Даты - 31 мая, когда в Стамбуле под предлогом несогласия с планами правительства провести реконструкцию парка Гези горожане выступили с протестами, и 19 июня - когда посол США в Турции Фрэнсис Риккардоне появился в Анкаре на заседании актива правящей партии Справедливости и развития - должны войти в новейшую историю Турции.
ИА REX подробно освещало ход протестного движения в Турции, выявляя при этом так называемые загадочные события, которые вызывали самые разные интерпретации, как со стороны турецких, так и со стороны западных и российских экспертов. Сегодня о том, что же произошло 19 июня. Будем говорить только о фактах.
На 12 часов дня в штаб-квартире правящей партии в Анкаре было назначено заседании Центрального Исполнительного комитета (MKYK), которое должен был проводить премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Это событие широко анонсировалась в турецких СМИ.
В 11.30 перед входом в штаб-квартиру появляется вице-премьер Турции Бюлент Арындж. Многословно рассуждая об акциях молчаливого протеста на площади Таксим, выражая удивление, что протестующим удается выстоять на ногах несколько часов, в то время как он после пяти-шести минут на ногах всегда «ищет скамейку», Арындж делает важное заявление: в стране не будет объявлено чрезвычайное положение, «так как в этом нет необходимости». По его словам, «оппозиция несколько раз предлагала властям объявить в стране чрезвычайное положение, однако мы против этого, так как сильному правительству нет необходимости объявлять чрезвычайное положение». Так было предано гласности два важных факта:
1. Накануне партия Эрдогана проводила консультации с лидерами оппозиционных партий.
2. В повестке дня заседания Центрального Исполнительного комитета партии стоит только один вопрос - возможность введения в Турции чрезвычайного положения.
11.35. К штаб-квартире партии прибывает посол США посол Риккардоне. Это - беспрецедентный случай, «сюрприз», как оценили его многие турецкие СМИ, когда посол США так демонстрировал намерение повлиять на принятие важного политического решения. По данным газеты Today`s Zaman, Риккардоне провел переговоры с советником премьер-министра Турции Ялчином Акдоганом. Однако газета Milliyet намекает на то, что посол встречался лично с Эрдоганом. Это более логично, поскольку в дальнейшем турецкие СМИ избегали подавать в полном объеме заявление Риккардоне, сделанное после переговоров.
В изложении Milliyet, оно звучит следующим образом: «Президент США Барак Обама и премьер-министр Эрдоган во время недавней встречи в Вашингтоне приняли много совместных инвестиционных программ, которые они намерены в дальнейшем осуществлять. США и Турция были всегда верным союзниками, даже в период напряженности во взаимоотношениях между двумя странами, а сейчас США верит в прочность демократии в Турции». В изложении Today`s Zaman: «Риккардоне заявил, что находится в постоянном контакте, как с турецкими министрами, так и оппозицией». Главная интрига в том, что заявление Риккардоне передавалось телекомпаниями в записи, уже после выступления исполнительного секретаря правящей партии Хусейна Челика по итогам заседания Центрального Исполнительного комитета. Он сообщил, что принято два важных решения:
1. События в Турции будут развиваться только в рамках так называемой демократической процедуры.
2. Проблема реконструкции парка Гези будет решаться на референдуме, о сроках которого будет сообщено позже, а не путем плебисцита на уровне городского муниципалитета, в ведении которого находится площадь Таксим и парк Гази.
Разведение по времени предания гласности заявлений Риккардоне и Челика было осуществлено для того, чтобы создать иллюзию: отказ от введения чрезвычайного положения в Турции осуществлен не под давлением США, а решением самой правящей партии. И вновь будем приводить только факты
15 января 2013 года. В Вашингтоне проводится «круглый стол», на котором выступает посол США в Турции Риккардоне. Он заявляет, что развитие Турции началось не с приходом к власти партии Справедливости и развития, а с периода руководства страной Тургутом Озалом. В свою очередь экс-посол США в Турции Росс Уилсон подчеркивает: «все изменения в политических, экономических и общественных процессах будут продолжаться и после партии Эрдогана». Это - первый открытый намек на то, что правящая в Турции партия Справедливости и развития может быть отстранена от власти.
4 февраля 2013 года. Исполнительный секретарь партии Челик подвергает резкой критике посла США Риккардоне за высказывания в отношении турецкой судебной системы. По его словам, несмотря на то, «что Риккардоне говорит по-турецки, он не вышел из состояния начинающего посла, и, приехав в Турцию, стал вмешиваться в ее внутренние дела». При этом Челик напомнил, что «еще в первые дни работы в Анкаре Риккардоне удостоился прозвища «посол-любитель»", и что «именно так прозвал его турецкий премьер-министр Эрдоган за неуместные высказывания в поддержку людей, обвиняемых в переворотах». Дело было в том, что посол США выступил с несколькими заявлениями в которых обвинил турецкое государство, что задержанные в рамках разбирательств по делам «Эргенекон», «Бальоз» («Кувалда») и Союза общин Курдистана (KCK) арестованы без каких-либо законных оснований.
6 июня 2013 года. В газете Yeni Şafak печатается интервью Челика. Он заявляет: «Беспорядки в Турции были спланированы несколько месяцев назад в Американском институте предпринимательства (American Enterprise Institute). В разработке проекта приняли участие бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд, экс-заместители министра обороны США Пол Вулфовиц и Дуглас Фейт, профессор-востоковед Бернард Льюис, заместитель главы совета национальной безопасности США Эллиот Абрамс, экс-советник министра обороны США Перл Ричард, бывший постоянный представитель США при ООН Джон Болтон, один из известных и влиятельных американских политических обозревателей Уильям Кристол. Эти же лица в 2007 году разработали план «Хадсона», чтобы посеять хаос в Турции. На сей счет правительство Турции располагает данными разведки. Мы знали, что в этом институте обсуждался вопрос о возможности дестабилизировать обстановку в Турции, спровоцировав молодежь на демонстрации и акции протеста по поводу стамбульского парка Гези на площади Таксим, но не знали, что они смогут так далеко пойти».
19 июня во второй половине дня многие турецкие телеканалы заполонили различные турецкие эксперты и очевидцы событий на Таксим и в парке Гази. Они призвали:
1. Создать «демократическое коалиционное правительство», или мощный «демократический союз», состоящий из «демократов, которые есть как в правящей, так и в оппозиционных партиях».
2. Внести изменения в готовящийся проект Конституции страны. Она должна оставаться республикой парламентского типа, а не президентской, на чем настаивает Эрдоган.
Пока это только предложения и слова. Дела иные. Видимо, референдум по реконструкции парка Гази будет назначен на осень, поскольку в марте будущего года в Турции должны состояться региональные выборы. Совмещать их правящей партии невыгодно. Пока все признаки свидетельствуют о том, что партия Эрдогана проиграет референдум, а значит - потеряет Стамбул. Как пишет в этой связи газета Zaman, за этот срок вряд ли верхушка партии Справедливости и развития «успеет изменить свой политический менталитет, который устарел всего за три недели протестного движения». Проблемными для нее могут стать и региональные выборы. Не исключено, что партия Эрдогана вынуждена будет уйти в оппозицию, на что, кстати, уже открыто намекает Челик.
В то же время нельзя исключать и кадровых рокировок в высших эшелонах власти, движения поддержки Эрдогана, которое могут организовать курды, что еще более усугубит политический раскол страны. Так что «турецкая весна» вступает пока в промежуточную фазу: раз появились «цветы», значит будут скоро и плоды.
Комментарии читателей (1):
20.06.13 22:56 - Сообщение отредактированно модератором