В рамках проходящего III саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Габале (Азербайджан) состоялась встреча президентов Азербайджана и Турции Ильхама Алиева и Абдуллы Гюля. Она прошла за закрытыми дверями.
Но можно смело предполагать, что Алиев проинформировал своего турецкого коллегу об итогах прошедших на днях в Баку его переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Кроме этого, по сообщениям азербайджанских информационных агентств, стороны обсуждали перспективы углубления двусторонних отношений, реализацию региональных энергетических проектов, ситуацию в регионе, в том числе и карабахский конфликт. При этом президент Гюль, заявил, что «Турция приложит все усилия для решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта», и что «в этом вопросе она всегда находилась на стороне Азербайджана», и «это всегда будет так».
Но в чем именно может сказаться конкретная поддержка Турции Азербайджану на карабахском направлении, если вывести за скобки имеющую мизерные шансы на реализацию, но широко декларируемую, её готовность в случае вооруженного конфликта с Арменией из-за Карабаха выступить на стороне Азербайджана? Когда министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу заявляет, что « Турция готова сделать все возможное и зависящее от нее для прекращения оккупации Арменией азербайджанских земель», он, похоже, имеет в виду определенный сценарий: освобождение Арменией оккупированных азербайджанских территорий, которые регионально не входят в Нагорно-Карабахскую зону. Во всяком случае, ранее Давутоглу заявлял, что Анкара пошла бы на нормализацию отношений с Ереваном, «даже в случае, если бы освободил хотя бы один азербайджанский район».
Но теперь ситуация изменилась. Брюссель в рамках программы «Восточного партнерства» сам получает шанс способствовать карабахскому урегулированию: надавить на Турцию с целью, чтобы она приступила к процедуре ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией и открытию с ней границ. Кстати, к этому недавно призывал и президент Армении Серж Саргсян, оговаривая условия вступления в европейскую зону свободной торговли.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что, как не крути, а европейский дрейф Армении разваливает существующий статус-кво в регионе. Но как? Недавно еврокомиссар по политике соседства и расширения ЕС Штефан Фюле на брифинге в Ереване призвал поддержать усилия по достижению мирного соглашения с Азербайджаном, но в контексте «Мадридских принципов». При этом он настаивал на том, чтобы эти «принципы были опубликованы на армянском языке и разъяснены обществу, как и почему Армения должна приступить к освобождению оккупированных территорий». Такое замечание прозвучало не случайно. Ранее многие армянские комментаторы, обсуждая любимую ими формулу «территории в обмен на отложенный статус», обвиняли Баку в том, что он трактует статус Карабаха как автономию в составе Азербайджана. Но с юридической точки зрения так оно и есть. Иное дело, если бы независимость Карабаха была признана Арменией или каким-либо другим государством. Такого не произошло.
Из известного нам текста этого документа следует, что армянская сторона должна освободить занятые ею азербайджанские районы, Карабах получает так называемый промежуточный статус и перспективу на основе референдума определить свое будущее. Напомним, что 1 августа 2008 года сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза озвучил следующую позицию: «Будет проведен референдум, на котором сами карабахцы решат, пойдет ли республика под юрисдикцию Азербайджана или получит независимость».
А если «сами карабахцы» проголосуют за независимость? Тогда Карабах не будет входить и в состав Армении. Если же они – теоретически - проголосуют за переход под юрисдикцию Азербайджана, то и при таком варианте Армения оказывается не причем. Но для того, чтобы нивелировать даже теоретически возможность независимости Карабаха, исключить появление специального сценария действий со стороны какого-либо из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, депутат Бундестага от правящей партии ХДС Танкред Шипански предложил, чтобы сопредседательство Франции в Минской группе ОБСЕ было передано Евросоюзу, что, по его мнению, «позволит ЕС иметь единую линию в переговорном процессе». При этом он подчеркнул, что Германия продолжает поддерживать четыре резолюции Совбеза ООН о выводе армянских войск с оккупированных территорий и «прилагает усилия для их выполнения, так как с точки зрения международного права Нагорный Карабах является составной частью Азербайджанской Республики».
Это означает не только фактическую ликвидацию Минской группы ОБСЕ, но и ревизию «Мадридских принципов», если они останутся в качестве переговорной основы для конфликтующих сторон. При этом, по мнению научного директора Германо-российского форума Александра Рара, «никакого ассоциированного статуса с ЕС Армения не получит, если не согласится не только открыть границы с Турцией, но и не пойдет на либерализацию с ней границы и торговли». После жертвы Карабахом для Еревана это условия будет означать вторую «историческую жертву».
Одним словом, в Закавказье происходит фундаментальное изменение геополитического контекста. Карабахские армяне перестают быть частью системы безопасности Армении. Армения выстраивает длинную дистанцию во взаимоотношениях с Россией, Россия наводит мосты на стратегическое партнерство с Азербайджаном, а Азербайджан действует в союзе с Турцией. В свою очередь Турция через ЕС и формат «Восточного партнерства» получает возможность уже и через Армению - «клином» - укрепить свое влияние в регионе. Армения же через ЕС выбивается из регионального геополитического контекста. Но доминировать в системе региональной безопасности будет всё же Россия, особенно если она убедит Азербайджан грамотно распорядиться судьбой Карабаха, чтобы не позволить разыгрывать его карту Армении вместе с Западом.
Комментарии читателей (9):
г-н Тарасов это в каком бредовом сне вам такое могло померещится-неадекватность упомянутого автора явно зашкаливает
Раньше я к вам относился более серьёзно. Скaжу только одно, так на заметку. Что бы вы уже не написали, чем бы не пугали. Цена вашим трудам копейка.
Всем известно что Россия главный союзник Армении в Карабахском вопросе