - это все мы и тогда догадывались. Но признаюсь, для меня новость, что уже тогда на бумаге было зафиксировано, что при подготовке этой "операции" по отношению к "своей", национальной, буржуазии гос-тайна соблюдалась, а с забугорными - нет. С ними "консультировались". Я не берусь судить о подсудности или не подсудности дефолта с экономической стороны - пусть этот вопрос для себя решают нынешние, так расплодившиеся в таком обилии высокообразованные юристы-экономисты с йельскими и прочими дипломами. Но одно мне совершенно очевидно - уже тогда имелась вся необходимая доказательная база о государственной измене. Повторю только : внешние обязательства РФ выполняла. Даже по царским долгам!
Раз уж и тогда всем "игрокам" была понятна изменническая сущность происходящего, то они (может быть) получили какие-то конкретные бонусы, за проведение "операции-кооперации", но, уж точно, получили какие-то гарантии иммунитета от преследования. А, коль скоро, все исполнители, кроме безвременно покинувшего нас экономического гения - толстомордого Гайдара-внука, живы и хорошо выглядят (хотя и не очень хорошо пахнут), то очень бы хотелось узнать, что ж это за гарантии такие? Столь длительного пользования и неубиенные. Кто ж этот могучий гарант?
Если кто знает - поделитесь.
А?
И чтобы не было двоякого толкования, о чем я спрашиваю, этот гарант - это круговая порука нашего "истеблишмента" или всё-таки "ребята с Потомака"?