В Белграде с 19 по 21 июня под эгидой Сербской православной церкви прошла международная конференция по теме «Вера, власть и государства: от Константина к секуляризации». Организатором мероприятия выступила Экклезиологическая исследовательская международная сеть при поддержке британского Оксфордского университета, американских Джорджтаунского университета и Центра католической мысли и культуры в Университете Сан-Диего, Института по экуменическим и межрелигиозным исследованиям при Университете Тюбингена (Германия) и других.
С приветствием к участникам конференции обратился сербский патриарх Ириней. В своей проповеди он отметил, что «мы все должны сохранить наследие Миланского эдикта как акта, принятого в то время, когда многие отрицали свободу вероисповедания, и который сегодня делает миссию Церкви сильной и уникальной», передает белградская радиостанция Слово льбве.
Принятый в 313 году императором Константином Миланский эдикт – легендарный акт, который даровал свободу вероисповедания христианам и возвратил им все конфискованные церкви и церковное имущество. «Итак, мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры, и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, дабы верховное Божество, почитаемое нами по свободному убеждению, могло проявлять во всем обычную милость и благоволение к нам», - говорилось в документе. Конечно, нельзя сказать, что после этого христианам сразу зажилось лучше, да и после Константина был еще Юлиан-отступник, но, тем не менее, Миланский эдикт по праву занял и занимает важнейшее место в истории мирового христианства.
В этом году Миланский эдикт отмечает свое 1700-летие. И под эгидой проведения юбилейных мероприятий иерархи ведущих христианских конфессий, католики и православные, получили возможность, что называется, «сверить часы», не провоцируя лишних подозрений светских властей. Так, Константинопольский патриарх Варфоломей провел 15-16 мая в Италии, куда отправился на празднование Миланского эдикта. Выступая на торжествах, он отметил, что в странах с исламским большинством христиане должны иметь равные права с мусульманами, однако на самом деле это не так. На тему свободы вероисповедания высказался также миланский архиепископ Анджело Скола. Он напомнил, что каждый человек имеет право на религиозную свободу и «должен быть в этом свободным от какого-либо принуждения», сообщало Radio Vaticana.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 15.07.13 Будущее христианства: мнения
А двумя дня после в Фанар в гости к патриарху Варфоломею прибыла делегация Русской православной церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом. Он выступил в Стамбуле на семинаре, посвященном 1700-летию Миланского эдикта, зачитал приветствие патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам форума. Позже состоялась встреча митрополита Илариона с патриархом Варфоломеем. «Иерархи обсудили широкий круг вопросов, касающихся как общеправославного взаимодействия, так и развития двусторонних отношений между Константинопольским и Московским патриархатами», - кратко проинформировала служба коммуникации ОВЦС.
Вернемся к Сербии. Сербский город Ниш – родной город императора Константина. Апостольский нунций в Белграде, монсеньор Орландо Антонини в интервью Radio Vaticana объяснил, что это значит для современности. По словам монсеньор Антонини, в Сербской православной церкви обсуждалось предложение собрать в Нише всех христианский князей: папу Римского, православных патриархов и лидеров протестантских конфессий. Однако эта идея не нашла всеобъемлющей поддержки, прежде всего, среди сербских православных. В том числе, из-за отсутствия консенсуса по вопросу, следует ли предложить папе Римскому Франциску, посети он Ниш, осудить зверства католиков-хорватов на сербской земле в годы Второй мировой войны. Хотя на менее высоком уровне контакты между католиками и православными Сербии начинают налаживаться. Так, конференция на тему «Церковь в эпоху святого императора Константина Великого», которая была посвящена 1700-летию Миланского эдикта, стала поводом для возобновления сотрудничества между православным Богословским факультетом Белградского университета и Папским Латеранским университетом в Риме.
Но не только в укреплении экуменического диалога видится сегодня значение Миланского эдикта. Его празднование приходится на время серьезной геополитической «перестройки» Ближнего Востока, когда дела давно минувших дней начинают влиять на современность. В этом году сомкнулись два юбилея – один, связанный с императором Константином, второй – с османским султаном Мехметом II, завоевавшим в 1453 году Константинополь. Падение Византии больно аукнулось Европе. Спустя несколько десятилетий войска Сулеймана Великолепного подошли к стенам Вены, покорив до того Венгрию. Устои Священной Римской империи, с одной стороны, сотрясали протестанты, с другой — османы, захватившие новые земли и начавшие проводить на них свои реформы. Как знать, не проходила ли «операция Мартин Лютер» по расколу Римско-католической церкви при поддержке Османской империи, когда турки блокировали европейским монархам и католическим иерархам возможность вернуть Константинополь.
Как бы то ни было, сегодня у Римско-католической церкви появляются шансы восстановить «историческую справедливость», возродив Византию по заветам Ферраро-Флорентийской унии. Ныне все чаще в заявлениях политиков и церковных деятелей звучат призывы в духе Миланского эдикта императора Константина о защите прав христианских меньшинств и возвращении аннексированной церковной собственности. Последнее особенно болезненно для Турции, основатель которой Кемаль Ататюрк национализировал христианскую собственность. Как знать, не объявится ли со временем, не очень долгим, под воротами Стамбула наследник багрянородной фамилии? Поживем – увидим.
Комментарии читателей (0):