В последние дни набирает оборот обсуждение конфликта, разгоревшегося у рынка «Матвеевский» с участием московской полиции и представителей дагестанской диаспоры. Как известно, в результате нападения на представителей правоохранительных органов один оперативник получил удар по голове, предположительно кастетом, после чего был доставлен в одну из московских клиник.
Логично было бы поставить это происшествие в один ряд с резонансными событиями на тему волнующей многих этнической преступности. Однако я предлагаю поставить «Матвеевский конфликт» в один ряд с ситуацией в городе Пугачёв под Саратовом и так называемый «бунт во Врадиевке» под украинским Николаевом.
ИА REX проводит опрос на тему: «Должны ли граждане помогать полиции?». Логичным был бы ответ о том, что, разумеется, граждане должны помогать полиции и всячески сотрудничать с ней. В конце концов, согласитесь – если из рук полиции вырывается и убегает насильник, то помощь со стороны прохожих в его поимке – не только гражданский долг, но и банальный фактор инстинкта самосохранения и безопасности близких: если этот насильник сбежит, то уже через неделю он может встретить вашу жену или дочь в тёмном переулке. Однако многие так же исповедуют принцип «моя хата с краю». Почему? Что мешает гражданину помочь полицейскому? Неужели наш народ настолько не любит представителей полиции?
Ответ на эти вопросы достаточно банален: дело не в нелюбви к полиции как таковой – дело в том, что люди вообще боятся оказаться фигурантом какого-либо громкого скандала или происшествия. И дело вовсе не во врождённом нежелании повышенного внимания к своей персоне, а в том, что, к сожалению, даже случайный прохожий при активной помощи полицейскому может быть квалифицирован как соучастник преступления. «Поди его разбери, что подумает представитель правопорядка – что я задерживал преступника, или же что помогал ему!», - думает человек. Вряд ли кому-то хочется стать аналогом персонажа по имени Йозеф К. из романа Франца Кафки «Процесс», поэтому каждый старается не лезть в конфликтные ситуации: он запуган, он знает, что, прикоснувшись к правонарушению, можно запятнать себя с ног до головы – а ведь надо жить, следить за престарелыми родителями, кормить жену и детей, да банально наслаждаться спокойной жизнью…
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 30.05.14 Вынесен приговор Магомеду и Халимат Расуловым по делу нападении на полицейского на Матвеевском рынке
- 01.08.13 Следственный комитет проверит все рынки России на предмет коррупции
- 31.07.13 Путин раскритиковал полицейских в связи с инцидентом на Матвеевском рынке
- 30.07.13 В Москве двум подозреваемым предъявлено обвинение в посягательстве на жизнь сотрудника полиции
Однако здесь есть и другой фактор – самоорганизация граждан. Социальная самоорганизация – яркая утопия всех леваков, которые стараются теоретизировать с точки зрения самоорганизации многие слои населения, от рабочих до студенчества. Однако критики революционной потенциальности рабочих неоднократно говорили о том, что рабочие не хотят совершить революцию – они лишь стремятся стать мелкой буржуазией, а что же касается студенчества, то это вообще неоднородная и скорее временная, а не социальная прослойка общества (студент становится таковым после школы и заканчивает быть таковым по окончании обучения).
В этом плане показательны как раз те самые ситуационные события под Саратовом и во Врадиевке. Конечно, за последние годы россияне привыкли к массовым выходам на улицы представителей тех или иных политических пристрастий – начиная традиционными «маёвками» левых сил и заканчивая нашумевшей Болотной площадью. Однако с ситуацией, когда граждане, объединённые по территориальному признаку и сплочённые несправедливостью той или иной ситуации, не призываемые практически никакими политическими силами, выходят на улицы и достаточно активно выражают свою позицию, россияне ещё не свыклись. То же самое можно сказать и о гражданах Украины: киевляне привыкли к ежедневному пикетированию Верховной Рады и многомесячному противостоянию палаточных городков сторонников и противников Юлии Тимошенко в центре города. Однако же никто не ожидал, что в относительно тихом посёлке городского типа Врадиевка под Николаевом местное население (численность которого, к слову, составляет 10 тысяч человек) взбунтуется против беспредела со стороны правоохранительных органов, да так, что властям пришлось вводить в ПГТ внутренние войска.
Сейчас это относительно новый вид протестных акций в новейшей истории СНГ: если раньше кто-то обвинял жителей постсоветских стран в пассивности и нежелании отстаивать свои права, то уже сегодня даже рядовое (с точки зрения криминала) событие способно всколыхнуть если и не всё общество, то хотя бы большую его часть, которая пожелает вершить правосудие по-своему. Не берусь обсуждать конспирологические версии о том, что ряд этих волнений (как и нашумевшие беспорядки на Манежной площади в Москве в 2002 и 2010 годах) специально кем-то отрепетирован и организован, однако уже сегодня налицо тот факт, что общество, категорически не доверяя никому – ни властям, ни полиции – стремится взять ситуацию в свои руки и восстановить справедливость на свой манер, пусть даже и радикальными способами.
Одновременно активизировался и самый неоднородный слой населения: в Москве, после событий у рынка «Матвеевский», снова появились так называемые «группы зачистки» - молодые люди, называющие себя борцами против распространения наркотиков и свободной продажи алкоголя людям младше 18 лет. Эти группы молодёжи (большинство из них ещё даже не окончило средней школы), вдохновившись примерами своих сверстников на YouTube, стали образовывать различные «фронты борьбы с …» (нужное подставить). Всё бы ничего, если бы не явно националистические взгляды молодых людей: под маской борьбы с пороками общества молодые люди стараются охотиться именно на лиц неславянской национальности, всячески унижая последних и нередко нанося им побои. В интернете имеется нашумевшее видео, когда около пятнадцати молодых людей, в медицинских масках и с травматическим оружием, врываются в здание, где, по их информации, живут нелегальные иммигранты, и выводят этих иммигрантов на улицу, «рисуясь» на камеру явно подсмотренными в фильмах выкриками «всем выйти из здания!», «построиться!» и угрожая оружием. Несмотря на юный возраст (и, соответственно, юношеский максимализм), уже через несколько лет эти молодые люди вполне могут выйти на улицы ещё раз, только уже с гораздо большим уровнем агрессии, чем в свои молодые годы, и уже без юношеского максимализма, а со сложившейся системой ценностей. И этот фактор ни в коем случае нельзя не учитывать.
Остаётся лишь надеяться, что эти бунты действительно стали лишь народным гневом, вспышками недовольства, и за ними не стоят хитрые кукловоды, готовые в любой момент натянуть нити и натравить человеческие массы друг на друга. В конце концов, все знают принцип: «Если никто не может защитить меня, я могу защитить себя сам». Поэтому, отвечая на вопрос «Должны ли граждане помогать полиции?», можно сказать, что именно задача полиции – защищать граждан, и именно полиция как структура призвана защищать правопорядок для комфортного проживания граждан. А если крыша, которая защищает твоё жилище от дождя и снега, постоянно норовит упасть тебе на голову, то не логично ли поменять её на более прочную и надёжную? По этой причине первоочередная задача правоохранительных органов – повысить собственный уровень работы, сделать жизнь жителей страны комфортной, сделать так, чтобы доверие к структуре со стороны граждан было оправдано. Но это не только задача властей, но и личная задача (пусть и утопическая) каждого полицейского. Только в этом случае каждый гражданин сможет активно помогать полиции бороться с преступностью без опасений за свою жизнь, и только в этом случае взаимное доверие будет расти.
Комментарии читателей (1):
Более того, массовые выступления в Болгарии, России, Украине, Египте, Бразилии, Китае, Португалии, Турции, Киргизии и т.д. - события одного ряда, обусловленные действием объективных законов природы человека и общества, ростом социальной активности населения и его самоорганизацией, чувством несправедливости и ростом психического напряжения социально активных субъектов парциального социокультурного поколения 2011-2037 гг. в условиях анархического политического режима 1985-2024 гг., а также эмоциональным состоянием презрения и неприязни вплоть до ненависти, вспыхивающей по самому ничтожному поводу у противоборствующих сторон и проявляющейся в разных формах. Вмешательство различных кукловодов не имеет решающего значения. И это только цветочки. См. "Математическое моделирование и прогноз спонтанных изменений массового сознания, коллективного поведения и социального взаимодействия на 2010-2037 годы", "Динамика самоизменения массового сознания, коллективного поведения и социального взаимодействия населения и власти в 1985-2011 гг. и прогноз на 2012-2037 гг." и др. на cksi.org