Среди многочисленных мифов, бытующих в израильском обществе, есть мифы, которые обращаются только в израильской русскоязычной среде. В числе таких мифов — миф о том, что арабов здесь, в Израиле, здесь, в бывшей британской Палестине, никогда не было, и что всегда здесь были евреи. Этот миф связан с тем, что русскоязычные евреи из бывшего СССР, приехавшие в государство Израиль в 1990-х годах, приехали в страну уже с еврейским демографическим большинством, в отличие от местных израильтян, приехавших в Израиль или ещё в Палестину на одно поколение раньше. Родители многих нынешних израильтян приехали в заселённую арабами Палестину в 1920-х, 1930-х или в 1940-х годах.
Хотя отцы-основатели сионистского движения выдвигали провокационнй лозунг «Народу без земли — землю без народа», но сами они прекрасно знали. что зовут еврейский народ для колонизации (а именно этим термином оперировали политики в конце 19-го- начале 20-го века) Палестины, которая не является пустым местом, и в которой живет другой народ. Слово основателю сионизма Теодору Герцлю.
Отрывок из речи Герцля на Втором Сионистском конгрессе:
«Completely accurate statistics about the number of inhabitants do not presently exist. One must admit that the density of the population does not give the visitor much cause for cheer. In whole stretches throughout the land one constantly comes across large Arab villages, and it is an established fact that the most fertile areas of our country are occupied by Arabs... According to the usual estimate, based on official reports, Palestine contains at most 650,000 inhabitants, but this seems a questionable figure».
From Protocol of the 2nd Zionist Congress, page 103. 1897 год.
Этот миф о том, что якобы здесь всегда были евреи и не было никаких арабов, наряду с мифом о том, что Накбы (Катастрофы и изгнания арабского народа) не было, очень распространён в среде правых русскоязычных израильтян, не знающих и не успевших здесь изучить историю страны, куда они приехали, историю этого места и этой земли. Или сознательно не стремящихся её изучить. То, что по их мнению, арабов здесь никогда не было, что арабов здесь не стояло, оправдывает в их глазах все действия израильского правительства в отношении арабского населения Израиля и оккупированных государством Израиль арабских территорий. В этой русскоязычной среде бытует мнение, что арабы здесь — пришлое население, и у них нет никаких прав на эту землю, в отличие от нас, «коренных» хозяев этой земли.
Арабы пришли сюда около 636 года сразу после завоевания всего Аравийского полуострова, и уже более 14 веков живут здесь. Они всё это время составляли большинство населения Палестины — до массовой еврейской эмиграции в конце 1940-х — 1950-х годов.
История народов Израиля и Палестины
Территория современного государства Израиль вместе с оккупированными территориями, или иначе говоря, территория географической области Палестина, сейчас является спорной между двумя народами.
Примерно чуть ранее тысячи лет до нашей эры сюда пришли евреи и полностью и уничтожили живших здесь аборигенов — ханаанеян. Единое еврейское государство распалось на два — на Израиль и на Иудею. Изгнанные вавилонянами в 586 до н. э. евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны в середине второго века до нашей эры под властью династии Хасмонеев. В 63 году до н. э. вся эта земля была завоёвана римлянами. В 70 году нашей эры римлянами было подавлено восстание евреев, о чём в центре Рима до сих пор напоминает сохранившаяся до наших дней триумфальная арка Тита. После подавления восстания Бар-Кохбы в 136 году нашей эры при императоре Адриане евреи были изгнаны римлянами с этой земли и рассеяны по миру. На месте некоторых уничтоженных городов, например, Иерусалима и Шхема, были созданы римские колонии — Элия Капитолина и Неаполь, имя которого преобразовалось в нынешнее арабское название этого города — Наблус.
В 638 году нашей эры эта земля была завоёвана арабами. Они отразили нашествия крестоносцев в 11-13 веках и удержали эту землю за собой.
В начале 16 века нашей эры эта земля была завоёвана Оттоманской империей. Правление турок здесь продолжалось около 400 лет. Турки в Палестине не занимались колонизацией захваченных земель. Население Палестины все это время — с 7-го века нашей эры до начала 20-го века, оставалось почти полностью арабским. Это подтверждается периодически проводившимися здесь турецкой администрацией переписями населения Палестины.
В 1800 году, после отражения нашествия Наполеона, была проведена одна из первых современных переписей населения. Согласно её данным, тогда в Палестине проживало примерно 246 тысяч арабов, 22 тысячи христиан и около 7 тысяч евреев (главным образом сефардов). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.
По данным турецких переписей населения, к 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев Палестины по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли около половины — около 12 тысяч человек из всего 25-тысячного населения и самую большую общину в городе), Цфате (4 тысячи), Тверии (2,5 тысячи) и Хевроне (800), а также в Яффо (1 тысяча) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. Поток еврейской эмиграции в Палестину увеличился после открытия прямого пароходного сообщения между Одессой и Яффой.
Далее переписи населения Палестины стали проводится значительно чаще. В 1890 году здесь проживало примерно 432 тысяч арабов, 57 тысяч христиан и 43 тысяч евреев. В начале 20 века население Палестины составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.
Иногда хитрые пропагандисты об этом периоде населения пишут так: «Евреи составляли большинство населения в Иерусалиме». И это правда — их в городе было около 12 тысяч, оставшееся население этого города составляли арабы-мусульмане и христиане. Но это относится только к одному городу Палестины этого времени — к Иерусалиму. При этом пропагандисты не пишут, что в этот период времени (начало 20 века) евреи составляли в Палестине абсолютное меньшинство — менее 10% населения и жили в основном только в Иерусалиме, Цфате, Тверии, Хевроне, Яффо и в Хайфе. Вся остальная территория Палестины в это время была заселена арабами и немного — христианами. Ещё раз: в начале 20 века евреи составляли менее 10% населения Палестины, остальное население Палестины почти целиком было арабским.
Вследствие сионистской агитации и эмиграции из Европы число евреев в Палестине в начале 20 века стало стремительно расти. В 1919 году после распада Турецкой империи мандат на управление этой землёй получила Великобритания. На подмандатной территории Палестины в 1919 году жили 568 тысяч арабов-мусульман, 74 тысячи христиан и 58 тысяч евреев. На подмандатной территории Палестины в 1922 году жили 584 тысячи арабов-мусульман, 71 тысяча христиан и 84 тысячи евреев. В 1948 году здесь проживало 1 миллион 180 тысяч арабов и 630 тысяч евреев. Все данные с 1800 по 1948 годы взяты из английской версии Википедии и из других официальных источников.
Согласно отчёту гражданской администрации Палестины, охватывающему период с 1 мая 1920 года по 30 июля 1921 года, который размещен в интернете,
...Из-за недоразвитости территории, она удручающе недонаселена. Численность населения в Палестине едва достигает 700 тысяч. Из них 235 тысяч — горожане, 465 тысяч — жители посёлков и деревень. Четыре пятых населения — мусульмане. Малая их доля — это бедуинские арабы. Остальные, хотя и говорят на арабском языке и именуются арабами, таковыми не являются, а представляют собой смешение рас. Около 77 тысяч — христиане, в основном — православные и говорящие на арабском языке. Меньшинство — католики, ещё меньше протестантов. Еврейское население насчитывает 76 тысяч человек.
Подпись: Герберт Сэмьюэл, верховный комисар и главнокомандующий.
Частью британского мандата на Палестину, полученного от Лиги Наций, была и рекомендация способствовать еврейской эмиграции в Палестину, но на уровне 10-15 тысяч человек в год. Арабы противились к этому, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между еврейским и арабским населением. В годы Второй мировой войны легальная и особенно нелегальная эмиграция евреев в Палестину резко усилилась и достигла уровня около 100 тысяч в год. Постоянные вооружённые конфликты, в том числе и с британскими гарнизонами, стали обычным явлением. В 1946 году Великобритания объявила, что она не может реализовывать свой мандат на Палестину, и передала решение этой проблемы ООН. К этому времени (февраль 1947 года) в Палестине было 1 млн 91 тысяча арабов-мусульман, 614 тысяч евреев и 146 тысяч христиан.
Пишет Лев Вершинин:
«Всего за три года, начиная с 1918, в ходе „Третьей Алии“, в Святую Землю „вернулись“ более 40 тысяч евреев, в подавляющем большинстве, социалистов, обученных сельскому хозяйству, имеющих кое-какое оборудование, небольшие, но всё-таки деньги и не боящихся труда. Количество кибуцев выросло на порядок, все земли, ранее считавшиеся „бросовыми“, были раскуплены и окультурены, все болота осушены, „новые“ города пошли расти, как на дрожжах. К 1922-му, когда Лига Наций выдала Лондону мандат на временное управление Палестиной, — для, в частности, „установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома“, — и Лондон, стремясь упорядочить ситуацию, ввёл какие-то, вполне, впрочем, щадящие, квоты на въезд, проскочить успело более 40 тысяч человек.
В итоге, еврейское население территории подскочило до 90 тысяч, почти 20% от общего числа, против 10% в 1917-м, и Иерусалим, впервые за 2000 лет, стал преимущественно еврейским и уже не таким религиозным, как ещй совсем недавно. А сразу вслед за тем, уже по квоте, обрушилось ещё более 80 тысяч соискателей счастья на „земле предков“, на сей раз из Польши и Венгрии, где по ходу формирования „национального суверенитета“ евреям стало несладко. Эта волна ака „Четвёртая Алия“, правда, была не такой идейной (многие, осмотревшись, поняли, что не туда попали, и постарались сделать ноги за океан). Зато оставшиеся, люди из среднего класса, с образованием, деньгами, профессиями и без симпатий к марксизму, оседали в городах, дав резкий толчок развитию бизнесу, о котором ранее, при турках, представление было самое смутное. И что немаловажно, хотя больше 20 тысяч уехало, 60 тысяч всё-таки осталось, и количество ишува к 1929-му выросло почти до 25% всего населения».
В 1947 году евреи развязали войну и террор одновременно против английской администрации и против арабского населения, вынуждая арабов покидать свои дома. В 1948 году свыше 500 тысяч (по некоторым оценкам — около 750 тысяч человек) арабов были изгнаны из своих домов с территории, на которой было создано государство Израиль. До 1948 года в руках еврейской общины находилось менее 10% земель подмандатной Палестины, сегодня 93% всей земли находится в руках государства Израиль, объявляющего себя еврейским. В настоящее время арабские граждане владеют 3,5% земли и фактически лишены права на приобретение или аренду 80% земли в стране. Всего на этой земле в 1947-1967 годах было разрушено 11 арабских городов и 450 арабских деревень.
Согласно данным на май 2011 года численность населения в собственно Израиле составляет 5 миллионов 837 тысяч евреев, 1 миллион 587 тысяч арабов и 322 тысяч национальных меньшинств других национальностей. На оккупированных Израилем арабских территориях — в блокированном Секторе Газа и на оккупированном Западном берегу реки Иордан сейчас проживает примерно 3,5 миллиона арабов и 300 тысяч евреев-поселенцев, постепенно захватывающих арабские земли с помощью израильских законов и израильской оккупационной армии.
В 1948 году — в год, когда было создано государство Израиль, евреи составляли всего треть населения Палестины от моря до Иордана.
По плану раздела Палестины, обсуждавшемуся в ООН в 1947 году, на «красной» территории проживало 407 тысяч арабов, 498 тысяч евреев (это без учёта бедуинов Негева). На «желтой» территории проживало 725 тысяч арабов и 10 тысяч евреев. В «белом» Иерусалимском округе проживало 105 тысяч арабов и 100 тысяч евреев. Всего 1 млн 237 тысяч арабов и 608 тысяч евреев. Границы еврейского государства были прорисованы так, чтобы в нём оказались все районы компактного еврейского проживания и осталось как можно меньше арабов, и всё равно арабы составляли примерно половину населения этой территории.Раздел бывшей британской подмандатной территории Палестина в связи с истечением срока мандата проводился в рамках Организации Объединенных Наций.
«В итоге, на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН был вынесен проект резолюции, в целом, на основании предложений комиссии, но с советской поправкой. Англичане были уверены, что США выступят против, решение зависнет, и тем самым срок мандата продлится. Однако ошиблись. У Штатов было своё видение ситуации, и не обо всём они уведомляли Лондон. Так что, хотя дебаты, начатые 25 ноября, тянулись аж четыре дня, и в итоге расклад, согласно резолюции № 181/II обескуражил островитян: 25 голосами «за» при 13 (мусульманские страны плюс почему-то Куба) «против», 17 воздержавшихся и двух не явившихся, Палестину таки разделили. Евреям (33% населения), контролировавшим на тот момент примерно 7% территории мандата, имея в виду будущий приезд эмигрантов, присудили 56% спорной земли, причём земля эта не пустовала, так что в грядущем государстве еврейское население составило бы всего лишь немногим более половины. При этом спорный Иерусалим оставался под управлением ООН, а на территории будущего еврейского государства определился город-анклав Яффо, находившийся впритык к Тель-Авиву, но населённый арабами. Что до англичан, то их обязали покинуть Палестину не позднее 1 августа 1948 года. Это был триумф для евреев (возражали только «Иргун» и ЛЕХИ, заявившие, что не признают «грабительский план», но их никто не слушал). Это был удар по арабам, оценившим план, как «катастрофу» для всех мусульман, как тех, что окажутся «под еврейским игом», так и тех, кто получит «независимость на худших землях» (лучшие, в самом деле, отходили евреям, а что основная часть этих «лучших» была евреями же и окультурена, значения для арабов не имело). Мириться с таким раскладом они не собирались. Джамаль Аль-Хусейни, исполнявший обязанности председателя ВАК (формальный председатель, муфтий Амин, генерал СС, с трудом избежавший выдачи югославам и виселицы, сидел тише вод, ниже травы), честно заявил с трибуны ООН, что «Палестина будет охвачена огнём и кровью, если евреи получат хоть какую-нибудь её часть».
Бен-Гурион: «Мы составляли меньшинство, но получим больше половины».
Миф о еврейском доминировании в Палестине и ничтожности арабов противоречит истории сионизма — зачем тогда было нужно Герцлю и его сподвижникам изо всех сил стимулировать массовую еврейскую эмиграцию из Европы в Палестину, если в Палестине и так, согласно этому мифу русскоязычных израильтян, было еврейское большинство?
Ещё одна поучительная история, непосредственно связанная с этим мифом, произошла в Израиле не так давно.
В 2007 году некий израильтянин Ави Голдрейх в статье, опубликованной на иврите, рассказал о книге «Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata», написанной голландским учёным Андреа Реландом в конце 17 века, изданной в Голландии и хранящейся в Иерусалимском университете. Согласно трактовке Ави Голдрейха, эта книга была отчётом о поездке её автора — Андреа Реланда в Палестину, в котором говорится о еврейском присутствии, еврейском большинстве и еврейских названиях городов в Палестине. Цитата: «Страна в основном пуста, заброшена, малонаселённая, основное население — в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффе, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша и примерно 70 „шомроним“ (самаритяне)».
На основании этой фальшивой трактовки многие правые израильтяне и правые русскоязычные израильтяне сделали для себя ложный вывод о том, что евреи здесь были уже в конце 17 века, а арабов здесь не было, или же они были в меньшинстве. Фальшивая трактовка Ави Гольдрейха была переведена на русский язык в начале 2009 года и вброшена в интернет — в пропагандистское сообщество Живого Журнала «Газа-2009», откуда разошлась по русскоязычному израильскому интернету.
Эта трактовка достаточно известной в научном мире книги была заведомо фальшивой. Голландия конца 17 века, века эпохи великих географических открытий, была страной, ведущей в сфере географии и картографии на протяжении многих лет. Голландский учёный Андреа Реланд, бывший специалистом по истории и культуре Востока — ориенталистом, но никогда не приезжавшим в Палестину, решил на основании современных ему географических карт «вычислить» географические названия, упоминавшиеся в Библии. В то время наука уже отошла от трактовки Библии только как священной книги, и пыталась рассматривать Библию как исторический и, в данном случае, — географический документ.
Текст самой книги Реланда, написанной на латыни с большими кусками-вставками источников на древнегреческом, иврите и арабском, выложен в интернете здесь: Часть первая, Часть вторая.
Несколько человек в 2009-2010 годах разбирались в этой запутанной истории.
«В дружественных журналах определённой направленности обнаружились ссылки на трогательную историю о голландском авторе под странным именем Адриани Риланди/Реланди, который в 1695 году посетил Палестину, и написал о ней много чего хорошего. В частности, он умудрился посетить 2500 населенных пунктов, и в каждом устроить опрос населения (выдающийся голландец)... На самом деле, увы, дело обстояло несколько иначе. Книга под названием Palaestina, ex monumentis veteribus illustrata действительно существует, но: 1) Автора её зовут Adrian Reland, и никак иначе. Окончание „и“ из Риланди-Реланди — это латинское окончание родительного падежа. Это наводит на мысли о том, насколько тот, кто содержание этой книги нам пересказал, в состоянии понять её содержание. 2) Автор, судя по статье о нём в Википедии, пределов Нидерландов никогда в жизни не покидал. 3) Книга хоть и про Палестину, да не ту. Не про Палестину 17 века, а про географию Палестины библейской. На основании библейских и классических источников. Вот здесь можно подробно почитать, о чем именно», — пишет блогер dimrub.
Блогер ordoteutonicus также обращает внимание на «факт абсолютного невладения латинским языком» переводчика книги и приводит биографические данные, свидетельствующие о том, что Андреа Реланд никогда не покидал пределов Голландии и тем более не посещал Палестину в 1695 году.
«Что же представляет из себя его книга? Это легко понять, достаточно посмотреть на её название — Palaestina, ex monumentis veteribus illustrata — „Палестина, описанная согласно древним источникам“. Вот, собственно, и всё. Сказки о путешествиях и демографических списках пусть останутся на совести Ави Гольдрайха», — пишет блогер. Здесь же он опровергает данные о количестве жителей в населённых пунктах Палестины на 1695 год, приводимые Реландом.
Схожие комментарии приводит также блогер e-d-k.
------------------------------------
P.S. Автор фальшивки Avi Goldreich. Свою статью он опубликовал в 2007 году. Его блог.
От всей этой истории остался некий осадок, связанный с тем, что попытки обоснования права на изгнание арабов из Палестины, произошедшее в 1947-1967 годах, продолжаются. Следы арабского присутствия в Палестине, продолжавшегося 1400 лет, медленно, но неуклонно уничтожаются. Застраиваются территории бывших арабских деревень и городов, уничтожаются названия. На месте только одного Тель-Авива было 6 арабских деревень, уничтоженных в 1947-1948 годах, но в топонимике города сохранилось только одно название одной улицы — дерех Саламе, проходящей по территории бывшей большой арабской деревни Саламе, почти вся территория которой — от моря до Гиватаима, сейчас застроена новыми домами.
На земле от моря до Иордана живут два народа, каждый из которых прожил на ней сотни лет. Каждый из двух народов считает эту землю своей. И каждый народ хочет вычеркнуть другой народ из истории этой земли.
Комментарии читателей (0):