17 июня британская газета «The Guardian» сообщила, что в её распоряжении оказались документы, подтверждающие, что в ходе саммита G20 в Лондоне в 2009 году британскими спецслужбами производилась слежка и прослушивание телефонных переговоров участников. Среди них был и Дмитрий Медведев, который на тот момент являлся президентом России.
Это событие специально для ИА REX прокомментировал политолог Михаил Нейжмаков:
Нет ничего необычного в том, что спецслужбы одной страны стараются добыть как можно больше информации о лидерах других держав. Интереснее обстоятельства появления таких разоблачений. Документы о том, как в 2009 году британские спецслужбы (в партнерстве с коллегами из США) прослушивали лидеров G20, были переданы в «The Guardian» Эдвардом Сноуденом. Был он китайским агентом изначально (хотя МИД КНР, естественно, это отрицает) или просто выбрал Гонконг в качестве прибежища в последний момент – уже не суть важно. Он неизбежно должен был попасть там под опеку китайских спецслужб. Да и идти навстречу пожеланиям гостеприимных хозяев наверняка вынужден.
В конце концов, список стран, где он может скрыться, не так уж велик. Заявления Сноудена о том, что в качестве нового прибежища он мог бы выбрать Исландию, смотрятся просто смешно, учитывая, что это страна-член Североатлантического Альянса, имеющая договор об обороне с США (по иронии судьбы, в апреле 2013 года официальный Рейкьявик еще и решил присоединиться к работе Центра НАТО по совместной киберзащите). Скорее, заявление про Исландию – способ продемонстрировать свою независимость от Китая и показать западной общественности свою приверженность ценностям именно западного мира. Как бы то ни было, страны-союзники США в качестве новой родины для Сноудена явно отпадают. Слишком слабые государства отпадают тоже, ибо Вашингтон легко добьётся от них его выдачи. Скрываться в одиночку – значит одному идти на противостояние с мощнейшими спецслужбами мира. То есть, у Сноудена, даже если он действительно просто разочарованный романтик, есть множество оснований, чтобы дорожить китайским гостеприимством.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А официальному Пекину скандал накануне саммита G8 и удар по репутации «гостеприимства» британского выгоден минимум по двум причинам. Во-первых, саммит G8 может разразиться новыми совместными заявлениями против Башара Асада, а Китай, напротив, благожелателен к официальному Дамаску. Так, КНР был в числе 12 стран, 16 мая 2013 проголосовавших против резолюции Генассамблеи ООН по Сирии, где сирийские оппозиционеры назывались «законными представителями народа» этой страны. Во-вторых, сами китайско-британские отношения в последнее время переживают охлаждение. В мае 2012 года британский премьер Дэвид Кэмерон встретился с Далай-ламой. Хотя прекрасно осознавал, что этот деятель рассматривается Пекином, как лидер тибетских сепаратистов, а контакты с ним – как недружественные шаги по отношению к Китаю. В свою очередь, в апреле 2013 года высшие руководители КНР отказались встречаться с Кэмероном и тому пришлось отменить визит в Поднебесную. Понятно, что в 2009 году, когда британские спецслужбы прослушивали участников саммита G20, Кэмерон еще не был хозяином Даунинг-стрит, 10. Но отвечать на неудобные вопросы придется именно ему.
Видимо, так же подумали и в согласившейся опубликовать эти разоблачения «The Guardian». Ведь это издание, близкое к оппозиционной Лейбористской партии. В 2009 году как раз она и была правящей, но ведь нынешний ее лидер Эдвард Милибэнд и стал лидером лейбористов, призывая дистанцироваться от политики предшественников.
Таким образом, в истории с разоблачением спецслужб из Лондона китайское гостеприимство сработало против британского.
Комментарии читателей (0):