В ходе состоявшегося 13-14 июня визита в Ташкент президента Нурсултана Назарбаева был сделан ряд важных заявлений, в первую очередь – по водно-энергетической проблематике. На совместной пресс-конференции Ислам Каримов не мог не затронуть эту тему и ещё раз напомнил об опасности, которую с точки зрения Узбекистана представляет строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбар-Атинской в Киргизии.
«Если учесть, что речь идёт о возведении гигантских по масштабам плотин, Рогунская - 330 м, Камбар-Атинская - 260 м, их размещение в зоне тектонического разлома сейсмичностью 9-10 баллов и возможность опаснейших техногенных и экологических катастроф, сама по себе становится очевидной необходимость таких экспертиз и согласований», - сказал узбекский лидер.
Его казахстанский коллега, до сих пор избегавший однозначных заявлений на эту тему, также высказался вполне определённо: «Сделайте экспертизу проектов ГЭС, убедите нас. Вопрос не в Каримове и Назарбаеве. Народ надо убедить, что их не затопит, что дехкане не останутся без воды. И мы готовы пойти вам навстречу. Убеждён, что это разрешимые проблемы, нужен диалог. Он может состояться в любых рамках, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Следует поздравить Ислама Каримова с дипломатической победой. Не секрет, что Ташкент не упускает ни малейшей возможности заявить с любых трибун и по любому поводу, что строительство крупных ГЭС в Центральной Азии вредно и опасно, чревато техногенными и природными катастрофами, а также политическими и даже, как сказал однажды президент Узбекистана, религиозными конфликтами.
Каримов не первый год с удивительной для его лет энергией занимается сколачиванием своего рода коалиции низинных стран, которые могли бы выступить единым фронтом против высокогорных соседей, норовящих взять в свои руки контроль над огромным водостоком. С этой целью он в прошлом году посетил и младшего коллегу в Ашхабаде, но видимых результатов не добился, и близкого по возрасту и стажу президента Казахстана. В ходе встречи двух лидеров в сентябре 2012 года яркие заявления звучали лишь из уст Ислама Каримова, хозяин ограничивался обтекаемыми формулировками. Зато итоги нынешней встречи с Нурсултаном Назарбаевым можно назвать прорывными.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.08.13 Эмомали Рахмон: недостаток воды может привести к конфликтам даже внутри одной страны
- 13.08.13 Россия не спешит строить в Киргизии обещанные ГЭС - мнение
- 13.02.13 Киргизия: Камбар-Атинская ГЭС повторит судьбу Рогунской?
- 17.12.12 Правительство Киргизии согласно на проведение международной экспертизы Камбар-Атинской ГЭС-1
В свою очередь руководство Таджикистана продолжает с не менее высоких трибун заявлять о праве Душанбе использовать свои водные ресурсы, исходя из собственных интересов. В первую очередь речь идёт об уже упомянутой Рогунской ГЭС, проект которой был разработан в 70-е годы прошлого века, но строительство, замороженное в начале 90-х из-за гражданской войны, так и не возобновилось. Формальной причиной является проводимая под эгидой Всемирного банка международная экспертиза проекта, которая должна завершиться в текущем году. Но это не означает, что ГЭС будет построена, как только специалисты представят итоговый доклад. Ни инвестора, ни тем более подрядчика для неё не находится, попытка продажи акций с треском провалилась, единственная страна, могущая решить вопрос усилием политической воли, - Россия – хранит загадочное молчание. В ходе визита в Душанбе в октябре 2012 года президента РФ Владимира Путина тема Рогуна и российского участия в проекте не обсуждалась. И это через две недели после визита Путина в Бишкек, где были подписаны сразу два межгосударственных соглашения о строительстве в общей сложности пяти электростанций, в том числе Камбар-Атинской, силами российских компаний.
Положения одного из документов уже начали воплощаться в жизнь: осенью прошлого года начато строительство первой ГЭС Верхне-Нарынского каскада. Памятная капсула в основание станции была торжественно заложена в присутствии президента Киргизии Алмазбека Атамбаева и главы «РусГидро» Евгений Дода. Реализация данного проекта у соседей Киргизии возражений не вызвала, т.к. речь идёт о четырёх станциях с невысокими плотинами, которые никак не угрожают безопасности региона. Как предполагается, весь процесс возведения ГЭС займёт 5-6 лет, первые агрегаты планируется запустить в 2016 году.
Совсем другое дело – Камбар-Атинская ГЭС-1, мощность которой составит 2ГВт, а высота плотины – 260 м. Данный проект также является советской разработкой и так же, как и в случае с Рогунской ГЭС, вызывает живейший интерес Ташкента. Вдохновлённый опытом инициирования экспертизы в Таджикистане, Узбекистан немедленно пошёл в атаку и отчасти добился своего: киргизская сторона заявила, что не возражает против участия международных специалистов в анализе проекта, российский подрядчик – компания «ИНТЕР РАО ЕЭС» - также спорить не стала. В настоящее время работа над проектом Камбар-Аты-1 находится на стадии завершения подготовки технико-экономического обоснования, затем можно будет приступить к анализу проекта, если к тому времени будет сформирована экспертная группа. Впрочем, пока ни одна международная организация не заявляла о готовности заняться этим вопросом.
Таким образом, с экспертизой Камбар-Атинской ГЭС серьёзных проблем возникнуть не должно, но в основание этого масштабного проекта заложена другая «бомба с часовым механизмом», которая может рвануть в любой момент и разрушить мечты киргизского руководства по превращению республики из энергодефицитной в энергоизбыточную. А именно: соглашение о строительстве ГЭС предусматривает равный раздел акций между Россией и Киргизией: «открытое акционерное общество «ИНТЕР РАО ЕЭС» - 50 процентов; открытое акционерное общество «Электрические станции» - 50 процентов», гласит статья 4 документа. Однако принять участие в проекте на правах акционеров хотят соседи – Узбекистан и Казахстан. Возникает вопрос: чью долю придётся уменьшить, чтобы принять новых партнёров? Россия, выступающая главным подрядчиком и инвестором, акциями делиться не будет в силу экономической нецелесообразности этого шага. Киргизская же сторона выразила свою озабоченность устами депутата Жогорку Кенеша Нарынбека Молдобаева: «Но как сможем дать [им акции], если нам остается 50%? Если 50% разделим с Казахстаном, Узбекистаном, то Кыргызстану останется малый процент и народ нас не поймёт», - заявил депутат.
Получается, что оба масштабных проекта ещё весьма далеки от реализации, однако все заинтересованные стороны с пеной у рта доказывают свою правоту, плетут интриги и вербуют сторонников. Скорее всего, за горячими дискуссиями о водно-энергетических проблемах стоит желание региональных лидеров раз и навсегда выяснить, «кто в доме хозяин». В этом контексте очень симптоматична апелляция казахстанского президента и киргизского депутата к своим народам. В такой ситуации неудивительно, что разумное во всех отношениях предложение Узбекистана построить несколько малых ГЭС взамен одной крупной, было воспринято в Душанбе как прямое оскорбление.
Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев, высказав консолидированную позицию по вопросу о строительстве крупных ГЭС, сделали сильный ход. Вряд ли экономически отсталым Киргизии и Таджикистану, а также вечно нейтральной Туркмении, больше занятой газовыми, чем водными, проблемами, найдётся, чем ответить, кроме очередного сотрясания воздуха. В случае же возникновения в Центральной Азии патовой ситуации разрешить конфликт, как в античной драме, сможет лишь deus ex machina – Россия, о чём в во всех пяти столицах региона регулярно забывают, затягивая ратификацию важных для Москвы соглашений, ущемляя права российских граждан, ведя тайные и явные переговоры по военным вопросам с западными странами, а также предпринимая другие недружественные шаги.
Комментарии читателей (2):