Почему Русская православная церковь должна стать самодостаточной

Но для этого государство должно отпустить ее от себя
8 августа 2013  19:30 Отправить по email
Печать

Июль 2013 года отметился двумя знаковыми событиями в церковной жизни.

С 23 по 28 июля глава Римско-католической церкви папа Римский Франциск принимал участие во Всемирном дне молодежи в Бразилии. 26-27 июля глава Русской православной церкви патриарх Кирилл возглавлял торжественные мероприятия по случаю 1025-летия Крещения Руси. Оба этих эпизода получили широкое освещение в средствах массовой информации. Однако есть качественное различие между тем, как пресса отреагировала на визиты глав двух древних христианских конфессий.

Обратим внимание на следующее. Во время бразильского турне папы Римского Франциска к нему был проявлен интерес как к самодостаточной фигуре. Анализировались слова понтифика как главы Римско-католической церкви и с точки зрения сохранения им преемственности или, напротив, реформирования католической доктрины. Что касается патриарха Кирилла, то, возможно, не вполне заслужено, его визит на Украину был расценен, в том числе, как проявление «московских имперских политических амбиций». Как если бы глава Русской православной церкви являлся высокопоставленным российским чиновником, чего все-таки о нем нельзя сказать.

Сакральный смысл посещения патриархом места, где зарождалось российское христианство, а с ним и государственность огромной страны, уходил в этих оценках на задний план, политический, напротив, выпячивался на неподобающее первое место. Снова сравним это с тем, что писали о пребывании на Всемирном дне молодежи папы Римского Франциска – хотя Ватикан и находится в Италии, «руку Рима» или «руку Евросоюза» никто не упоминал, равно как не притягивались за уши исторические примеры альянса пап и князей времен Священной Римской империи. Хотя, по большому счету, геополитические интересы Римско-католической церкви распространяются на куда больший ареал, нежели себе может позволить Русская православная церковь.

Таким образом, для Московского патриархата складывается ситуация, когда религиозная и политическая составляющие в его деятельности, взаимно уничтожают друг друга, в то время как Ватикан нашел способ примирить эти два направления внутри себя. Что-то нужно делать, но что? Первое и самое главное, на наш взгляд – Русская православная церковь должна стать самодостаточной. Но для этого государство должно отпустить ее от себя. Самодостаточная Русская (или Российская) церковь имеет все потенции стать самостоятельным центром силы, не отвечающим за политические ошибки государства. И, как независимый эксперт, она имеет моральное право указывать светской власти на них.

Во-вторых, в этом случае Московский патриарх получает возможность существенно расширить диапазон и инструментарий на надгосударственном уровне, что особенно важно сегодня, когда национальные государства уступают свой суверенитет глобальным союзам и конфедерациям. Как самодостаточный субъект Русская православная церковь сможет проводить независимую политику на просторах, как минимум, постсоветского пространства. А элиты тех или иных республик потеряют основания обвинять Московский патриархат в том, что он проводит узконациональные «имперские российские интересы».

В-третьих, Русская православная церковь будет способна усилить свое влияние за счет качественного расширения форм административного многообразия. Сегодня она поддерживает жесткую «вертикаль власти», какой может позавидовать любая светская власть. Мера вынужденная и делается для того, чтобы отражать попытки государственных чиновников «национализировать» Церковь (вспомним, как пытался «реформировать» Украинскую православную церковь экс-президент Виктор Ющенко или недавние заявления белорусского президента Александра Лукашенко).

Между тем, есть пример Ватикана, который сочетает железную дисциплину непосредственно в собственных епархиях с «мягкой силой» по отношению к униатам Восточного обряда. Почему бы не рассмотреть перспективу, когда самодостаточная Русская православная церковь выработает такие механизмы, которые позволят общинам иных христианских конфессий, католических, англиканских или протестантских, при соблюдении своей обрядовости и ритуалов, но с согласованием общей позиции по важнейшим богословским вопросам, присоединиться на правах широкой автономии к Московскому патриархату?

Безусловно, создание самодостаточной Русской православной церкви не будет линейным и скорым процессом. В начале его возможны даже какие-то несущественные потери и для самой Церкви, и для Российского государства. Однако приобретений видится больше. Посмотрим на Константинопольский патриархат. При том, что православный Константинополь усилиями турецкой власти заперт в пределах квартала Фанар, влияние его распространяется на весь мир, есть чему поучиться.

Что касается Московского патриархата, то на пути обретения им самодостаточности от светской власти потребуются определенные уступки. Необходимо будет поставить точку в вопросах реституции церковной собственности, прояснить вопросы взаимодействия государства и Церкви через подписание специального конкордата. Наконец, стоит подумать о том, в каком месте Москвы можно было бы выделить 44 гектара для создания «православного государства». Смиренно надеемся, что наши предложения не покажутся неуместными для светской и церковной власти, а послужат поводом для размышлений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть