В Польше начинаются дни польско-украинского церковного диалога. Высшие иерархи католических и греко-католических епархий обеих стран проведут совместные мероприятия и богослужения.
В центре внимания – вопросы истории, а именно 70-летний юбилей трагического эпизода Второй мировой войны, известный как Волынская резня. Речь идет об операции, проведенной вооруженными формированиями украинских националистов на Волыни, по уничтожению мирных советских граждан польской национальности. Сегодня польские и украинские священнослужители пытаются найти консенсус по этому вопросу, достигнуть примирения. Однако не все так просто.
С 26 по 30 июня в Польше будет пребывать архиепископ Святослав (Шевчук), глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). 27 июня в Варшаве пройдет панихида по жертвам Волынской резни. В ней обещают принять участие президент Польши Бронислав Коморовский, маршал Сейма Эва Копач, глава Сената Богдан Борусевич, свидетели тех событий, интеллектуалы, социальные активисты. Приглашение также получили глава Конференции католических епископов Юзеф Михалик, митрополит Варшавский Казимир Нич, митрополит Перемышльско-Варшавской архиепархии УГКЦ Ян Мартыняк. А на следующий день, 28 июня, на пленарном заседании Конференции польского епископата в Варшаве должно состояться официальное подписание Совместной декларации католических и греко-католических епископов.
Накануне своего визита глава УГКЦ архиепископ Святослав сообщил, что вначале его поездка планировалась как «исключительно пастырская», чтобы посетить верующих на севере Перемышльско-Варшавской архиепархии по случаю празднования 1025-летия Крещения Украины-Руси (или Киевской Руси - так Крещение Руси предпочитают называть на Украине). «Однако в связи с обстоятельствами (годовщина Волынской трагедии) и новыми акцентами в вопросе польско-украинских отношений, наш визит приобрел иной характер», - сказал архиепископ. Глава УГКЦ намерен «вынести на совершенно новый уровень дело польско-украинского примирения». Поэтому в оценках Волынской резни архиепископ Святослав предлагает польским братьям руководствоваться формулой «прощаем и просим прощения», в чем его поддерживает и митрополит Перемышльско-Варшавской архиепархии УГКЦ Ян Мартыняк.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В этом вся загвоздка. Потому что категорически против данной формулы неоднократно выступал глава Львовского архидиоцеза Римско-католической церкви архиепископ Мечислав Мокшицкий. О чем он на этой неделе еще раз заявил в интервью польскому Католическому информационному агентству. По словам архиепископа Мечислава, в основу польско-украинского примирения должно быть положено абсолютное и безоговорочное осуждение идеологии крайнего национализма и вызванных им последствий. «В настоящее время на Украине, особенно на западе страны, национализм рассматривается как основа государственного строительства, националистические лидеры поднимаются до уровня героев», - говорит глава Львовского архидиоцеза. Отсутствие знаний о прошлом и, как следствие, терпимость общества к ужасным преступлениям, какими были этнические чистки на Волыни в 1943 году, не позволяет говорить о примирении.
Как отмечает архиепископ Мечислав, «жертвами бойни были не только поляки, но все остальные, кто не разделял идеологию ненависти». Некоторые из них являлись не только католиками, но и представителями других христианских конфессий. Попытки Украины объяснить или оправдать то, что произошло 70 лет назад на Волыни, изначально неправильны. Но, добавляет глава Львовского архидиоцеза, к сожалению, понимание этого часто отсутствует в среде греко-католической церкви. На самом высоком уровне греко-католической иерархии даже присутствует «реклама» идеологии национализма и активное продвижение националистических активистов. По мнению Мечислава Мокшицкого, со стороны Римско-католической церкви было бы желательным в ответ начать проверку «героических добродетелей» мучеников-христиан, пострадавших в ходе Волынской резни, и приступить к подготовке процесса их беатификации и канонизации.
Позиция львовского архиепископа предсказуемо не находит понимания у украинских греко-католиков. Не далее как в мае сего года глава УГКЦ Святослав заявил, как он сожалеет, что греко-католики и католики Украины так и не смогли согласовать совместное обращение по поводу Волынской резни. Он пояснил, что осенью прошлого года епископат Римско-Католической Церкви и УГКЦ принял решение подготовить послание по Волынской трагедии. «Мы предложили формулировку «прощаем и просим прощения», однако архиепископ Moкшицкий не согласился с этим и предложил формулировку «извините и просим прощения». Результатом такой формулировки было бы одностороннее извинения от украинцев, несмотря на то, что поляки также имеют некоторые проступки по отношению к нам», - сообщил архиепископ. По его словам, на такое украинская сторона никогда не согласится.
Возможно, что со временем церковные лидеры смогли бы договориться об устраивающих всех выражениях. Однако в дело вмешалась политика, после того как польский парламент принял постановление с осуждением Волынской резни. В ответ 25 июня Львовский областной совет принял заявление, в котором раскритиковал Сенат Польши, сообщает информационное агентство УНИАН. «Теперь фактически перечеркиваются попытки примирения в сложных вопросах исторического прошлого обоих народов, где украинцы никогда не выступали агрессорами или оккупантами», - говорится в заявлении. По мнению львовских депутатов, «большинство представителей Сената… фактически осквернили память погибших и поляков, и украинцев, имея целью получение сомнительного политического капитала… действия польских политиков формируют негативный имидж Украины в мире, наносят вред евроинтеграционным стремлениям украинцев».
Так в «историческое уравнение» вслед за церковной переменной была внесена переменная политическая, что заметно осложнило решение задачи налаживания польско-украинского диалога. И стало совершенно непонятно, кто теперь сможет выступить в роли авторитетного посредника, способного усадить стороны за стол переговоров. Ведь если бы конфликт развивался лишь между греко-католиками и католиками, то сгладить противоречия мог бы Ватикан. Но вмешательство политических сил подрывает миротворческий потенциал Римско-католической церкви. Варшава не может пойти на отказ от своей позиции по Волынской резне, поскольку это будет означать, что она официально отказывается от видения Галичины, Волыни и Подолии как Восточных Кресов в пользу Западной Украины. А Киев не способен уступить, потому что это обрушит ту конструкцию национального строительства, которая осуществляется украинскими властями после распада Советской империи. Кажется, все это довольно надолго.
Комментарии читателей (0):