Папа Римский Франциск даёт экуменизму святого покровителя – Иоанна XXIII

Экуменизм становится «святым делом»
9 июля 2013  13:58 Отправить по email
Печать

Папа Римский Франциск объявил на днях о близкой канонизации двух своих предшественников – Иоанна-Павла II и Иоанна XXIII.

По словам главы пресс-службы Ватикана отца Федерико Ломбарди, консистория кардиналов, на которой будет обсуждаться этот вопрос, может состояться в уже сентябре, а сама церемония причисления к лицу святых – спустя несколько месяцев после этого. Решение папы Франциска вызвало большое удивление и вот почему. Если подготовка к канонизации Иоанна-Павла II проходила как положено, в течение длительного времени и при соблюдении условия «двух чудес», то внезапное внесение на рассмотрение собрания кардиналов кандидатуры Иоанна XXIII кажется событием из ряда вон выходящим. Хотя бы потому, что на счету покойного понтифика всего одно признанное «чудо». По этому поводу отцу Федерико Ломбардии пришлось даже оправдываться перед журналистами. На пресс-конференции он заявил, что совершение «чудес является подтверждением Божьей святости человека, но это не догма и не является абсолютной необходимостью».

Возможно, для папы Франциска канонизация Иоанна XXIII очень личное дело. 50 лет назад молодой священник Бергольо стоял на площади Святого Петра в Риме, когда в мир иной отходил папа Иоанн XXIII. Надо полагать, это событие глубоко отложилось в душе будущего понтифика. Между двумя папами много общего. «После надменного и холодного Пия XII - святого владыки – Иоанн XXIII создавал противоположный ему образ: наконец-то папа вел себя по-человечески, выходил к народу, был доступен для каждого, – пишет венгерский историк Ене Гергей. - Он немедленно положил конец анахроничному содержанию двора, каким тот был при его предшественнике; немцы были в полном смысле изгнаны из курии. Папа Иоанн покончил также с вековыми церемониями, однако сам любил праздничность, помпезность литургии. Его речи и высказывания не были выспренними, он любил выступать без специальной подготовки, импровизировать. Приятное впечатление, создаваемое этим, уравновешивало подчас причудливость его высказываний. Иоанн XXIII рассматривал свою миссию не как господство, владычество, а как службу, службу на благо церкви и человечества».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Все то же самое мы сегодня слышим о папе Римском Франциске. И вот перекличка времен. Одним из первых, кому позвонил понтифик после своего избрания, стал некогда личный секретарь Иоанна XXIII архиепископ Лорис Франческо Каповилла. Понтифик лично поздравил его с Пасхой, а также поблагодарил за рекламные плакаты, сделанные к Году веры в его епархии на севере Италии, на которых было написано «Пасха воскресения в свете Второго Ватиканского собора» и размещены изображения Иоанна XIII. После чего последовало алаверды. Архиепископ Каповилла в интервью интернет-порталу «Vatican Insider» подчеркнул большое сходство между своим бывшим руководителем и папой Франциском. Он обратил внимание на то, что обоих понтификов объединяет любовь к периферии. По словам архиепископа, папа Франциск напоминает своего предшественника на престоле св. Петра простым отношением к людям. Наконец, последним сходством между Иоанном XXIII и Франциском монсеньор Каповилла назвал их стремление способствовать миру и сотрудничеству между людьми разных взглядов. «В Церкви и политике существует потребность в духе примирения и сотрудничества видеть то, что объединяет, а не то, что делит. Это большой урок Иоанна и Франциска», - сказал архиепископ.

Однако вряд ли только личные симпатии побудили папу Римского Франциска ускорить процесс причисления к лику святых Иоанна XXIII. C последним связано очень серьезное событие в жизни Римско-католической церкви, во многом перепахавшее ее, а именно Второй Ватиканский собор. Он был инициирован Иоанном XXIII незадолго до его смерти и проходил с 1962 по 1965 год. Обратим внимание на Третью сессию собора. На ней обсуждалось несколько важнейших вопросов. Во-первых, вводился институт коллегиального участия епископов в управлении РКЦ посредством активизации епископского синода (коллегиальность – любимая тема и папы Франциска). Во-вторых, что более важно, был обсужден и принят декрет об экуменизме «Unitas redintegratio». В 2005 году кардинал Вальтер Каспер (на тот момент бывший председателем Папского совета по содействию христианскому единству), писал: «Декрет об экуменизме не возник из ничего. Он входит в контекст экуменического движения, которое, родившись в XX веке вне Католической церкви, совершило решающий поворот в 1948 году с созданием Совета по единству Церквей. Католическая Церковь долго относилась к экуменизму с недоверием... И все же на соборе начинается нечто новое: речь идет не о новой Церкви, а об обновленной. Папа Иоанн XXIII придал ей первоначальный импульс. Его можно справедливо считать духовным отцом декрета об экуменизме, так как именно он захотел созвать собор и он же определил его цель: обновление внутри католической Церкви и единство христиан».

Новая экуменическая политика тогда на практике отразилась во взаимоотношениях с восточными православными церквями. 7 декабря 1965 года папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор взаимно отменили отлучение, провозглашенное в 1054 году, что явилось жестом на пути к сближению. Следующий шаг наступил лишь спустя 50 лет, когда на интронизацию папы Римского Франциска впервые за тысячелетнюю историю раскола прибыл предстоятель Константинопольского патриархата всесвятейший Варфоломей. ИА REX неоднократно указывало на то, какое внимание нынешний глава Римско-католической церкви уделяет контактам с лидерами восточных православных и греко-католических церквей, так что не будем повторяться. Констатируем только, что активизация экуменистического движения, судя по всему, входит в число приоритетов папы Франциска, а с канонизацией Иоанна XXIII у римских экуменистов появится свой святой покровитель.

К чему приведут эти реформы? Пока непонятно. Но вот что интересно. В начале июля итальянская радиостанция Radio 24 дала в эфир откровения печально известного турецкого террориста Али Агджу, который в 1981 году покушался на жизнь папы Римского Иоанна-Павла II. Али Агджа критически отозвался о защите нынешнего папы Франциска, посетовав, что манера понтифика входить в гущу народа «доставляет головную боль сотрудникам службы безопасности Ватикана». Как заявил террорист: «Выстрелить во Франциска будет легко. Но я сейчас живу в Турции и у меня нет никакого плана убить папу. Я бы хотел застрелить президента Обаму, да. Шучу». В конце интервью Али Агджда попросил дать ему возможность посетить Италию, чтобы посетить могилу Иоанна-Павла II и встретиться с папой Франциском. Скорее всего, за словами террориста стоит желание еще раз напомнить о себе. Но также остается ничтожный шанс, что Али Агджда, действительно, можем пролить свет на то, какие опасности подстерегают в Риме энергичных пап. Как говорится в таких случаях, дыма без огня не бывает. Даже если огонь фальшивый и нарисован на холсте в каморке старого Карло.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть